Новые кержацкие свадебные обряды. Цветы в Ручейке

Игра «Ручеёк» - это не что иное, как подготовка к сватовству и свадьбе. Начинается он открыто, прилюдно, празднично.

В ручейке участвовали все – от мала до велика:
девушки – в ожидании заветных слов и подарков от любимых,
парубки – с целью заручиться согласием любимой на его предложение руки и сердца,
старики и старушки – для слежения за порядком, «так наши предки наказывали и не нам их ломать»,
семейные пары – чтоб молодость вспомнить, к симпатиям сыновей/дочерей приглядеться,
дети – из чистого любопытства, которое с годами оборачивалось пониманием языка любви и супружества.

Легко, мудро и просто, если не забывать некоторые правила древнего «языка без слов».

Девушка, надевшая на голову венок из ромашек, означает, что она любит, ждёт предложения от любимого, примет от него его васильки, а, став супругой, родит ему Машек и Васильков.
Девушка с разноцветьем венка сообщает, что к супружеству не готова по каким-то внутренним семейным причинам, или ещё не любит. С васильками к такой девушке не подступаются. Если парень приносит девушке букет из васильков, это и есть предложение к супружеству. Если девушка принимает цветы и плетёт венок, то это означает: «засылай сватов», отказа не будет.
Если девушка вплела в волосы маки – жди разборок на мужицком совете. Кто-то из парней морочит голову двум девушкам сразу. Таких в деревнях не жаловали, ровно как и изменников супружеской верности.

Как понимает парень, что пора дарить васильки любимой?
А глаза на что? А ладонь в ладонь? А все прежние встречи-игры-забавы-шутки?
На то и ручеёк, чтобы глаза встретились, души встрепенулись, пальцы сплелись, родители к свадьбе готовились.

Цветочная символика была особо значима в день на Ивана Купалу, когда сама земля была особо пёстрой. Те девушки, которые не дождались своих Васильков, кидали ромашки в воду – с надеждой-желанием, что очень скоро, или через год-два, всё сложится совершенно иначе, как у счастливых подруг. Загадка-желание при разговоре с водой часто становилось и прямым гаданием, и новой песней, и разговором о будущем с духами земли.

Но, готовя себе приданое к свадьбе и подарок супругу, девушка «зашивала»-вышивала-запоминала (на генном уровне) дорогую ей символику в рубахи и платья, с мыслью, чтобы дети жили так же, по интуиции сердца и доброте ума, «как завещано стариками было».

А мы считаем шитьё наших предков всего лишь рукоделием, заменив его на массовку из лёгкой промышленности и заморский привоз красивых одежд. Или кидаем букет невесты в свадебную толпу… На самом-то деле – душа творила, любила, молилась о ладе в семье и здоровье сыновей-дочерей-внуков-правнуков.

Поэтому и завещание предков можно прочесть по костюмам, вещам,  книгам, песням, обрядам, и, сложив новые легенды, найти народное средство против неправедного зла. 

А мёртвые цветы-поделки для гостей на современных городских свадебных торжествах - лишь отголоски прошлых и будущих столетий русского народа....


Рецензии