День Победы

P.S. Новелла была написана восемь лет назад в День Победы.

               
Сегодня – День Победы!

                Сегодня – ровно 62 года, как советские солдаты водрузили знамя победы над Рейхстагом в поверженной Германии. Этот праздник в странах бывшего Советского Союза пока ещё не отменили, как некоторые другие праздники, которые праздновали, пока Союз не развалился.

                На улицах малолюдно. Скорее всего, большая часть городского населения на дачах: надо успеть за выходные посадить на двух сотках максимальное количество всего, что можно вырастить на огороде. Сегодня празднование Дня Победы имеет значение в основном для ветеранов, которые дожили до сегодняшнего дня. Для молодёжи этот праздник уже не имеет того смысла, который имел для тех, кто победил и выжил во второй Мировой войне. Сегодня даже ветераны-«афганцы» начинают меркнуть на фоне бессмысленной и бесконечной Чеченской войны. Постепенно, с годами всё забывается или уже не воспринимается с той болью, которая была тогда.

 1.
 
                На конечной остановке трамвая собралась небольшая толпа людей, которые в это раннее утро собираются ехать каждый по своим делам. В связи с праздником, интервал, с которым сегодня ходит общественный транспорт, значительно увеличен. В ожидании трамвая люди тихо переговариваются. На лавочке под козырьком сидят два пенсионера.

                -- Наверное, в городе остался только этот единственный маршрут, выгодный для нас, пенсионеров.

                -- Да, я тоже заметил, что с тех пор, как построили метро, почти все маршруты наземного транспорта сократили до метро.

                -- Если раньше можно было доехать до нужной остановки одним транспортом, то теперь тремя. И за каждый раз плати. У меня ноги больные. Мне тяжело спускаться в метро, а потом выходить из него.

                -- А я так вообще боюсь в этом метро ездить. Внук говорит: «Деда, а зачем тебе ездить? Ты такой старый. Сиди дома и жди свою старушку с косой, а то она придёт за тобой, а тебя нет».

                -- Молодёжь сейчас такая наглая, совсем не почитает нас, стариков. За что мы только кровь свою проливали в войну? Мы были не такими…

                -- И не говори. А правительство ещё хуже. Совсем не думает о пенсионерах, о тех, кто ценой своей жизни для них же и добывал эту победу.

                В стороне от всех стоят трое мужиков среднего возраста. У них одна забота: «сообразить на троих». Мужики курят дешёвые папиросы, друг другу рассказывают скаберзные анекдоты и рогочут. Они находятся в несколько в возбуждённом состоянии. Они в предвкушении предстоящего мероприятия.

                -- Доедем до парка. Я там знаю одну беседку. В ней и столик есть и скамейки.

                -- Клёво! Надо же День Победы по-человечески отметить. Всё ж такой праздник, ё-маё!

                -- Мужики, блин, вчера по телевизору слушал прогноз погоды на сегодня. На День Победы, блин, обещали солнце и двадцать пять градусов жары, блин. Утром поднимаюсь, смотрю в окно, а там идёт дождь, блин, и всего десять градусов тепла. Грёбанные синоптики очередной раз накололи, блин!

                Действительно, сегодня пасмурно и прохладно. Моросит дождик. Не смотря на прохладную погоду в начале мая, молодые нежно-зелёные листики на деревьях за ночь увеличились в размере. На цветочных клумбах густо высажены красные тюльпаны. Деревья и кусты, покрытые сплошь молодой салатовой зеленью, да ярко-красные тюльпаны, создают настроение праздника, весны, победы.

2.


                На остановке с противоположной стороны от мужиков стоят две дамы, по своему внешнему виду претендующие на определение «интеллигентные». Говорит, в основном, одна из дам, та, что в очках. Вторая дама всё время молча кивает головой и периодически поддакивает в знак согласия.

                -- Сегодня рано утром позвонила в Варшаву.

                -- Зачем?

                -- Там уже четвёртый год живёт и учится наш сын.

                --  Какая ты счастливая: у тебя такой умный сын, за границей учится.

                -- Не перебивай, слушай дальше.

                -- Молчу, молчу.

                -- Так вот, звоню сегодня утром в Варшаву и говорю:

                --«Здравствуй, сынок! Поздравляю с Днём Победы. На парад пойдёшь?», -- про парад я спросила на всякий случай. А он мне спокойно так отвечает:

                -- В Европе День Победы отмечают Восьмого мая, а сегодня обычный рабочий день. Мама, говори быстрее, что ты хочешь, а то я опаздываю на занятия.

                -- Сынок, вчера в новостях передали, что ваше правительство издало указ о сносе памятников на всей территории Польши советским воинам-освободителям.

                -- Это для вас они освободители, а для нас – оккупанты.

Представляешь, подруга, мой сын прожил в Польше три года, и уже спокойно, как должное, воспринимает мои слова «ваше правительство». Он, что: себя уже поляком ощущает? Я ему говорю:

                -- Сынок, надеюсь, что ты не забыл, что я твоя мама. Кстати, русская по национальности. Откуда вдруг у тебя такая неприязнь к русским?

                -- Мама! А почему ты вдруг стала такой патриоткой? Это ты русская, а я себя считаю чистокровным белорусом по отцу.

                -- Сын! В отличие от тебя я всегда была патриоткой! До свидания! Спасибо, сынок, за поздравление с праздником!

                Как только я положила телефонную трубку на рычаг, муж, который слышал весь мой телефонный разговор с сыном, начал толкать мне патриотическую речь, постепенно распаляясь и увеличивая звук своего голоса:

                -- Да где бы сейчас были эти сраные поляки, если бы не наши войска освободили их от фашистов? Они считают, что им лучше бы было находиться под оккупацией немцев? Да Гитлер полностью сжёг бы их нацию в печах крематория! Мой отец, освобождая Польшу, потерял ногу. Ему было тогда всего 19-ть лет! Как нашему сыну не стыдно, который принимает безнравственную политику польского президента.

         Муж говорил и говорил, распаляясь всё больше и больше. Под конец его пламенной речи, у меня создалось впечатление, что всю свою злобу он изрыгал уже не на поляков, не на их безнравственную политику, а на собственного сына. Я уже пожалела, что позвонила сыну в Польшу и решила поздравить его с праздником. В такой день с самого утра все переругались.
 
                -- И не говори, подруга! Как гласит современная русская пословица: хочешь, как лучше, а получается, как всегда.

3.

                На этой же остановке, как-то обособленно от всех других стояла женщина. Она была красива неброской красотой. Одета просто, но со вкусом. От неё веяло спокойствием и добротой. Густые светло-русые волосы, длинные и волнистые, были каким-то неимоверным образом уложены вокруг головы так, что делало её образ ещё более женственным, нежным и загадочным. Казалось, что она сошла в 21-ий век с полотна великого итальянского художника Тициана «Венера перед зеркалом», написанного ещё в 16-ом веке.

                В одной руке женщина держала букет из красных гвоздик и белых хризантем, а в другой – сумочку и полиэтиленовый пакет. Она была погружена в свои мысли. Никому, из всех стоящих на остановке, даже не могло приди в голову, что эта красивая и загадочная женщина несчастна. Её несчастье заключалось всего в двух словах -- «старая дева». На протяжении жизни для неё это было, как неизлечимый диагноз, как клеймо.  Эти слова постоянно напоминали о себе, они хлестали и били её нежную и романтичную душу, жгли огнём так, что казалось,  когда-нибудь она этого не выдержит.
 
                Этой ночью ей плохо спалось. Всю ночь, ворочаясь с боку на бок, периодически просыпалась, потом долго не могла заснуть, а когда всё-таки засыпала, ей снился один и тот же неприятный сон: она всё время от кого-то убегала. Да, ещё чей-то муж посреди ночи закатывал скандал своей жене. У женщины была открыта форточка. У мужика, который устроил разборку, тоже была открыта форточка. Казалось, что он орал на жену прямо в комнате женщины, такая была слышимость. Мужик был пьян и сам себя распалял, повторяя всё время одну и ту же фразу:

                -- Я тебя, сука, с твоим хахалем в следующий раз возьму и придушу! Я не шучу, вот увидишь! Проститутка! Курва! Б…дь! Ноги повыдёргиваю! Долго ещё будешь меня перед соседями позорить? Всё, моё терпение кончилось. Я зарежу тебя, стерва, вместе с ним! Я не шучу!

        Его гвалт слышали все соседи, у которых спальня выходит во двор. Наконец, один мужик с верхнего этажа не выдержал, высунулся в окно и сдержанно-злым голосом сказал:
                --Слышишь, рогоносец! Хватит по ночам устраивать разборки! Дай поспать! Скажешь ещё хоть слово, получишь в глаз! Понял?

                Гвалт прекратился. Женщина заснула. Ей опять снилось, что она от кого-то убегает.
                Рано утром, встав с постели, сделала зарядку, съела варёное яйцо с салатом из редиски, выпила чашку крепкого чёрного чая и стала собираться к отцу, чтобы поздравить его с Днём Победы. Отец совсем старенький, ему уже 84 года. Он одиноко живёт в другом микрорайоне и дочь каждый месяц регулярно ездит его навещать. И каждый раз она уговаривает отца объединить квартиры, чтобы жить вместе, но он не соглашается. Про таких людей обычно говорят «одинокий волк». Он жил в своём мире, со своими причудами и капризами, которые с каждым годом только увеличивались, чем доставлял немало хлопот дочери.

                Женщина вышла из дома. Раскрыла над головой зонт. Прежде, чем идти на остановку трамвая, она зашла в «Супермаркет», который ещё совсем недавно назывался гастрономом, купила для отца бутылку чешской «Бехеровки» и продуктов, которые он любит. Затем зашла в отдел, где продавали цветы. Цветы – её слабость. Она долго и кропотливо выбирала букет и, наконец, купила красные гвоздики с белыми хризантемами. Ей казалось, что такое сочетание, как нельзя лучше подходит к сегодняшнему празднику, хотя прекрасно знала, что отец, как всегда, будет ворчать:

                -- Ну вот, опять выбросила деньги на ветер. Какая ты всё-таки у меня бестолковая. Лучше бы купила ещё одну бутылку «Бехеровки». Какой прок от этого веника?

4.

                К остановке подъехал трамвай. Все дружно кинулись к дверям, чтобы первыми войти внутрь и занять лучшее место. Тициановская женщина в вагон трамвая вошла последней. Она огляделась. Свободных мест было ещё много. Она выбрала место в середине вагона и удобно устроилась у окна: ехать ей долго, около часа. Сзади её сидели две молодые женщины, лет по тридцать, и тихо разговаривали между собой. Сначала женщина не прислушивалась к тому, о чём они говорят, но вдруг её заинтересовал рассказ одной из них.

                -- Ты помнишь мою племянницу?

                -- Да. Симпатичная девушка. Кажется, она училась в медицинском институте. Она его закончила?

                -- Я не об этом. Представляешь, когда она училась на третьем курсе, мама послала её в магазин купить кое-что из продуктов. Очередь в кассу была огромная. Пока она стояла в очереди, то с ней разговорилась женщина, стоящая в этой же очереди. Этой женщине так понравилась моя племянница, что она оставила ей записку с номером своего телефона и попросила племянницу, чтобы та позвонила ей на следующий день, мол хочет такую хорошую девушку познакомить со своим сыном.

                -- Твоя племянница позвонила?

                -- Да. Она на следующий день позвонила этой женщине. Та пригласила её к себе в гости.

                -- Чем же это всё закончилось?

                -- Чем, чем! Свадьбой!

                -- Надо же. Сколько лет назад это было?

                -- Лет пять назад. А, может быть и шесть.

                -- Как живут? Не ругаются?

                -- Нет. До сих пор любят друг друга. Счастливы в браке.

                -- Везёт же некоторым!

                -- Да, чего только в жизни не бывает.

Тициановская женщина разволновалась: « Надо же! Почти похожая история много-много лет назад произошла со мной. Только, к сожалению, закончилась по-другому».

5.

                Это было тридцать семь лет назад. Был праздничный день – 9-е Мая. Страна праздновала 25-ю годовщину победы над фашизмом. День был солнечным и тёплым. Две подруги, студентки третьего курса медицинского института, поздно вечером возвращались с праздничного салюта домой. Одна жила в центре города, а второй надо было ехать на трамвае в новый микрорайон. Девушка зашла в трамвай, расположилась на заднем, единственно свободном, сиденье, которое было развёрнуто в сторону задней площадки. На следующей остановке в заднюю дверь трамвая вошёл подвыпивший ветеран с медалями и орденами на груди. В одной руке он держал уже завядшую гвоздику, которую давно пора было выбросить. Другой рукой достал из кармана талончик и пытался его прокомпостировать. Он никак не мог попасть талоном в компостер: во-первых, был пьян, во-вторых, заднюю площадку трамвая качало из стороны в сторону. Девушка поднялась со своего места, молча взяла из рук ветерана талончик, прокомпостировала его и уже прокомпостированный талон обратно всунула ветерану в руку.

                -- Садитесь, пожалуйста, -- сказала она, обращаясь к ветерану, и жестом указала на сиденье, на котором только что сидела.

Когда ветеран сел, девушка прошла вперёд вагона, и стала у кабины водителя трамвая. Буквально через несколько минут она услышала, как за её спиной тихий мужской голос сказал:

                -- Девушка, извините. Можно к Вам обратиться?

 Она развернулась и увидела перед собой ветерана, которому прокомпостировала талон.

                -- Что-нибудь случилось? – Спросила она и удивлёнными глазами уставилась на ветерана.

                -- Нет. Пожалуйста, не волнуйтесь.

Он представился:

                -- Владимир Семёнович. А как Вас зовут?

Ветеран всё больше и больше удивлял девушку:

                -- Зачем Вам моё имя?

                -- Если не хотите, можете не говорить. Перехожу сразу к делу. Вы мне очень понравились. То, как Вы взяли у меня талон, как уступили мне место, я увидел в каждом Вашем жесте столько благородства. Вы не только красивая, вы воспитанная, вы просто замечательная. Я думал, что таких девушек уже нет. Кругом сплошь невоспитанная молодёжь. Ругаются, пьют, курят. Вы другая. Вы тургеневская девушка.

                Ветеран смущал девушку. Ей казалось, что все, кто сидел в трамвае, затихли и слушают, как зрители в театре, монолог ветерана, который при всех объяснялся ей в любви и всему трамваю рассказывал о её благородстве и красоте. Она была готова провалиться сквозь землю, потому что не считала себя красивой и благородной. Она испытывала чувство стыда перед всеми пассажирами в трамвае. Ей казалось, что все смотрят на неё и сравнивают с тем портретом, который громко описывал ветеран, глядя на девушку, при чём не в её пользу.

                -- Вы на какой остановке выходите? – не унимался ветеран.

Она тихо назвала остановку. Ветеран обрадовался:

                -- Мне тоже там выходить.

                -- Я Вас прошу, говорите, пожалуйста, тише, -- умоляющим голосом попросила девушка.

                «Скорее бы уже приехать», -- думала она, отвернувшись от ветерана, и стала смотреть сквозь стекло, за которым находилась кабина водителя.

                Наконец, трамвай подъехал к нужной остановке. Ветеран и девушка вышли из вагона, и пошли по тёмной неосвещённой улице.

                -- Девушка, Вы в каком доме живёте?

 Она промолчала.

                -- Нет, Вы ничего такого не подумайте. Просто мы уже подходим к дому, в котором живу я. Если Вы живёте дальше, я бы Вас провёл. Всё-таки ночь глубокая. Мало ли хулиганов в микрорайоне.

                -- Я Вас прошу, только не надо меня провожать. Дойду сама.

Они остановились возле подъезда дома, в котором жил ветеран. С козырька подъезда одиноко свисала лампочка, которая тускло освещала крыльцо и двери подъезда.

                -- Девушка, пожалуйста, выслушайте меня, старого дурака. Я знаю, нет я уверен, что Вы поймёте меня правильно. Дело в том, что у нас с женой есть единственный сын, Андрей, которого мы очень любим. Он учится в театрально-художественном институте на отделении живописи. Через два дня его забирают в армию. Завтра мы устраиваем проводы. К двум часам дня пригласили родственников и друзей сына. Я Вас очень прошу, приходите завтра. Я приглашаю.

                -- У вашего сына есть девушка?

                -- В том-то и дело, что есть. Но нам с женой она не нравится. Девчонка учится в том же институте, только на актёрском отделении. Она одевается вызывающе, ходит размалёванная, как ёлочная игрушка, не воспитанная. Вы – полная противоположность этой вертихвостке. Так Вы придёте завтра?

                -- За приглашение спасибо, но в качестве кого я приду?

                -- В качестве будущей невестки. Вы меня устраиваете по всем статьям. Уверен, что и жене моей понравитесь.

                -- Но Вы совсем меня не знаете. Может, я ничего не умею делать.

                -- И не надо. Мы с женой будем всё делать сами. Знаете, как вкусно готовит моя жена? Так Вы придёте завтра?

                -- Вы только на меня не обижайтесь, но я не приду к Вам.

                -- Почему?

                -- Потому, что я нравлюсь Вам, но не Вашему сыну. Завтра на проводах будет его девушка. Как Вы будете объяснять своим родственникам и друзьям сына, кто я такая: «Это девушка, с которой я вчера познакомился в трамвае. Она мне нравится и хочу, чтобы мой сын её полюбил». Да Ваш сын только за это меня может возненавидеть. Нет, я не смогу к Вам придти.

                -- Я понимаю, что всё это выглядит нелепо, но умоляю Вас, приходите завтра. Хотите, я буду всем говорить, что Вы дочь моей дальней родственницы. А хотите, поднимемся в квартиру. Я познакомлю Вас с Андреем. Уверен, что сын Вам понравится. Мы живём на втором этаже.

                -- Ну что Вы. Уже очень поздно, скоро полночь. Мне надо идти домой. Мои родители волнуются, куда я делась?

                -- Не уходите. Я сбегаю домой и приведу сына.
 
                Ветеран рванул к двери подъезда, открыл её и вошёл внутрь. Дверь была на пружине и, когда он её отпустил, она с громким стуком захлопнулась за его спиной. Через мгновение дверь вновь распахнулась, и в проёме показался ветеран. Придерживая дверь рукой, он умоляюще проговорил:

                -- Вы же не уйдёте? Вы дождётесь меня, пока я сбегаю за сыном? Дайте мне слово.

                -- Хорошо. Я никуда не уйду, дождусь Вас.

                -- Я верю Вам. У Вас честные глаза, Вы не обманите меня.

                Она осталась стоять в кромешной темноте, освещённая только одинокой тусклой лампочкой, которая слегка раскачивалась от ветерка, и корила себя: «Что я делаю ночью у чужого подъезда? Зачем я жду чьего-то сына? Надо уйти, пока ветеран не вернулся. Зачем я пообещала ему, что дождусь?»

                Дверь распахнулась, и из подъезда вышел ветеран, держа на поводке маленькую белую собачку. Он был огорчён:

                -- К сожалению, сына ещё нет дома. Где-то загулял. Я проведу вас.

                Девушка обрадовалась, что сына не оказалось дома. У подъезда дома они попрощались. Напоследок ветеран, глядя на девушку добрым отеческим взглядом, сказал:

                - Я верю, что вы не обманите меня и придёте на проводы сына. До завтра! – и скрылся в темноте с собачкой.

                Но она не пришла…

6.

                С тех пор прошло много лет, но она, так и не устроив свою личную жизнь, периодически сожалела, что не пошла на проводы сына ветерана. Вполне может быть, её жизнь сложилась бы совсем по-другому.

                Когда она вошла в квартиру к отцу, то поняла, что у него в гостях кто-то есть. Это её очень удивило и встревожило: ведь отец последние годы ни с кем не общался и вёл уединённый образ жизни. Она вошла в комнату, поздоровалась с незнакомцем. Это был импозантный мужчина с бородкой лет сорока. Женщина поздравила отца с Днём Победы, преподнесла цветы и внимательно посмотрела на незнакомца.

                - Познакомься, доченька, это сын моего однополчанина Владимира Семёновича. Володя не дожил до этого Дня Победы, умер в прошлом году. Но завещал своему сыну навестить меня и нарисовать мой портрет. Сын – художник.

                Женщину, как током пробило, и она тихо, в горле пересохло от догадки, сказала:

                - А сына зовут Андрей.

                Теперь пришла очередь удивляться незнакомцу:

                - А откуда вы знаете моё имя? Мы знакомы или раньше встречались?

                - Да, знакомы. Заочно. Думаю, что ваш отец вам рассказывал обо мне. Мы не виделись с вами никогда, но о существовании друг друга знали.

                Пришла очередь удивляться отцу:

               - Доченька, я ничего не понимаю. Может, объяснишь?

               - Да, конечно. Это случилось много лет назад на День Победы… 
 


Рецензии
Здравствуйте, уважаемая Светлана!
Давненько не встречались. С интересом прочёл Вашу новеллу. Она больше похожа на репортаж, впрочем, это не важно. Без всякого ущерба, как мне кажется, её можно было бы разделить на две отдельные новеллы, и обе новеллы были бы интересны читателям. Предпочтение я отдал бы второй - о заочном знакомстве двух ранее не встречавшихся Она и Он. В ней есть интрига и неожиданная концовка, в которой и заложена украшающая эту удивительную историю изюминка. Впрочем, и в целом новелла мне очень понравилась. К этому хочу добавить, что Вы отлично владеете словом. С удовольствием жму зелёную.

Здоровья и успехов!
С Вадим Иванович

Вадим Прохоркин   30.07.2020 16:17     Заявить о нарушении
Спасибо!!!
И вам ЗДОРОВЬЯ и творческого Вдохновения.
С уважением, Светлана.

Михай   29.07.2020 22:16   Заявить о нарушении
Вадим, тебе желают творческого вдохновения, а я что-то не заметил что-либо новенького из вдохновения.

Привет, старина. Рад тому, что ты ещё совсем не закис - "рецки" исправно строчишь. Желаю тебе здоровья и долголетия.

Как и прежде - с уважением.

Михаил Ханджей   30.07.2020 20:04   Заявить о нарушении
Михаил, привет!
Два дня не заглядывал на свою страницу, переключился на чтение Пикуля. А сегодня заглянул и увидел твое "замечание". А я уже решил, что ты поставил на меня крест.
"Рецки" я действительно еще строчу, "одариваю" ими в основном тех, кто посещает мою страницу. А если честно, то портал мне порядком наскучил, наверное по той причине, что выдохся и ничего уже не могу выдать на-гора. Был конь, да изъездился.
А тут еще болячка прицепилась, похожая на онкологию, и это в разгар карантина и самоизоляции, из-за чего все поликлиники были не доступны. К счастью не подтвердилось. Но без хирургического вмешательства не обошлось. Лечился амбулаторно в платной клинике. Там принимали.
Вот такие дела.
Всего наилучшего!

Вадим Прохоркин   02.08.2020 11:25   Заявить о нарушении
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.