Несостоявшийся благородный муж

Размышления по прочтению повести Б.Акунина «Парус одинокий».

Еще одна удача. Браво маэстро Акунин! Благородный муж, идущий по жизненному пути, сплетенному из множества перепутий, альтернативных дорог, ложных ответвлений и тупиков, - не эта ли тема для размышлений у камина? Особенно для читателя, который уже прошел половину отведенного пути. Хочется понять, что делает дальнейшее движение по жизни осмысленным, когда уже ощутимо бремя совершенных ошибок. Ошибок трагичных и необратимых…

1. Эраст Петрович ступил на Путь роскоши. Мы приучены приключенческими фильмами, что главный герой редко получает те сверхбогатства, ради которых отправляется в путь и терпит многие беды. В конце пути обязательно случается какая-то незадача, которая списывает весь бенефит с баланса, оставляя лишь крохи для ностальгических воспоминаний в кругу друзей и передачи в качестве семейных реликвий потомкам. Однако наш герой поймал свою удачу за хвост и стал богат, хотя и меньше чем планировал.
Пока Фандорин проходит испытание роскошью в лучшем городе мира – Париже, в России разворачивается большая трагедия. Государство российское вступило в зону бифуркации (это 1906 год) и, набирая темп, движется к социальной пропасти. Эраст Петрович еще раньше понял, что не может представить себя ни на стороне революции, несущей кровь и хаос, ни на стороне стражей существующего порядка. Он сделал свой выбор - выйти из ситуации выбора и уехать из страны. И теперь Фандорин бережет себя от новостей с родины, потому что они неуклонно возвращают его к оценке ранее принятого решения о неучастии. Это тяготит его. Выбор был ошибочен? Оставим вопрос без ответа. Но запомним одну из максим благородного мужа: «Пока человек жив, он может изменить свою жизнь тысячью разных способов».

2. Случайно попавшее на глаза газетное сообщение о трагическом событии в заволжской глуши оказывается связанным с последней «обязательной женщиной» (последней любовью) Эраста Петровича. Это ломает баланс в душе нашего героя и он снова отправляется в путь. Российская глушь встречает его героем своего времени – Саврасовым, которого Фандорин классифицирует как satrapus rossicus medium vulgaris (российский сатрап среднеразмерный обыкновенный). Будучи фактически "хозяином" Темнолесского уезда (здесь разворачиваются основные события), Саврасов не собирается давать Фандорину возможности "совать свой нос" в дела, касающиеся его территории. Легкий удар в точку «Махи» обездвиживает местного держиморду и развязывает Эрасту Петровичу руки для проведения расследования. Великолепная развязка в ситуации. Герой мимоходом представляет себе, как было бы здорово справиться с российскими бедами, парализовав на годик пару тысяч подобных носителей зла. Мечты, мечты. Даже если бы задача была решаема, то ничего бы не изменилось, появились бы другие сатрапы, так как система воспроизводит сама себя. Хочется процитировать знаменитого сантехника: «Систему менять надо!» Позиция Фандорина ошибочна? Ведь он утверждает (правда в другой повести), что «… от благородного мужа не требуется, чтобы он спас все сущее. Он лишь обязан сделать то, что мог, а там уже как получится».

3. «Обязательная женщина» Эраста Петровича семнадцать лет назад ушла в монастырь, нарекшись Февронией, и погибла нелепо. Невольное чувство вины, ностальгические воспоминания, бессилие перед невозвратной потерей мучительно подталкивают его к вопросу - во имя чего была так потрачена жизнь любимого человека? «Во имя химеры, во имя веры в какие-то сказки?» Он находит ответы на эти вопросы тогда, когда обнаруживает бесспорные доказательства того, что он был любим все это время. Феврония сделала свой выбор ради любви к Эрасту. Можно ли назвать этот выбор ошибочным?
И все же, Фандорин воспринимает случившееся как неизбежное, закономерное следствие той ошибки, что была совершена семнадцать лет назад. Он, являясь последователем буддистского мировоззрения, уговаривает себя не горевать о том, что не сбылось. Ибо будет еще бесконечно много шансов найти правильную дорогу. Он помнит максиму: "Для благородного мужа непреодолимых преград не бывает. И если он не сможет вскарабкаться на кручу в нынешней жизни, то разобьется насмерть и одолеет преграду в жизни следующей".

4. "Акунин подводит к теме экзистенциального выбора, но не дает удовлетворительного выхода из нее. Он не дает ответа на мой исходный вопрос о целесообразности дальнейшего движения по ошибочному пути. Это меня не устраивает" - подумал я, закрыв последнюю страницу повести.
Тогда я отправился в горы, ведь был теплый весенний день. Недалеко в небольшой долине двигалась блеющая отара овец, ведомая пастухом, который время от времени что-то кричал нечеловеческим голосом. На тропе у подножья скалы, на которую я хотел взобраться, мой путь пересекся со змеей. Я явно нарушил ее планы, но она, не долго думая, поменяла траекторию своего движения и поползла по своим делам. Всходя на вершину скалы, я заметил юркую ярко зеленую ящерицу, которая, обнаружив меня, испуганно стала искать свою норку, чтобы спрятаться. Присев отдохнуть на большой камень, что лежал на вершине скалы, я осматривал местность и увидел вдали несколько коней, которые с достоинством и изяществом несли куда-то своих наездников. И тогда подумалось мне - не обнаружил ли я на этой прогулке все основные типы движения по жизненном пути, для которых характерны различное отношение к ошибкам. Одни, как овцы, идут туда, куда их ведут, не рефлексируя ошибок вообще. Им это не нужно. Другие, как змея, идут своей дорогой, но гибко меняя направление движения, подстраиваясь под обстоятельства. Для них рефлексия ошибок и реакция на них – это постоянный процесс. Третьи, как ящерица, никуда не идут, ничего не делают, поэтому не совершают ошибок пока ошибки сами не настигают их в потоке изменяющейся реальности. Последние, как кони, красиво и достойно идут по своему пути, не боясь бремени ошибок, так как их всеохватно влечет предназначение.
Эраст Петрович культивирует в себе ценности благородного мужа. Но его жизненная интерпретация этих ценностей выглядит сиюминутной мелкой, при том, что ему удается участвовать в крупных делах. Но он не сделал главного для благородного мужа - жизненного выбора. Он следует модели поведения «змеи», заменив стратегической выбор своего предназначения гибкой тактикой. Феврония же, выбрав семнадцать лет назад путь служения Милосердному Богу, сделала много благих, но мелких, кажется никчемных дел. При этом тысячи молитвенных записочек в пользу неверующего Эраста показывают неотступное движение в след своему предназначению. Она следует модели "коня", сделав свой стратегический выбор и спокойно с достоинством его реализуя. Не это ли истинная модель поведения благородного мужа!?

5. На заметку благородным мужьям: "Когда идешь по жизненному пути, освещенному звездой предназначения, даже, если свершаешь ошибку и отклоняешься от курса, то всегда находишь верное направление и силы для возвращения на истинный путь".


Рецензии