Жером Жак-Леон. Этот необычный восток

Жан-Леон Жером. «Царь Кандавл показывает свою красавицу-супругу Гигесу»

           Хотелось рассказать только об одной картине художника,но увлеклась и получилась большая  статья об этом замечательном художнике Жероме Жак- Леоне и его оригинальном творчестве.

       Картина,которую вы видите на иллюстрации, привлекла моё внимание своим необычным сюжетом,скорее всего притчей или легендой.

 Легенда.

         Кандавл  — полулегендарный царь Лидии, последний из династии   Гераклидов.По рассказу Геродота, Кандавл, одержимый страстной любовью к своей жене, настолько гордился её красотой, что однажды приказал своему телохранителю Гигу подглядеть за ней, когда та, обнажённая, готовится отойти ко сну.

             Однако царица заметила Гига и, поняв, что замысел принадлежал её супругу, на следующий день вызвала телохранителя к себе и предложила ему выбор: либо убить царя и жениться на ней, либо быть казнённым. Гиг после долгих колебаний выбрал первый вариант, убил Кандавла, женился на царице и основал династию Мермнадов.

          К этому мифологическому сюжету восходит название кандаулезизма — психопатологического синдрома, состоящего в потребности демонстрировать другим наготу своего партнёра.
              Именем Кандавл меонийцы  называли Гермеса. По Гесихию, это Гермес или Геракл. Кандил или кандавл — лидийское блюдо

О художнике

             Французский живописец и скульптор, прославившийся картинами весьма разнообразного содержания, преимущественно же изображающими быт античного мира и Востока. Жан-Леон Жером родился 11 мая 1824 года в семье ювелира в городе Везул департамента Верхней Соны.

         Начальное художественное образование Жером получил в родном городе. В 1841 году приехав в Париж, поступил в ученики к Полю Деларошу, вместе с которым посетил Италию в 1844 году, где усердно занимался рисованием и живописью с натуры.


   Первое произведение Жерома, обратившее на художника общее внимание, была выставленная в салоне 1847 года картина:
"Молодые греки во время петушиного боя" (Люксембургский музей).

  За этим полотном последовали картины: "Анакреон,заставляющий плясать Бахуса и Амура" (1848) и"Греческий лупанар" (1851) — сцена, в которой уже ясно выражалась одна из главных черт многостороннего таланта живописца, а именно его умения смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность.
 
         Все эти воспроизведения древнегреческой жизни, благодаря оригинальности взгляда на нее художника и мастерству его техники, сделали его вождем особой группы в среде французских живописцев — группы так называемых "неогреков".

       Разделяя таким образом свою деятельность между Востоком, Западом и классической древностью, Жером пожинал, однако,наиболее обильные лавры в области последней. Из нее почерпнуты сюжеты для его ставших широко известными картин:
"Смерть  Цезаря","Царь Кандавл показывает свою красавицу-супругу Гигесу", "Гладиаторы в цирке    приветствуют императора Вителия., "Фрина перед ареопагом" (1861), "Авгуры", "Клеопатра у Цезаря" и некоторых других полотен.

    Усилив этими работами свою уже и без того громкую известность, Жером обратился на некоторое время снова к быту современного Востока.


Картина-Бассейн в гареме, 1876 Эрмитаж, Санкт-Петербург

    Очень интересная история этой картины.Она  оказалась в России вскоре после выставки в Салоне 1876 г. Она была куплена для коллекции великого князя Александра Александровича, будущего императора Александра III, посетившего парижскую мастерскую Жерома в 1875 г. и заказавшего художнику эту картину.
            22 марта 2001 г. полотно "Бассейн в гареме" было варварски вырезано из рамы и похищено из Эрмитажа
(пропажа была обнаружена в тот же день А. А. Бабиным, хранителем музея).

           29 января 2007 г. картина была возвращена Эрмитажу. В конце декабря 2006 г. в приемную лидера КПРФ Геннадия Андреевича Зюганова позвонил неизвестный и сообщил, что хотел бы передать картину "Бассейн в гареме" именно КПРФ. Звонивший находился рядом со зданием нижней палаты парламента на Охотном Ряду, к нему спустился сотрудник аппарата партии, которому и было передано полотно.

            Во всех восточных жанрах знаменитого художника поражает изящная и добросовестная передача климата, местности, народных типов и малейших частностей бытовой обстановки, изученных Жеромом при неоднократном посещении Египта и  Палестины.

        Напротив того, в картинах живописца классической древности мы видим не столько греков и римлян, сколько людей новейшего времени, француженок и французов, разыгрывающих пикантные сцены в античных костюмах и среди античных аксессуаров.

            Рисунок у Жерома — безукоризненно-правильный и выработанный во всех подробностях; письмо — тщательное, но не вдающееся в сухость; колорит — несколько сероватый, но чрезвычайно гармоничный; особенно мастерски владеет художник освещением.

Очень интересные картины воинов БАШИБУЗУКОВ.

         Башибузу;ки  — название нерегулярных военных отрядов в Османской империи. Слово «башибозук» в дословном переводе с турецкого означает «с неисправной головой», а в более вольном — «больной на голову», «безбашенный»

        Башибузуков обычно вербовали из наиболее воинственных племен Османского государства, преимущественно в Албаниии Малой Азии.

Этим войскам давали от правительства оружие и продовольствие, но они не получали жалованья. Оружие башибузука состояло из копья длиной в 3 м, сабли, также могли иметь пистолеты и кинжалы.

            В войнах против европейских государств башибузуки обычно оказывались совершенно несостоятельными. Организовать их и дисциплинировать было невозможно, и в этом направлении не помогли даже усилия иностранных генералов, бравшихся за это (франц. генер. Юссуф, англ. Битсон).

            Чтобы положить конец их мародерству в стране и невообразимым жестокостям и насилиям, чинимым над мирными жителями, турецкие регулярные войска не раз вынуждены были обезоруживать башибузуков.
 
     Имя башибузуков стало нарицательным для характеристики человека, способного на самое возмутительное по своей жестокости насилие. Карательная деятельность башибузуков описана В. С. Соловьёвым в повести «Три разговора», основанной на документальном материале.

          Жан-Леон Жером,получив известность в монархической Франции, вступил в оппозицию к движению импрессионистов и стал своего рода символом косности академического искусства. После кончины в 1904 году был практически забыт, его работы упоминались только в негативном ключе. После возрождения интереса к салонно-академическому искусству в 1970-е годы признан классиком живописи XIX века, его работы хранятся в постоянной экспозиции крупнейших музеев мира.

Текст с другими работами художника.http://maxpark.com/community/6782/content/2207160


Рецензии