Коррупция или что ожидает Россию

(впервые опубликовано на проза.ру, отредактировано в Яндекс Дзен)27.02.2020г

1.Почему в России все не так, как в других странах.

Смею вас заверить, что Россия и ее граждане ничем не отличаются от других европейских стран и народов, благодаря вовремя выполненным и запущенным государственным процессам великим государственником Петром I. Он разбудил Россию от вековой патриархальной спячки и крепко накрепко (как ему казалось) привязал к Западу, что ни в коей мере не мешало сохранению нашей идентичности. У гадайте с двух раз, чтобы он сделал с сегодняшними так называемыми "государственниками" и "патриотами", ратующими за возвращение России к патриархальным скрепам и изоляцию от Запада из-за собственного бессилия и неумения?

Единственное, что у россиян при анализе любых событий обычно используется избирательный однобокий подход к любой проблеме, что мешает реальному видению ситуации и правильному анализу, а это мешает определить истинные причины проблем и их виновников. С чем это связано?

У нас принято все свои нынешние беды перекладывать на кого-то другого (как у маленьких детей) и нахождение «истинного» виновника уже зависит полностью от фантазии автора. Многие часто винят во всех нынешних грехах монголо-татарское иго, напрочь забывая, что через это иго прошло пол мира, включая соседнюю Польшу. И эти пол мира уже напрочь забыли об этом и строят новую жизнь, а мы все пытаемся в прошлом найти истину для настоящего. Кто-то обвиняет царя Ивана III, что он построил не тот фундамент для нашего нынешнего государства, не принимая во внимание, что, если он, о чем и думал, осуществляя свои планы, то только о себе и, быть может, о своих детях. Кто-то обвиняет Петра I, что при развитии при нем государственности, расцвела также и коррупция, так как ему нечем было платить жалованье служивым людям из-за постоянно пустой казны и, зачастую, даже на осуществление своих амбициозных планов он безвозвратно и беззастенчиво брал деньги у князя А. Меньшикова. Кто-то обвиняет во всех нынешних бедах России господина И. Сталина, забывая о том, что его уже нет с нами 67 лет. Не обойдены вниманием «обвиняльщиков» господа М. Горбачев и Б. Ельцин. Сейчас появился новый-старый тренд по обвинению во всех бедах России всесильного Запада. Господа! А вы думаете, когда-нибудь взрослеть? Или вам так удобней – постоянно находиться в щенячьем возрасте?

2.Коррупция и история ее развития.

Теперь обсудим собственно коррупцию, прежде уточнив, что в современном мире понимается под этим словом.

Коррупция — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Коррупцией называют также подкуп должностных лиц, их продажность, что типично для мафиозных государств. Соответствующий термин в европейских языках обычно имеет более широкую семантику (смысловое понятие).

Исторические корни коррупции, вероятно, восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой. По мере усложнения государственного аппарата и усиления власти центрального правительства, появились профессиональные чиновники, которые, по замыслу правителей, должны были довольствоваться только фиксированным жалованием. На практике чиновники стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов. Проблемы с коррупцией испытывали еще граждане древнего Египта и Шумерского царства, что ими было сообщено в дошедших до нас древних переписках.

Начиная с конца XVIII века на Западе в отношении общества к коррупции наступил перелом. Либеральные преобразования проходили под лозунгом, что государственная власть существует для блага людей ей подвластных, и поэтому подданные содержат правительство в обмен на неукоснительное соблюдение чиновниками законов. В частности, согласно Конституции США, принятой в 1787 г., получение взятки является одним из двух явным образом упомянутых преступлений, за которые Президенту США может быть объявлен импичмент. Общество начало оказывать всё больше влияние на качество работы государственного аппарата. По мере усиления политических партий и государственного регулирования, растущую озабоченность стали вызывать эпизоды сговора политической элиты и крупного бизнеса. Тем не менее, уровень коррупции в развитых странах на протяжении XIX—XX веков уменьшился по сравнению с остальным миром.

Во второй половине XX века коррупция всё больше начала становиться международной проблемой. Подкуп корпорациями высших должностных лиц за границей приобрёл массовый характер. Глобализация привела к тому, что коррупция в одной стране стала негативно сказываться на развитии многих стран. При этом страны с наиболее высоким уровнем коррупции более не ограничивались третьим миром: либерализация в бывших социалистических странах в 1990-е гг. сопровождалась вопиющими должностными злоупотреблениями. В своём выпуске от 31 декабря 1995 г. газета «Financial Times» объявила 1995 год «годом коррупции». Для пропаганды знаний о коррупции ООН учредила Международный день борьбы с коррупцией (9 декабря).

Коррупция наносит многомиллиардные убытки международной торговле. Именно это стало одной из причин роста интереса к проблеме международной коррупции в последние годы. Так, американские фирмы-экспортёры утверждали, что они часто проигрывают выгодные контракты из-за того, что по закону не имеют права платить взятки заграничным чиновникам. Напротив, в большинстве стран ОБСЕ взятки иностранным партнёрам не только не запрещались, но даже могли быть списаны с дохода при уплате налогов. Например, у немецких корпораций такие расходы составляли около 5,6 млрд долл. в год. Ситуация изменилась только в конце 1997 г., когда страны ОБСЕ подписали «Конвенцию о борьбе с дачей взяток иностранным государственным должностным лицам при осуществлении международных деловых операций». Во исполнение конвенции в течение последующих лет были приняты законы, явным образом запрещающие национальным компаниям давать взятки кому бы то ни было.

Одним из основных путей коррупционного обогащения для бюрократии, в особенности для верховной политической элиты, являются государственные расходы.

Профессор Т. Гильвасон отмечает, что отсутствие у граждан свободного доступа к информации государственного управления (т.е. его непрозрачности) способствует коррупции и неминуемо ведёт к экономическим кризисам.

3.Вред от коррупции:

- неэффективное распределение и расходование государственных средств и ресурсов;

- неэффективность коррупционных финансовых потоков с точки зрения экономики страны;

- потери налогов, когда налоговые органы присваивают себе часть налогов;

- потери времени из-за чинимых препятствий, снижение эффективности работы государственного аппарата в целом;

- разорение частных предпринимателей;

- отток квалифицированных кадров в другие страны;

- снижение реальных инвестиций в производство, замедление экономического роста;

- понижение качества общественного сервиса;

- нецелевое использование международной помощи развивающимся странам, что резко снижает её эффективность;

- неэффективное использование способностей индивидов: вместо производства материальных благ люди тратят время на непродуктивный поиск ренты;

- рост социального неравенства;

- усиление организованной преступности — банды превращаются в мафию;

- ущерб политической легитимности власти;

- снижение общественной морали.

4.Причины высокой коррупции:

- специалисты сходятся на том, что основной причиной высокой коррупции является несовершенство политических институтов, которые обеспечивают внутренние и внешние механизмы сдерживания;

- двусмысленные законы;

- незнание или непонимание законов населением, что позволяет должностным лицам произвольно препятствовать осуществлению бюрократических процедур или завышать надлежащие выплаты;

- нестабильная политическая ситуация в стране;

- отсутствие сформированных механизмов взаимодействия институтов власти;

- зависимость стандартов и принципов, лежащих в основе работы бюрократического аппарата, от политики правящей элиты;

- профессиональная некомпетентность бюрократии;

- кумовство и политическое покровительство, которые приводят к формированию тайных соглашений, ослабляющих механизмы контроля над коррупцией;

- отсутствие единства в системе исполнительной власти, то есть, регулирование одной и той же деятельности различными инстанциями;

- низкий уровень участия граждан в контроле над государством;

- низкий уровень заработной платы в государственном секторе по сравнению с частным сектором;

- государственное регулирование экономики;

- зависимость граждан от чиновников, монополия государства на определённые услуги;

- оторванность бюрократической элиты от народа;

- экономическая нестабильность, инфляция;

- этническая неоднородность населения;

- низкий уровень экономического развития (ВВП на душу населения);

- религиозная традиция;

- культура страны в целом.

В странах с наиболее низким уровнем коррупции зарплата чиновников в 3—7 раз превышает заработки в производственном секторе.

При этом следует обратить внимание на то, что во многих странах с низкой коррупцией относительно большие налоги и государственные расходы (Канада, Нидерланды, Скандинавия).

Существует множество стран с весьма низким уровнем коррупции. Более того, известны исторические примеры, когда действия, направленные на снижение коррупции, привели к значительным успехам: Сингапур, Гонконг, Португалия, Швеция. Это однозначно говорит в пользу того, что методы борьбы с коррупцией существуют.

С формальной точки зрения, если не будет государства — не будет и коррупции. Помимо роспуска органов власти, существуют три возможных подхода к уменьшению коррупции:

- во-первых, можно ужесточить законы и их исполнение, тем самым повысив риск наказания;

- во-вторых, можно создать экономические механизмы, позволяющие должностным лицам увеличить свои доходы, не нарушая правила и законы;

- в-третьих, можно усилить роль рынков и конкуренции, тем самым уменьшив размер потенциальной прибыли от коррупции.

В демократических странах основным способом наказания избранных представителей за коррупцию является отстранение их от власти на следующих выборах. Это подразумевает, что сам избиратель отвечает за степень честности и ответственности тех, кого он избирает.

5.Примеры эффективной борьбы с коррупцией в современном мире:

5.1. Сингапурская стратегия борьбы с коррупцией отличается строгостью и последовательностью, основываясь на «логике в контроле за коррупцией»: «попытки искоренить коррупцию должны основываться на стремлении минимизировать или исключить условия, создающие как стимул, так и возможность склонения личности к совершению коррумпированных действий».

В момент обретения независимости в 1965 г., Сингапур был страной с высокой коррупцией. Тактика её снижения была построена на ряде вертикальных мер: регламентации действий чиновников, упрощении бюрократических процедур, строгом надзоре над соблюдением высоких этических стандартов. Центральным звеном стало автономное Бюро по расследованию случаев коррупции, в которое граждане могут обращаться с жалобами на госслужащих и требовать возмещения убытков. Одновременно с этим было ужесточено законодательство, повышена независимость судебной системы (с высокой зарплатой и привилегированным статусом судей), введены экономические санкции за дачу взятки или отказ от участия в антикоррупционных расследованиях, а также предприняты жёсткие акции вплоть до поголовного увольнения сотрудников таможни и других госслужб. Это сочеталось с дерегулированием экономики, повышением зарплат чиновников и подготовкой квалифицированных административных кадров.

В настоящее время Сингапур занимает лидирующие места в мире по отсутствию коррупции, экономической свободе и развитию.

5.2.Шведская стратегия борьбы с коррупцией. До середины XIX века в Швеции коррупция процветала. Одним из следствий модернизации страны стал комплекс мер, нацеленных на устранение меркантилизма. С тех пор государственное регулирование касалось больше домашних хозяйств, чем фирм, и было основано на стимулах (через налоги, льготы и субсидии), нежели на запретах и разрешениях. Был открыт доступ к внутренним государственным документам и создана независимая и эффективная система правосудия. Одновременно шведский парламент и правительство установили высокие этические стандарты для администраторов и стали добиваться их исполнения. Спустя всего несколько лет честность стала социальной нормой среди бюрократии. Зарплаты высокопоставленных чиновников поначалу превышали заработки рабочих в 12—15 раз, однако с течением времени эта разница снизилась до двукратной. На сегодняшний день Швеция по-прежнему имеет один из самых низких уровней коррупции в мире.

6.Коррупция в России.

В 2006 году первый заместитель Генпрокурора РФ Александр Буксман заявил, что по некоторым экспертным оценкам объём рынка коррупции в России оценивается 240 с лишним млрд долларов США. Согласно оценкам фонда ИНДЕМ, эта величина ещё выше: только в деловой сфере России объём коррупции вырос между 2001 и 2005 гг. примерно с 33 до 316 млрд долл. США в год (не включая коррупцию на уровне политиков федерального уровня и бизнес-элиты). По оценке того же фонда, средний уровень взятки, которую российские бизнесмены дают чиновникам, вырос в тот период с 10 до 136 тыс. долл.

В 2000 году показатель индекса восприятия коррупции, составляемого организацией «Transparency International», равнялся 2,6 (из 10), в 2009 году — 2,2 (чем выше показатель, тем меньше уровень коррупции). The New York Times утверждает, что главные проблемы вывода из обращения и инвестиционных возможностей огромных денег, или вывоза из России капитала, — коррупция.

В 2007 году председатель Национального антикоррупционного комитета России Кирилл Кабанов заявил, что никакой борьбы с коррупцией в России нет: аресты чиновников среднего звена систему взяточничества не нарушают, политика по противодействию коррупции не выработана.

В рейтинге восприятия коррупции в странах мира, ежегодно составляемом организацией Transparency International, Россия в 2010 году заняла 154-е место из 180 с индексом 2,1 балла (индекс 0 означает максимальный уровень коррупции, 10 — отсутствие коррупции). Генеральный директор отделения Transparency International в России Елена Панфилова отметила: «В прошлом году Россия в этом рейтинге занимала 146 место. Вывод — за год у нас ничего не поменялось за исключением соседей по рейтингу — Папуа-Новой Гвинеи, Кении, Лаоса и Таджикистана».

По индексу восприятия коррупции стран мира Transparency International Россия в 2010 году заняла 154-е место из 178 возможных. В 2009 году Transparency International оценивала коррупционный рынок в России в 300 миллиардов долларов.

7.Что делать?

Все разговоры, ведущиеся в России по поводу засилья тотальной коррупции, сводятся к одному – коррупция непобедима и борьба с ней требует не один десяток лет. При этом лукаво забывается, что в российской истории был недавний длительный период с практически отсутствующей коррупцией в стране. Это период правления довольно неоднозначной исторической личности под псевдонимом И. Сталин. Характеристику этой личности можно найти в интернете – я лично отношусь к нему и к его правлению резко отрицательно, но это не мешает мне ценить его простоту в общении и в личной жизни, а также отсутствие у него стремления к личному обогащению. После себя он оставил не счета в валюте, а тем более дворцы и яхты, а пару стоптанных сапог, заштопанный китель генералиссимуса и курительную трубку – и это ВСЕ! Многие на это могут возразить, что в борьбе с коррупцией господину И. Сталину помогли процветавшие в то время его культ личности и вождизм. Да, действительно, после перестройки и появления демократических свобод, при фактическом отсутствие соответствующего законодательства, пришло время развития в России дикого капитализма, использующего лазейки в законодательстве в свою пользу, и, связанная с этим, коррупция. Такой период развития был у всех развитых стран мира, когда, к примеру, кольт или винчестер был выше закона, да и судья представлявший закон, был один на сотни километров вокруг и, зачастую, в качестве последнего аргумента, самолично также использовал кольт или винчестер. Но этот период дикого капитализма всеми странами был успешно преодолен, а в России его продлили без достаточных на то оснований. Если вспомнить приход к власти господина В. Путина, то одной из главных причин согласование его кандидатуры тогдашней бизнес элитой были довольно умеренные аппетиты питерских по сравнению с московскими, что для всего бизнеса было исключительно важно. Но, как оказалось, аппетит приходит во время еды, а этой еды хочется с каждым днем все больше и больше и, желательно, для участников этой трапезы продление этого удовольствия на всю оставшуюся жизнь.

Чтобы не сложилось превратного мнения, что демократическая Россия и тотальная коррупция – это одно и тоже, вспомним другой недавний пример руководства демократической Грузией господином М. Саакашвили. Чтобы не говорили о нем его противники, но факты упрямо говорят о том, что Грузия при нем развивалась самыми высокими темпами в постсоветском пространстве (сравнимыми с темпами развития Китая) и, что им тотальная коррупция была побеждена в считанные месяцы. И это в республике, отличавшейся в СССР одним из самых высоких уровней коррупции! Следовательно, и для России просто невозможны высокие темпы развития при тотальной коррупции, которая на корню гасит весь потенциал по развитию бизнеса – главного локомотива развития экономики.

Что требуется для прекращения тотальной коррупции в России? В мире не придумано другого метода по борьбе с этим злом, как легитимная смена правящей элиты, включая гаранта. Есть ли гарантия, что новая правящая элита не воспользуется возможностью «напиться из колодца», находясь рядом с ним? Конечно, нет. Как показывает исторический опыт, смена всех режимов в других странах практически всегда обосновывалась зашкаливающей коррупцией, что не всегда мешало новой элите заниматься старыми противоправными делами. И тут надо вынуждено признать необходимость наличия личности, которая может обуздать желания и аппетиты новой правящей элиты в отношении личного ее обогащения. Кроме этого эта личность должна гарантировать и обеспечить старой правящей элите неприкосновенность задекларированного имущества элиты и, в большинстве случаях, неподсудность содеянного. Иначе, возможно реальное повторение 1917 года, так как у нынешней российской оппозиции по ряду причин фактически полностью отсутствует возможность легитимно (через выборы) сменить правящую элиту, а это для России будет смерти подобно (как известно, в России народный гнев бессмысленный и беспощадный). Ведь это не от скудоумия, а от безысходности, теоретиками правящей элиты выдумываются духовные скрепы (возврат к патриархальности), вставание с колен, агрессия против соседних стран, разворот на Восток и построение фактического культа личности гаранта. Это делается для того, чтобы существующее сейчас реальное падение в пропасть гражданами России воспринималось до удара об землю как порхание бабочки, из-за безвыходности ситуации для элиты – ей проще погибнуть вместе с Россией, чем оправдываться за все совершенное или, еще хуже, садиться на нары, тем более, что Запад методично закрывает им дорогу к себе. Поэтому, если оппозиция действительно болеет за Россию и за ее народ, а не за реализацию своих собственных амбиций, то, однозначно, уже сейчас должны вестись переговоры о возможных компромиссах при реализации легитимной смены власти.

Надо понимать, что компромиссы в нашей ситуации – это издержки дикого капитализма и во всех развитых странах только через осознанные компромиссы удалось избежать бурь и потрясений в этих странах. России и ее гражданам тоже пора взрослеть и становиться полноправными членами мирового сообщества не в качестве Ливии, а в качестве для начала, хотя бы, Португалии.


Рецензии
Уважаемый Николай, в вашей статье затронуты важные вопросы состояния и перспектив развития страны в условиях высокого уровня коррупции, казнокрадства, с чем органы власти борются лишь выборочно, не затрагивая, как мы видим по публикациям, неприкасаемых персон на разных уровнях. Помимо этого в стране развито кумовство, утрачено умение правильно вести хозяйственную деятельность, что приводит к не меньшим потерям. И перспективы эти неутешительны, если коренным образом, не откладывая на потом, не заняться их искоренением. Сингапурский и грузинский опыт показывают, что в условиях жёсткого режима это достижимо в сравнительно короткие сроки. Но это сделано в маленьких странах, где власть территориально и административно недалеко от граждан. В нашей огромной многонациональной стране это может спровоцировать элементы нестабильности. Но и оставлять, так как есть, опасно для стабильности и будущего страны. Вероятно помогло бы решить проблему взятие процессов под контроль сильного гражданского общества, но его трудно организовать в условиях пассивности ни во что не верящих граждан и ограничений со стороны властей. Выборная система ничего не меняет. Профсоюзы спят. Когда власть поймёт, что теперешнее состояние в перспективе опасно и для неё самой при существующих внешних угрозах и сильной зависимости от экспорта энергоресурсов, которые постепенно истощаются, а сам экспорт может блокироваться. Революции и потрясения нам не нужны. Видимо это возможно только через использование существующих властных и партийных структур, побуждая их к смене вектора национальных приоритетов. Ведь в этих структурах немало здравомыслящих людей, просто они зажаты. Размер рецензии не позволяет развить и детализировать тему, возможно стоит написать отдельную статью.

Александр Смирнов 83   14.03.2017 20:45     Заявить о нарушении
Согласен с Вашим мнением.

Николай Бобровский   14.03.2017 20:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.