Мельхиор де Хондекутер -птичий Рафаэль

Птичий концерт.Мельхиор де Хондекутер ,1670г

                Мельхиор де Хондекутер (1636 - 1695 )  - один  из ведущих представителей голландского анималистического жанра,  получивший у современников прозвище “Птичий Рафаэль”, крупнейший мастер  натюрморта Мельхиор де Хондекутер создавал как небольшие, так и крупноформатные картины, изображавшие в мирном соседстве или в соперничестве всевозможные виды домашних, диких или экзотически-декоративных пернатых.

        Эти роскошные полотна пользовались большим успехом в 17-ом веке. Голландский живописец Мельхиор де Хондекутер родился в Утрехте в семье художника. Учился у отца, Гисберта де Хондекутера, а также у своего дяди, Яна Баптиста Веникса.
     Мельхиор де Хондекутер  получил хорошее литературное и богословское образование и обладал даром слова; он был недалек от выбора карьеры проповедника, но любовь к живописи взяла верх.

       В молодые годы жил и работал в Утрехте, в 1659 году переехал в Гаагу, а в 1663 году — в Амстердам.Главное место в творческом наследии мастера занимают картины с изображением охотничьих трофеев и птичьих дворов.
      Произведениям Хондекутера свойственны такие качества, как монументальность и декоративность, они поражают красочным богатством.

       Почти во всех натюрмортах художника рядом с битой дичью изображены живые звери, что делает картины необыкновенно выразительными и динамичными.
     Мельхиор де Хондекутер  никогда не выходил из скромной области художественной деятельности, им избранной, имевшей, впрочем, значение в голландской живописи, как все, касавшееся домашнего и сельского быта.

        Жизнь птичьих дворов в минуты покоя и тревоги; изредка пейзажи с птицами, собаками и другими домашними животными; хищные птицы, нападающие на домашних, — таковы сюжеты его картин, написанных с большим техническим искусством и свидетельствующих о тщательном изучении художником не только внешности его героев, но и их нравов и обычаев.

     Живопись его, хотя местами потемневшая от времени, представляет интерес до сих пор, и картины  ценятся высоко.

        Помимо полотен с битой дичью, художник с увлечением писал картины, называемые птичьими дворами. Можно спорить о том, относятся ли эти произведения к жанру натюрморта (хотя выше уже упоминалось, что для голландских живописцев натюрморт — это не только изображение «мертвой натуры»), но в искусстве Голландии подобные композиции пользовались необыкновенной популярностью

      Хондекутер виртуозно передает грациозные движения павлинов в нарядном оперении, важно вышагивающих пеликанов и цесарок. Каких только экзотических пернатых красавцев не встретишь в его композициях!
      С таким же мастерством показаны и обычные домашние птицы: яркие утки, куры, горластые петухи, прогуливающиеся между гордыми «иностранцами» («Домашние птицы», «Птицы в парке», 1686 — обе — в Эрмитаже, Санкт-Петербург).

      Новые существенные изменения произошли  в голландском натюрморте того времени, когда в нем окончательно побеждают декоративные тенденции. На первое место в натюрморте выдвигается жанр охотничьих трофеев как наиболее соответствующий вкусам  голландской буржуазии. Самыми крупными мастерами этого жанра были М. де Хондекутер и Я. Веникс.
 
Картина "Птичий концерт",которую вы видите на иллюстрации.

     Множество птиц собралось.Каждая из них поет по-своему, и в целом, этот разноголосый ансамбль звучит едва ли гармонично.Сова дирижирует концертом, сидя над партитурой.Эта картина демонстрирует главную особенность живописи Хондекутера - анималиста- исключительную верность передачи характерных движений, присущих разнообразным птицам, которых художник изучил до мельчайших деталей.

     Начиная с 17 века подобные сцены птичьих концертов, где сова выступает в роли дирижера, получили широкое распространение в Нидерландах.Ряд таких сцен был исполнен и Хондекутером.

        Он, правда, не первым обратился к данному сюжету. Его учитель Ян Баптист Веникс писали подобные картины до него.Птичьи концерты следует рассматривать вместе с более общей группой концертов животных, а точнее, - с концертами обезьян и концертами кошек.

      Конечно, подобные картины мы не должны воспринимать как чисто анималистические произведения, ибо прежде всего, - это морализующие сцены.Сова в них является не столько символом мудрости, сколько выражением духовной слепоты, глупости.
           По аналогии с концертами кошек можно предположить, что и здесь главное- дисгармонический характер изображенного музыкального ансамбля: резкие, пронзительные крики и пение более крупных птиц заглушают писк мелких.Само же изображение концерта птиц можно сблизить с изречением Катса: "Каждая птица поет согласно своей породе." Вытекающая отсюда мораль - выбор слов и стиль речи позволяют нам судить о человеке, с которым мы имеем дело". 

Натюрморт с попугаями.

В последние годы Melchior de Hondecoeter   был уже болен,  поэтому картины его последних лет менее красочны и тщательны, как считают искусствоведы.

Натюрморт с птицами.

    И напоследок ,один маленький фрагмент,который мне очень понравился.
Так и хочется подставить ладошку и поймать пёрышко.

       Hondecoeter умер в доме своей дочери Изабеллы в Warmoesstraat, но был похоронен в Westerkerk (Вестеркерк, или Западная церковь, — протестантская церковь в Амстердаме, построенная в 1620—1631 гг. по проекту Хендрика де Кейзера.

     В этой церкви похоронен также и Рембрандт . Его инвентарные списки после смерти содержат только небольшую виселицу (устройство, чтобы держать птиц в правильном положении), а также несколько картин Франса Снейдерса.

Текст с другими работами художника. http://maxpark.com/community/6782/content/1884727


Рецензии