Буровых дел мастера 2. Пиво в Газлях

Не люблю я пиво. Или не понимаю в нём ничего. Хотя пробовал самые брендовые и "наивкуснейшие" сорта этого древнего напитка во многих местах его многовекового изготовления. По работе, в командировках, посчастливилось пить пиво различных производителей и из различных продуктов, даже из тех, которые к пивоварению не имеют наверно никакого отношения. Одной из причин непонимания пивной философии - моя недолгая работа в городке Газли.

Пыльный посёлок, в пустыне Кызылкум недалеко от Бухары, образован наличием в недрах природного газа. Дефицит своих узбекских специалистов привёл к многонациональному и разношерстному скоплению в Газли со всего Союза буровиков, механиков, монтажников, сварщиков, водителей и прочего люда для добычи этого газа.

Ну значит, работаю я тут на буровой, верховым рабочим. Наша буровая бригада тоже многонациональная. Слаженная работа проходила под руководством непререкаемого авторитета, бурового мастера Степаныча, по нефтегазовым традициям он на буровой – «и царь и бог». Его команды исполнялись беспрекословно, что и привело нас к званию одной из передовых бригад в этом крае.
Вся бригада (нас - шестеро, кроме мастера) приехали сюда за "длинным рублём". Просто так этот рубль не платят. Работа иногда кажется столь тяжёлой, что невольно думаешь, а когда же конец то этой каторге наступит? Почти постоянная жара буквально сводит с ума к концу смены. Железо даже ночью кажется раскалённым. Около ротора, где основная работа, ещё и комары донимают - кусают, как шилом колют.  Мне тут попроще - я верховой, то есть нахожусь в специальной беседке буровой вышки (высота вышки - 52 метра) на своей рабочей высоте 36 метров от ротора. Тут и ветерок от комариков  и прохлада утренняя, и дождь, и снег и пронизывающий до костей афганец, сирокко или самум (тоскливо становится). Так же тут и неудобства; захочешь отлить - не моги! или терпи или банку с собой таскай.  Но бригадная работа такая - друг друга поддержат когда надо или в глаза скажут про огрехи нехитрыми и твёрдыми словами. Могут и по тыкве настучать. Мне же казалось, что физическая расправа - ничто по сравнению с словом, которое бьёт больнее кулака. Там, в Газлях, видел я, как одного из нашей бригады одним словом выгнали. Объяснили ему в пивной, что он и кто он, в оконцовке сказано было ему одно слово "фуфлорез". После этого в Газлях его более не видели.

В принципе в этой пивной Союзных времён решалось многое: и как аварию ликвидировать, и как цементаж побыстрее закончить, и как пласт вскрыть, с баритом или без, и как к соседской девушке посвататься, где свадьбу проводить, куда ехать ребёнка крестить или обрезание делать.... Многое там обсуждалось.

Был в нашей бригаде Витёк. Он старше меня, успел присесть за драку, успел поработать в бурении и на Севере и в России. Особой красотой или ужастностью своего вида не отличался. Наша работа на всех нас откладывает отпечаток работников грубого физического труда - минимум жира под кожей и железные мышцы на всём теле. У Витька, кроме всего этого, были ещё и железные, как клещи, кисти рук. Однажды, при ликвидации аварии видел я, как он, проволоку шестёрку, скрутил своими пальцами на шланге как плоскогубцами (нужно было срочно это сделать).

Потом, прознав про его руки, мужики наши предложили ему, с помощью неведомого многим тогда ещё армрестлинга, в пивной поиграть на пиво. Витёк долго отнекивался. Был он (и наверное и сейчас есть) человеком простодушным, но со стержнем внутри, чем и заслуживал наш авторитет.

Одним словом работаем, бурим. Тут дело идёт к обсадке нашей скважины. Дело ответственное (и денежное). Надо скважину прокалибровать долотом диаметром 190 миллиметров. Пробка, для переноса этого долота от стеллажа до ротора (это расстояние около 20 метров, не по прямой, а с поворотами и ступенями) куда то потерялась. Тут Витёк цепляет долото за хвостовик (это резьба на долоте, конусная, смазанная обильно солидолом) и в своей клешне несёт его до ротора. Мастер наш ох... ох как удивился! В долоте диаметром 190 миллиметров около 35 килограмм веса, плюс солидол, плюс далеко нести, словом сильно он удивился. Но сделали мы калибровку, сделали обсадку, геофизики прострелили фильтра, сдали скважину с хорошим опережением по времени.

Празднуем это дело в пивной! Выходные - целая неделя! Пиво кислое, но другого нет, водку пить - жарко, от вина вообще можно сдохнуть (сладкая не в меру барматуха, только для бичей гожа). Поэтому к вечеру в пивной не протолкнуться. Тут наш Степаныч, увидев за соседним столом борцов армрестлинга, нашему Витьку и говорит:
 - Ну-ка завали-ка их всех. И на ухо ему что-то шепчет.
Потом говорит:
- Ежели проиграешь, мы за тебя пивом ответим, не бзди!
Все поддакнули:
- Мы же буровики! Мы же бригада!
Витёк кивает и к борцам подходит, Степаныч с ним. Обговаривают условия, начинается поединок. Первый боец или борец сразу пискнул и за пивом побежал для всей нашей бригады. Второй пискнул от рукопожатия Витька чуть позже, но тоже за пивом. Остальные желающие - туда же.
Тут зрителей масса образовалась, желают все пива и зрелищ. Степаныч, мужик в Газлях авторитетный, призвал всех твёрдым словом к порядку. Желающих проиграть пиво Витьку и напоить нас им до упаду- построили в очередь. Степаныч опять шепчет Витьку в ухо. Опять борец побежал за пивом, потирая сдавленную (а может и вывихнутую) руку. И так ещё раз десять.
На нашем столе уже нет места для пивных кружек, у бармена вообще запарка: пиво рекой льётся из бочковых вентилей. Тут Степаныч опять всех к порядку зовёт и говорит:
- Витёк устал, завтра приходите!
В зале революция:
- Щас хотим!!!
Степаныч им:
- Вот вам! – показав кукиш, - Сказано завтра!
 Недовольство, улюлюканье, объявление Витька слабаком....
    
Наступает завтра. В 18:00 около пивной столпотворение. Витёк, как гладиатор, идёт в нашем сопровождении. Нас встречают добрыми (и недобрыми) словами, рядом в тенёчке хилых и пыльных деревьев стоит милиция (бармен стуканул). Зашли в бар к своему столу. Степаныч опять всех в стойло поставил, правила объявил, все оказались согласные иметь смятые и сломанные руки.

К грусти нашей всё повторилось как вчера, напились мы пива до икоты.
Пиво в Газлях, надо сказать, делалось в Бухаре. Это около 90 км от Газлей. Пока оно оттуда привозилось к нам, наверняка уже было непригодно к использованию. И ещё: готовилось это пиво из урюка, который ничего общего с злаковыми культурами не имеет. Так вот, за эти два дня пивопоя я не только возненавидел пиво, но ещё, как все мои коллеги по бригаде, всю неделю не слезал с горшка и описывал всё вокруг на буровой. И хорошо, что не надо было на вышку лезть, иначе были бы описаны все, кто ниже меня, а я был бы бит позже описанными мной ранее.  Не люблю я пиво...         


Рецензии
Ни фига себе. В смысле, ух ты, не ожидал. Такие профподробности из жизни буровиков. А "отлить", "с горшка не слезали". А я то думал. В общем, не правильно думал.

Юрий Гладышев   10.05.2015 17:06     Заявить о нарушении
Ну это... не только ж вам в роль вживаться. Вы мне один случай напомнили. Встреча одноклассников... спустя годы юбилейные. Сидят мои однокласснички пиво хлещут.. ну и я взяла. Безалкогольное. Ну вот они о своих похождениях и боевых подвигах во всех красках, вперемешку с матом. Район у нас как американское гетто был)) В то время банды корейские с нариками и алкоголиками по всей округе. Сижу я помалкиваю. По прохождении часа встаю я и прошу выпустить. Слышу наглый вопрос - Куда это ты собралась?! Ну и я не менее нагло - Отлить!
Немая сцена. Челюсти у всех на полу. Один дар речи обрёл и говорит, отличница же ты, мы от тебя не ожидали. Да, говорю, вас наслушаешься, ещё не так заговоришь. Скажи спасибо матом не приголубила. Брысь с дороги! В общем похоже озадачила я своих одноклассников... В общем не доводите меня))).

Анна Беляева 3   10.05.2015 20:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.