Мать не забывает своих сыновей

    День Победы в Великой Отечественной войне  2015 года  поднялся невидимым зондом над нашей  Россией, над Землёй !

Слово "ПОБЕДА!  слеталось из всех уголков , отовсюду, где только жили - находились люди.   
  Как легкокрылые птицы, летело оно и сбивалось в стаю, над морем. Мне казалось, что странные облака, низкие и серебристые над нашим побережьем в Новороссийске, будто огромные перистые птицы, - поднялись единым сплошным зондом над морем и и над городом и стали излучать радость, свет, желание делиться с любым встречным своим счастьем быть, лёгкостью и просто -звенящей пустотой в голове от ощущения лёгкости и лёгкого дыхания в груди.
 
  Счастье - БЫТЬ! Просто - быть! вдруг ощущалось, как состояние неизбывной радости, как вдруг найденная своя единственная суть, как настоящая жизнь, и голова кружилась от полноты этого чувства.
  Города, - от Северного Кавказа до Сибири - вдруг всеобщим воздушным прибоем поднялись над бытовой суетой и привычными заботами:  тащить, считать-пересчитывать, строить-ломать, бежать-хватать, наблюдать-осуждать, - люди вышли тысячами  от мала  до стара на волю, чтобы присоединиться к всеобщей радости- к ПОБЕДЕ!
  Может, у каждого было своё понимание ПОБЕДЫ, но основа , как основа тканого полотна ,- была одна: радость свободы и не узнанного счстья ПРОСТО БЫТЬ!

 Не испытывалось желания идти, чтобы наполниться весельем, сменить обстановку дома, как раньше шли  на демонстрации. Каждый ощущал  себя наполненным до краёв чувством полноты. Просто той полноты, которой всегда хочется поделиться, разделить и замереть на миг от счастья верности себе.
 
 Кто приспосабливал красный флаг СССР на ворота своих калиток, кто пел песни военных лет, кто вдруг смеялся и говорил взахлёб о чём-то , только ему одному понятном и дорогом, кто слушал и вдруг взрывался своим сокровенным, кто молча "промывал" своё прошлое с поправками на новое понимание чего-то ещё не совсем самому понятное, - всё бурлило, клокотало, пело  и, будто поднималось ввысь, над огромными толпами .
   
Даже оставшиеся  дома не чувствовали себя в одиночестве, а с удовольствием наслаждались поющей тишиной  радости. Казалось, небо приблизилось к полянам,скверам, крышам домов и легко струилось с потолка  дома ; через открытые окна. Голова сладко кружилась от переполнения радостью.

   Мир! Мир идёт на землю. Это предвестник Мира , Правды и Дружбы. Мира хочет Земля. Мира просит Мать- наша изумрудная планета.

                -2-

   Звонки ... Телефонные звонки летели со всех концов нашей Родины.  Друзья, старые знакомые и совсем юные, - милые ученики,- со своими бабушками и мамами звонили и говорили долго и радостно обо всём, что видели на параде, концертах и особенно, - о том ,- какие необычные сегодня люди, все они дружелюбные, и радость льётся из их глаз.

     А мне ... вспомнилась реплика из недавнего короткого ответа  нашего президента на вопрос представителя СМИ, ...где он чётко, без натяжки  спокойно и просто сказал :" Я и секунду не смогу прожить без России, а она  без меня будет жить".
     Эта фраза многое заставила меня перевернуть внутри.

     Я вспомнила эпизод из своей жизни. Он прост и внешне не отличается чем-то выдающимся.
     Я родилась в самом начале войны восьмым ребёнком в семье, в самом глухом уголке Сибири, куда ссылали красивых духом людей в начале 19 века, а потом - в предвоенные годы.
   Война достала всех неожиданностью. Старший брат, не дождался 18 своих лет, ушёл с другом на фронт. Был убит под Белгородом. Мама получила похоронную. Отец с 1899 года рождения тоже призвался, ...
     Так шла жизнь, как у всех. ...
     Брат с 1939 года стал мне нянькой, мамой, папой, ... Брат мой - Шурка. Мой "КУКА". Мой наставник и опекун. Моя защита и моя крепость.
     После службы в Армии пошёл работать в Васюганские болота, где основывала георазведка  нефтяные и газовые запасы Сибири.
     30 лет проработал мастером буровых установок  в Колпашевском филиале  Новосибирского треста.
   Инженерный состав трест набирал в основном из Баку. Специалисты нефтеразведки и нефтедобычи. Условия для рабочих были такими: однажды привёз в рюкзаке консервы и дал мне вскрыть. "Не могу ,- говорит,- прочитать. Я посмотрела этикетку. Английским языком написано " консервы для собак".
     Стала спрашивать, чем питаетесь? Ответил, - за последний месяц сбрасывали в болото на точку с вертолёта два раза по ящику вот этих консервов  и по два ящика водки. Вообщем, на десять человек приходилось так: банка консервов этих на двоих и каждому по бутылке водки.

  От него я услышала и некоторые моменты их привычной жизни.
 "Бывало,-говорил он,- что на не промёрзший ещё верхний слой  горящего в глубине  торфяника с вертолёта спускали на тросах трактора. Сам ни раз видел. ..А недавно  видел, но не смог остановить , не смотря на  все сигналы о неготовности грунты принять тяжёлую технику, свыше...распорядился ... - опускать!
     "Парень -дембиль, как и я когда-то,- в кабине. ... Трактор с трапа ушёл в торф ... с парнишкой .... Вот так работаем...."

   В марте 1989 года  я прилетела на похороны своего Шурки. ...По улице мимо окошек дома с утра идут, ..., слышны обрывки вопросов-ответов:"Кого хоронят? -  Да Сашку  Ковалёва.  А ты зачем тут? - Да ты что, Сашку не знаешь? -Какого? - Да СЫНА РОССИИ, ... Ой, да чё раньше не сказала ? ...
                -3-

     Рассказала я старшей сестре  , что услышала. Она мне в закуточке пояснила кратко. "Давно, ещё в первые года его работы, после летнего отпуска вся их группа собралась в конторе на вылет к месту работы, Сашки нет. Он же мастер буровик. Ждали, ждали, а он пришёл пьяный, на ногах не держится.  Рейс отложили до утра. Утром  Председатель профкома -женщина и спрашивает:"Саша, ты всегда был такой скромный и ответственный, что случилось? Зачем ты напился? А он ответил:"ВСЯ РОССИЯ ПЬЁТ, А Я - СЫН РОССИИ". С тех пор его зовут "СЫН РОССИИ" . Вот уж, поди
лет тридцать. Его и фамилию забыли.
  Вот народ  сыпет по "сарафанному радио",- ведь все до единого идут. Ведь они и похороны устраивают, профком такие деньги выделил, да они и сами между собой , видно, скидываются, - всё оплатили, даже денег на обратную дорогу родственникам выделили. Конечно, часть из его премии, а зарплату маме принесли."
     "Сын России" - вот оно как обернулось, брат мой дорогой.  Такое имя так просто не получишь. ...
     Не могу до сих пор поставить ему достойный памятник. У дороги он , мой "Сын России" , лежит скромно, как и жил.               
                -3-
   Совсем не случайно я вспомнила сейчас этот "вопросительный " для меня эпизод. ...Этот до конца ещё не осмысленный, но в чём-то очень значимый и важный.
     В душе  моей объединились две коротких реплики . Одна , брошенная нашим президентом, Владимиром Владимировичем Путиным, вторая - проходящим коллегой брата Шурки- моего  "Сына России", когда я впервые услыхала это ему наречение,- у гроба брата.
   Трудно об этом вспоминать, трудно что-нибудь говорить, но и не сказать не могу.
                -4-

    "Владимир Владимирович! Дорогой мой сын, сын всех матерей , СЫН РОССИИ ! Ты прошёл школу  и путь не менее, а может, более сложный и опасный. Путь твой тернистый, ... но ДОСТОЙНЫЙ.  Ты не только идёшь сам, - несёшь такую огромную, но уязвимую  риском расколоться по  мельчайшей неосторожности, - тончайшую хрустальную чашу, - аналогов которой на планете нет.
   
   "Я и секунду не могу прожить без России, а она без меня будет жить".  Дорогой наш Сын, "СЫН РОССИИ" ! Мы молимся за тебя молча. Скромно . Несём сердце своё тебе впереди себя. ПУСТЬ ВРЕМЯ, ИСТИНА будут тебе Советом, Светом и Силой. А память народ сам соткёт из нитей своих душ. Оставайся "Сыном России". Мать не забывает своих сыновей.   


Рецензии
Праздник Победы отмечал, как и все, много раз, но запомнился на всю жизнь День 9-го Мая 1945-го года, впечатление от которого много позже воплотится в стихотворении "Воспоминание детства"...
Поразило сходство мыслей Владимира Владимировича о том, что есть для россиянина Родина, и вашего покорного слуги в стихотворении "Исповедь", в последнем катрене:
"Ты проживёшь и без меня, /Я ж без тебя, Русь, - не сумею!" (написано сравнительно давно) - оно, это сходство, таким и должно быть для подавляющей части нашего народа...
И ещё. Всегда страдал оттого, что у меня не было сестрёнки, так что примите признание: в вашем лице я бы мечтал таковую иметь...

Анатолий Бешенцев   13.06.2020 04:57     Заявить о нарушении
Как много в этих звуках для сердца и души слилось. Как много в них отозвалось...
Жизнь скупо раздаёт подарки, но они стОят всех перепетИй, что сыплет их бездонным камнепадом. Потом, вдруг, озарит грозой и градом. ...
Я родилась в Сибири . В местечке "поселение и могильник Алдыган". Это курган на Великом китайском шёлковом пути, среди бесконечных болот...
8-ым ребёнком из десяти. Природа щедро наградила родителей : пять дочерей и пять сыновей. Меня Сибирь приняла в свои покои в период сумасшедших вьюг и морозов, в начале ВОВ. Когда все взрослые и чуть подросшие сыновья ушли на фронт....Голод. Холод. Незащищённость...
Я с радостью почту за честь! Быть названной сестрой. ( Кстати, у меня есть и сын, и дочь, и внучка. И названные: сын, сестра,- жизнь не скупится на добрых людей. А вот братьев отняла война и 70-е годы ...).
Так что, Анатолий, - трудно поверить! Но сказки сбываются. ... ?!

Анфиса Ковалёва-Русская   13.06.2020 06:59   Заявить о нарушении