Проходная. Пасха!

    Всю страстную седмицу коммунистические идеологи пахали как карлы, отвращая трудящихся от опиума для народа. Плакаты, лекции, беседы, спектакли, агитконцерты – все было подчинено антирелигиозной пропаганде. Своего пика этот кипёж достигал в Великую субботу.
   
    Чтобы у трудяг не возникло мысли посетить праздничную церковь, на заводы приезжали артисты, певцы, танцоры, циркачи, оркестры. Повсеместно организовывались вечера танцев. Раздавались бесплатные билеты в театры и в кино.

     К окончанию смены на «Линотип» прибыла труппа Театра эстрады. Центральный пролет инструментального цеха был забит народом. Кому не досталось места на скамейках, сидели на подоконниках, на станках и даже в кабине подъемного крана. Ну как же! В то время не было телевизоров. На артистов, как теперь,  глаза не были намозолены.

      Программа была стандартной: певица с парой романсов, молодой жонглер-эксцентрик, «Карусель» на аккордеоне, юморист, морская чечетка и т.п.  Заводчане принимали все номера на бис.

     В конце концерта конферансье торжественно объявил:

     -- Клавдия Ивановна Шульженко!

    -- А-а-а!!!

     -- ...приедет в следующий раз.

     -- У-у-у!!! Бей гада!

      Народ агрессивно двинулся к сцене.

         К Барсукову подошел Генка. Его старый и хороший друг:

     -- Пойдем, Лешка, пивком побалуемся. Здесь уже ничего интересного не будет.

     -- Ага! Только не с ларька, а зайдем в пивную на Кировском. Там сардельки вкусные.

     -- Нет вопросов!

     После двух кружек начались фантазии на тему: «Как провести остатний вечер?».

      Дружить с Генкой становилось все труднее и опаснее. Его, по Лешкиным наблюдениям, знала вся петроградская гопота. И не только петроградская. Василеостровской шпане он тоже был известен. Когда традиционно 5 мая в жесткой рукопашной схватке, сходились на Тучковом мосту васькинцы и петроградские, Генка был в первом ряду, плечом к плечу с записными петроградскими амбалами. И брал он не плечами, которые у него были не ахти какими широкими, а брал неукротимым натиском и своей зверской физиономией, вид которой деморализовывал противника.  В драке использовались только кулаки. применять какое-либо холодное оружие запрещалось, но Генка на всякий случай засовывал за пояс шабер: "Знаем мы этих васькинцев. От них так и жди подлянки".

    Генку окружала напряженная, тревожная атмосфера. То к нему предъявляли претензии какие-то темные типы, то он взыскивал со своих недоброжелателей моральные и денежные долги. Часто такие контакты закнчивались потасовками, в которых доставалось и Лешке.

   -- Гена, ты завязывай с улицей-то. Так и на перо нарваться не долго, -- урезонивал Лешка своего друга.

   -- А-а-а, чему быть, того не миновать.

   -- Тоже мне, фаталист.

     Встречаясь вечерами, друзья первым делом соображали куда же им направить свои стопы.  Чтобы не шляться, как обычно, в поисках острых ощущений по Большому и Скороходовой, Лешка иногда искушал друга прелестями Невского, новым фильмом, праздничной атмосферой катка. А однажды он затащил Генку в Малый оперный на «Севильского цирульника». Опера другу не понравилась.

    После двух кружек  Лешка не стал звать друга в кино или на каток. Он сделал нестандартное предложение, навеянное настырной антирелигиозной пропагардой:
 
  -- Генка, завтра Пасха. Нынче в полночь в церкви начнется празднчная служба. Пойдем, псмотрим.

   -- Пойдем, -- неожиданно быстро согласился Генека. – Там общага рядом, заодно зайду кой-какие вопросы решить.

   От Большого, на вход в собор тянулась очередь. Друзья встали в конец её. Очередь двигалась быстро, и вскоре они оказались на паперти. Еще в пивной Лешка предупредил Генку, чтобы то вел себя в храме скромно и не оскорблял чувства верующих. Перед притвором они сняли шапки и перекрестились как могли. Заметив, что все крестятся трижды, они торопливо добавили еще по два крестных знамения.

     В храме  стояла тишина: полунощница еще не начиналась. В полумраке теплилось несколько свечек. По центру, поперек главного зала тянулся черный занавес. Очередь заходила за занавес с правой стороны, а выходила с левой, покидая храм через боковую дверь.

     Лешка из рассказов своей верующей бабушки знал, что за занавесом должен быть разостлан на катафалке большой  плат с изображением Иисуса, снятого с креста. Этому куску материи, назывемому плащаницей, и поклоняются верующие: кто крестится, кто кланяется, а кто и прикладывается. 

      У Генки не было верующей бабушки и он этого не знал. Поэтому, когда он в темноте разглядел, что люди, идущие перед ним, склоняются над столом, покрытым ковром и чего-то там делают, то решил, что это православные  жертвуют леньги на церковные нужлы. Когда подошла и его очередь поклонится «Христу во гробе» , он, чтоб не оскорблять чувства верующих, выгреб из кармана всю мелочь и осыпал пятаками и гривенниками  лик Спасителя.

     Что здесь началось! Верущие взвыли, откуда-то набежали старушенции и стали мутузить богохульника своими острыми кулачками, затем появились два крепких мужика, они взяли Генку под руки, подтащили к выходу и мощным поджопником выбили его из храма.

     Друзья устроились на холодной скамейке в прицерковном сквере. Площадь  перед собором уже была полностью заполнена верующими, а народ все прибывал и прибывал. Вот-вот должен был начаться крестный ход. Предстоящая торжественная церемония Генку не интересовала, он без конца сокрушенно чертыхался, вспоминая свою  досадную оплошность. А Лешка тихо ржал. Это раздражало Генку:

    -- Кончай! А то врежу!

     Но Лешка не мог прекратить смех. Как только перед его взором возникала картинка летящего в мокрый и грязный снег Генки с нелепо растопыренными руками и ногами, он сразу же выдавал очередной ржачный всплеск.  Чтобы не конфликтовать  Генка пробурчал:

    -- Ладно, веселись. А я в общагу загляну.

     Из общежития Генка выскочил минут через пять. Он нырнул в толпу и растворился в ней. Вслед за ним выскочили несколько  рассерженных юношей.  Они побегали перед толпой, потом сошлилсь в кучку, безнадежно помахали руками и убрались во свояси

      Генка возник  неожиданно.  Лешка накинулся на друга:

    -- Чудило, тебя ж пришьют обязательно!

    -- Все может быть. Действительно, что-то в последнее время у меня везде перебор.

    -- Ген, прекращай эти подозрительные встречи, «очко» черт знет с кем, мухлеж с тряпьем, «Тройной» из горлышка, связи с подсевшими на «план». Все это к добру не приведет.

    -- Да, знаю я. А что делать вечерами? Дома сидеть? Или переться в твои оперы, музеи, где у меня от зевоты скулы сводит?

     В храме разлился свет, послышалось хоровое пение, зазвонили колокола. Христос воскрес!

   -- Ты сколько классов закончил? – задал неожиданный вопрос Лешка.

   -- Семь.

   -- И я –семь. Давай за лето подтянем русский и математику, а по осени пойдем учиться в вечернюю школу. А там, глядишь, и в институт поступим. А!  Ведь не вечно же ты будешь «Генка с инструментального».  Да и мне до шестидесяти лет стоять у станка, что-то не хочется. 
     Генка долго молчал. Думал. А затем медленно произнес:

   -- В этом что-то есть. Можно попробовать.

Вот так, под звон колоколов, под радостные пасхальные песнопения приняли друзья решение, которое резко изменило их жизнь.


Рецензии
Прихожане Владимирского собора были не правы. Священный Синод не раз обращается к пастырям и пастве с призывом хранить христианское трезвомыслие и с пониманием и разъяснением относится к неумышленным действиям отдельных граждан.

Андрей Брыксенков   12.05.2015 12:57     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.