Народный депутат

После начала издания журнала «Выбор» моя публичная общественная активность бурно нарастает, хотя и не по моей инициативе. Ветер перемен предлагал новые возможности и неожиданные ресурсы, принуждал к новым проектам. Где-то в году восемьдесят девятом я признался своим близким: меня будто выстрелили из пушки, но сам не знаю, куда лечу. Впереди были большие политические перспективы, на которые я вышел вполне произвольно.
Следующая статья отражает не столько мою позицию, сколько дух времени и стремление сформулировать проблемы на языке, доступном широкой читающей публике. После отказа опубликовать ряд моих статей в «Огоньке» отдавал их в самиздатские издания.

Виктор АКСЮЧИЦ
СЛЕПЫЕ ВОЖДИ СЛЕПЫХ
Трёхдневная работа Съезда народных депутатов показывает, что номенклатурный аппарат перешёл к яростной борьбе за власть. По логике событий государственная власть всё больше будет сосредотачиваться не в ЦК КПСС, а в Верховном Совете, и потому партийная номенклатура с послушной командой «обкомовских мальчиков» рвётся в Верховный Совет, всеми силами оттирая истинно народных представителей.
Иначе чем объяснить систему коварного просеивания народного волеизъявления?! Сначала аппаратные игры при выдвижении кандидатур и манипуляции так называемыми «окружными собраниями». Зарезервированность мест за «общественными организациями», то есть за тем же аппаратом. В результате, как сказал председатель мандатной комиссии, «как мы провели выборы, такой Совет и имеем». Наконец, избирателям, то есть народу, не доверяется непосредственное избрание полномочных законодателей. Двухступенчатые выборы дают новый аппаратный рычаг. В результате в Верховный Совет, призванный решать судьбу страны, падающей в пропасть, избраны по большей части именно те силы, которые упорно десятилетиями толкали эту страну к пропасти.
Итак, аппарат одержал явную победу, что и было продемонстрировано множеством примеров антиконституционной, антиправовой и антигуманной деятельности. Если нужно аппарату, то Конституция беззастенчиво игнорируется, и Горбачёв, а не председатель Центральной избирательной комиссии ведёт первое заседание Съезда. В этом случае решение Съезда может менять Конституцию. Когда же нужно заглушить неугодную законотворческую инициативу, то провозглашается незыблемость действующей Конституции. Многие законодательные предложения попросту кладутся под сукно Президиума.
Съездовское большинство явно боится признать ту ещё не полную правду, которая прозвучала в выступлениях некоторых депутатов Прибалтики и Москвы. Причём, прозвучала предельно корректно, аргументировано и конструктивно. Но аппаратчикам признать это – значит отказаться от самих себя. И начинается демагогическое шельмование. Запугивают опасностью раскола единства рядов, как во времена, когда Сталин рвался к власти. Некоторые выдающиеся деятели страны буквально сгоняются с трибуны хамскими окриками, свистом и аплодисментами зала. Выступающие переходят к навешиванию ярлыков и личным оскорблениям.
В результате слепое «общественное мнение» Съезда искусно настраивается против Московского клуба избирателей. Огонь критики переориентирован с больной головы на здоровую. Но весь дальнейший ход Съезда показывает, что конструктивное мнение, отвергнутое вчера, сегодня возвращается парламентским кризисом, а завтра это отзовётся кризисом общенациональным.
У нас всех только два пути. Или реальные реформы и тяжкий труд всех над преобразованием жизни. Но это возможно только при росте творческой свободы и ответственности каждого гражданина. Это есть путь демократии. Или упрямое стремление к тупикам демагогии, администрирования, рабства в системе и в душе. Но наш кровавый опыт вопиет, что это путь гибели. Тоталитарные общественные механизмы не способны ничего производить, но только истреблять – людей, культуру, хозяйство, природу… За какой путь проголосовали сегодня наши законодатели, сгоняя с трибуны совесть эпохи – Сахарова, голосуя против, – нет, не отмены – отсрочки антидемократического указа о демонстрациях?
Мне хотелось бы обратиться к нашим «избранникам». Вы можете ещё хотеть привычной для себя атмосферы косности и рабства, простительна и личная боязнь новых веяний свободы. Но во имя собственного самосохранения вы не смеете не замечать, что народ уже проснулся к свободе. Глотка свободы достаточно, чтобы ощутить её вкус и оценить её выше жизни. Опознайте, наконец, какой путь вы, посланцы народа, собираетесь предложить своему народу!
На Съезде прозвучали первые предупреждения. Если вы сегодня игнорируете ультиматум прибалтийских делегатов, то завтра вам придётся иметь дел с ультиматумом народов Прибалтики. Чем мосле сапёрных лопаток вы будете заглушать их голоса?!
Одумайтесь, слепые вожди слепых! Какое впечатление вы производите на страну и мир! Очнитесь, наконец, от корыстных амбиций, прикрываемых идеологической демагогией. Вокруг вас не только кучка раболепных прихлебателей. Вы на виду всего народа. Вы ещё можете  обманывать себя, но народ уже прикоснулся к свободе и истине, и его не обманешь.
Если вы сегодня высмеиваете и заглушаете конструктивные предложения московских учёных, то у вас на завтра остаётся только багаж вчерашних идей. А их господство развалило страну. Если вы сегодня задвигаете Ельцина, то куда вы задвинете завтра многомиллионных его избирателей за стенами Кремля?! Если сегодня мы не примете мирную парламентскую революцию, то завтра может разразиться революция кровавая. Вы сами сеете смуту и раздор, чреватые сегодня всеобщей бойней. Или недостаточны пророческие всполохи Сумгаита и Тбилиси?!
Но у вас есть ещё шанс. И он один – в попытке услышать голос народа. Народ устал от насилия и лжи, от безответственности верхов и бесплодного труда низов. Чудовищно вновь слышать семидесятилетние призывы к обездоленному народу: нужно лучше работать. И это всё, что могут предложить оппоненты реформаторов?!
Не помогут заклинания о консолидации, ибо нам нужно единство не в рабстве, а единство свободных граждан. Если вы хотите быть реалистичными политиками, то придётся освобождаться от идеологических штампов. Митинги и демонстрации – это не произвол толпы, а свободное волеизъявление народа. Независимая печать – это не докучливая сенсационность, а гласность народа. Чем больше свободы и конструктивизма в зале парламента, тем меньше произвола на улицах. Закулисные же игры законодателей способны только стирать правосознание и ответственность в обществе.
Настало время, когда мы на таком краю, что сохранить свою власть вы можете только добровольно поделившись ею с народом. Сохранить свои интересы вы сможете, только открывшись интересам общенациональным. И в ваших, и в наших интересах сейчас не утопить окончательно наш дырявый корабль. А путь к этому только один: законодатель призван гласно и ответственно формулировать закон по зову здоровой совести. И давать обществу ответственный пример служения справедливому закону. И потому «находясь в отчаянных обстоятельствах, мы не отчаиваемся», и не теряем надежды, что в нашем парламенте проявятся, наконец, силы свободы, разума и закона.
27 мая 1989 г.

 В восемьдесят девятом году в практическую политику уговорил меня пойти Володя Корсетов, мой друг и компаньон по кооперативу. Он предложил выехать в лес и там очень конспиративно убеждал: «Нас задавят коммунисты, если мы не создадим политической защиты, поэтому тебе нужно идти в политику, баллотироваться в депутаты, а я буду контролировать наш общий бизнес». Я возразил, что впервые в жизни я делаю, что хочу, материально обеспечен, меня публикуют в эмигрантских и европейских изданиях. Пожаловался другу Глебу Анищенко о том, что задумал по поводу меня Корсетов. Выслушав, Глеб сказал, что Володя прав и нужно идти. Для меня это означало пожертвовать своим творчеством, завершением своих книг, хотя многое в политике в то время складывалось для меня удачно. Но я рассудил, что ситуация в стране требует временно пожертвовать своими жизненными интересами и сходить на фронт. Володя Корсетов призвал команду молодых людей, которые в предшествующих выборах сделали депутатом СССР Сергея Станкевича. Молодые люди устроили в моей квартире смотрины кандидата в кандидаты – и совсем молодой Артем Артёмов возгласил: он будет депутатом. Я решил, как Бог пошлёт. В первом туре чувствовал себя китайским болванчиком, которого приводили на собрания, а я проговаривал речи. Но когда победил с большим отрывом среди четырнадцати человек, каждый из которых социально был намного успешнее меня – прокурор, следователь, генеральный директор, инженер…, я загорелся, включился на полную и возглавил свою предвыборную кампанию, в метро многие часы подряд митинговал до хрипоты, отвечал на вопросы. (Несмотря на яркую успешную кампанию, вновь вернулись депрессивные состояния: всё же и эта шабашка была мне совершенно чужда. Душевную подавленность чувствовал все годы политической борьбы, которая не доставляла никакой радости. Приходил в себя только в редкие короткие моменты среди родных, близких друзей и книг). Включились и мои друзья: Гена Галкин декламировал актерским голосом в переходах метро свои импровизации: голосуйте за Аксючица, всё у вас получится! Чувствовал, что у многих моя позиция вызывает симпатию, но были и смешные провокации: на одой станции метро появлялись люди с плакатами: Аксючиц – сионист, собирается удрать в Израиль, на другой – Аксючиц антисемит, призывает к еврейским погромам. На следующий день плакатисты менялись местами.

 Поскольку избрание для меня не было самоцелью, в предвыборных декларациях решил не оглядываться на тактические компромиссы и высказывался сполна. Поэтому и победил. В программных тезисах более всего использовал разработки Народно-трудового союза солидаристов (НТС).

10.12.89
Движение обновления
Программа кандидата в депутаты Верховного Совета РСФСР
Аксючица В.В.
ИТОГИ
Семидесятилетия беспамятства
(наброски)
На протяжении 70 лет нашу страну возглавляли люди, которые были либо уничтожены как «враги народа» (Каменев, Зиновьев, Троцкий, Бухарин, Берия и др.), либо сняты со своих постов или после смерти квалифицированы как несостоятельные руководители (Сталин, Молотов, Каганович, Жданов, Ворошилов, Маленков, Хрущёв, Брежнев). Только первый и текущий руководитель Советского государства в каждый данный момент объявляются самыми мудрыми и компетентными.
Может ли страна при таком подборе руководителей, которые неизменно вели не туда, куда следует («левый уклон», «правый уклон», «культ личности», «волюнтаризм», «застой», «ускорение»…), прийти всё-таки к благоденствию?! Если бы это было возможным, то было бы чудом, нарушающим все законы природы. Но чуда («прыжка из царства необходимости в царство свободы») не произошло. Ибо вот они – «наши завоевания».
Даже по результатам частичной гласности очевидно, что мы сейчас на последнем месте среди цивилизованных стран по всем человеческим показателям. Наша система впереди в служении не благу живого человека, а пресловутого «человеческого фактора». «Наши достижения» сводятся в основном к фикциям и иллюзиям.
Скажем, «жить стало лучше, жить стало веселее», «догнать и перегнать…», «всё во имя человека, всё для блага человека», «государственный план», – это фикции, то, что никогда нигде не существовало. А «борьба за мир», «братская помощь», «крупнейшие в мире…» … – это иллюзии, то, что реально может быть и существовало, но несло противоположный смысл. Зачем наш «первый в мире» в космосе, если мы здесь, на земле, оказываемся без портков и хлеба?! Какую «братскую помощь» мы несли Венгрии в 56-м, Чехословакии в 68-м, Афганистану в 79-м?!
По здравоохранению мы в Европе на последнем месте (за нами только Румыния и Албания), по детской смертности же – на первом. По уровню жизни – на одном из последних. Нигде в цивилизованном мире нет таких дорог, вернее, такого бездорожья, как у нас. По телефонной связи мы позади 70-ти стран. Какое ещё государство, обладая несметными богатствами, так хищнически их расхитило?! По производительности труда и урожайности земли мы на последнем месте среди высокоразвитых стран.
Мы – последние в делах милосердия: бескорыстной помощи слабым, отсталым, голодающим народам. Зато мы крупнейшие в мире торговцы оружием. «На душу населения» у нас производится больше всего именно то, что этой душе нужно менее всего: чугуна и стали – для ракет, кораблей, танков и… лома; хлопка – для пороха и азиатского самовластия; нефти – для безумного торга.
Наше государство разорило уникальную тысячелетнюю культуру. В результате наши творческие гении либо истреблены, либо изгнаны. На «душу населения» у нас меньше всех в Европе театров, библиотек, музеев, концертных залов. В какой ещё стране почти невозможно приобрести отечественную классику? Где ещё в культурном мире студент-гуманитарий не слышал имён гениальных отечественных философов, учёных, поэтов? Все семьдесят лет у нас целеустремлённо уничтожалось то, чем может гордиться любой культурный народ. И теперь мы удивляемся разгулу безнравственности, преступности, бескультурья! Сицилийская мафия должна казаться детскими играми в стране, где одним из главарей мафии был главный милиционер страны (Щёлоков), а коррупция пронизала «высшие эшелоны власти»…
Все эти псевдо-великие достижения оплачены действительно величайшими в мировой истории жертвами: Гражданская война обошлась России в 10-15 миллионов жизней. В коллективизации загублено 10-12 миллионов крестьян. Террор на протяжении десятилетий снёс около 15 миллионов голов. Таким образом, ради завоеваний коммунизма принесено в жертву несколько десятков миллионов лучших людей страны. И вся правда на сегодня заключается в том, что только монополия коммунистической идеологии, утверждаемая диктатурой коммунистической партии, и является причиной и источником всех наших бедствий.
Мы, беспартийные, то есть абсолютное большинство страны, имеем все основания заявить: коммунистическому эксперименту было отдано семьдесят лет. Результаты кошмарно катастрофичны. И чтобы страну не постигла окончательная катастрофа, необходимо свободное волеизъявление сил, альтернативных коммунистической партии.
В противном случае мы вправе спросить: кому и зачем даже сейчас необходимо слепое подчинение тем идеалам, ради которых многие народы и великая страна подверглись беспрецедентному геноциду?!
Радикализм – в объяснении и понимании, но конструктивизм – в действии и политике.
1. Политическое обновление.
Сильная центральная власть при полном местом и общественном самоуправлении.
Единая надклассовая и надпартийная верховная власть, установленная основными законами государства и строго соблюдающая Конституцию.
Демократизация – это способ отбора лучших.
Государственная власть – на страже свободы граждан и в служении общественному благосостоянию.
Авторитет государственной власти основан на солидарности и доверии граждан и власти.
Не разрушать то, что само рушится, но отстраивать новую государственность.
Наши глобальные проблемы мы решим только всем миром. Консолидация всех творческих сил общества вне зависимости от различия во взглядах, вероисповеданий и национальности.
Демократия – это не диктатура большинства, а самоуправление самостоятельных граждан.
Пути выхода из тупика – возвращение к духовным истокам.

Привожу свою предвыборную листовку, которую во множестве распространяли в 145 избирательном округе Москвы – в Черёмушкинском районе, в Теплом стане и в Коньково.

Виктор Владимирович АКСЮЧИЦ
ОБНОВЛЕНИЕ РОССИИ
Предвыборная программа кандидата в народные депутаты РСФСР
ДОРОГИЕ СООТЕЧЕСТВЕННИКИ!
После семидесяти лет коммунистического правления наша страна оказалась на задворках цивилизации. Мы пришли именно туда, куда нас вели зигзаги «генеральной линии» партии. И ради этих «великих достижений» были принесены величайшие человеческие жертвы. Пять лет перестройки зримо свидетельствуют, что коммунистическая монополия на политику, экономику и культуру не позволяет стране выйти из тупика, но с ускорением толкает её в пропасть. Пришло, наконец, время заговорить беспартийному большинству, выразить ему свою политическую платформу. Мы не получим никаких возможностей для преобразований до тех пор, пока открыто не признаем: ДИКТАТУРА КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ И ПАРТИИ (а отнюдь не так называемая «сталинская административно-командная система») является первопричиной всех бедствий нашей страны.
Во всех без исключения странах коммунистическая идеология доказала свою полню несостоятельность, ибо захват власти коммунистическими партиями везде вёл к беспрецедентному уничтожению людей, разорению страны…
… Духовно-нравственные очаги общества: вернуть храмы верующим!
РАДИКАЛИЗМ – В ОЦЕНКАХ, СОЗИДАТЕЛЬНОСТЬ – В ДЕЙСТВИЯХ! Народ не будет доверять власти и плодотворно работать, пока государство не откажется от идеологии безответственного разорения страны и не прекратит утопические эксперименты. Страна находится в состоянии необъявленной всеобщей забастовки – это форма всенародного бойкота правящего режима. Необходима скорейшая отмена всех конституционных статей, где говорится о монополии коммунистической идеологии и коммунистической партии. Только это открывает возможность надклассовой и надпартийной государственной власти, установленной основными законами. Назначение государственной власти – в защите неотчуждаемых прав и свобод личности и гражданского общества, в служении общественному благосостоянию. Авторитет государства может быть основан только на солидарности и доверии граждан и власти.
Прямые всенародные выборы главы государства и глав союзных республик. Двухпалатные законодательные органы страны и республик: Палата Народных Представителей, избираемая на основе прямого представительства, Палата Самоуправлений, составленная на основе ступенчатого представительства. Наиболее полно волеизъявление общества может осуществляться при гармоничном сочетании прямого представительства, ступенчатого представительства и всенародного голосования (референдумов). ДЕМОКРАТИЯ – ЭТО СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ЛУЧШИХ.
Полномочная центральная государственная власть подкрепляется ПОЛНЫМ МЕСТНЫМ И ОБЩЕСТЕННЫМ САМОУПРАВЛЕНИЕМ. Не мёртвые бюрократические структуры, а живой человек и самостоятельные группы граждан должны принимать решения о судьбах страны. НАРОД ИЗБИРАЕТ ДЕПУТАТОВ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ОНИ ПРЕДОСТАВИЛИ ВЛАСТЬ НАРОДУ. Расширение гражданских и политических свобод, раскрепощение творческой инициативы личности и общества. Граждане будут готовы трудиться и терпеть невзгоды переходного периода только при условии реальной возможности свободно и ответственно решать собственную судьбу.
Предвыборная кампания, работа Съезда народных депутатов России и Верховных Советов республик предоставляют последний шанс мирного разрешения острых проблем страны. Целью законотворческой деятельности верховных советов всех республик должно быть создание условий для волеизъявления граждан о формах государственного устройства страны. Подготовка Учредительного Собрания для решения этих вопросов.
Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. Независимое, гласное, непосредственное судопроизводство, обеспечивающее равенство сторон. Суд присяжных.
ПУТЬ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ: САМОУПРАВЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА. «Перестроечная» пятилетка показала, что идеологическая система не способна на последовательные и плодотворные реформы. Как некогда в Смутное время земское движение спасло страну и народ, так и ныне независимая общественность способна воссоздать собственные организации и возродить органичную государственность. Нам предстоит преодолеть основные препятствия, возникающие на пути преобразований: сопротивление партийной бюрократии и всеобщую апатию. На краю пропасти мы обязаны осознать, что всё зависит от личной инициативы, ответственности каждого из нас и от общих усилий. Не ждать от номенклатуры нашего раскрепощения, но явочным порядком утверждать принципы новой жизни: мы свободные граждане в свободном государстве и хозяева в собственной стране. Явочно проводить в жизнь принципы свободы совести, слова, союзов, собраний, – демонстраций, забастовок и добиваться их законодательного закрепления. Приучать к ответственному жизнеощущению себя, общество, власть имущих. Творческое созидание гражданского общества: звеньев свободной экономики, независимых культурных, общественных, профессиональных, политических организаций, формирование независимых средство массовой информации.
Ответственная политическая инициатива общественности размывает идеологическую монополию, расширяет зоны самоуправления, способствует формированию новых государственных структур. На определённом этапе общественность способна брать на себя функции государственного управления. ДЕМОКРАТИЯ – ЭТО НЕ ДИКТАТУРА БОЛЬШИНСТВА, А САМОУПРВЛЕНИЕ СВОБОДНЫХ ГРАЖДАН И ИХ СОЮЗОВ.
ДЕИДЕОЛОГИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВА – ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ. Наш семидесятилетний опыт доказывает, что тоталитарная экономика не способна производить никаких благ. Здоровая экономическая жизнь требует полной свободы хозяйственной деятельности. Многоукладность экономики: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР (имеющие общегосударственное значение добывающая, обрабатывающая и оборонная промышленность, энергетика, транспорт, средства связи, денежное хозяйство страны; ОБЩЕСТЕННЫЙ СЕКТОР (предприятия общественного и гражданского самоуправления); ЧАСТНЫЙ СЕКТОР (сельское хозяйство, внутренняя торговля, лёгкая, кустарная и ремесленная промышленность, некоторые виды транспорта и связи, бытовое обслуживание, строительство и эксплуатация жилья). Равноправие государственной, общественной, частной (личной и функциональной) форм собственности при последовательном антимонопольном законодательстве. Экономическая роль государства ограничивается общим регулированием народного хозяйства. Государственная власть обязана создавать условия для хозяйственной инициативы независимых экономических субъектов и способствовать их свободному сотрудничеству…
Отказ от бездумного разбазаривания народных средств и богатств. ПРЕКРАЩЕНИЕ ПОМОЩИ ВСЕМ ТОТАЛИТАРНЫМ И ПРОКОММУНИСИТЧЕСКИМ РЕЖИМАМ. Уменьшение затрат в тех областях, которые не направлены на прямое обеспечение благосостояния народа. Переход от дорогостоящей многочисленной армии к профессиональной: компактной и действенной. Прекращение огульной распродажи ресурсов и тех богатств страны, которые необходимы для нашего экономического возрождения. Внешняя торговля должна служить только целям этого возрождения.
Необходимо создать государственную и независимую общественную программы поддержки малоимущих слоёв населения, используя для этого, в частности, политику ценообразования и роста заработной платы в соответствии с уровнем инфляции. Создание христианских благотворительных организаций и учреждений: обителей и обществ сестёр милосердия, богаделен, лечебных учреждений, домов-интернатов для инвалидов, общине для бывших наркоманов, культурно-оздоровительных центров…
Немедленное прекращение строительства экологически вредных предприятий. Создание независимой общественной комиссии для составления списка экологически вредных объектов и зон. Принятие Верховным Советом Росси решения по выводам этой комиссии. Создание законодательства по опыту цивилизованных стран, регулирующего экологические проблемы.
Органичное разнообразие национально-государственных форм – от общегосударственных образований до видов конфедерации. Полное и взаимовыгодное национальное самоуправление, переход к новому типу межнациональных отношений возможны только после преодоления монополии коммунистической партии на власть. ПРЕЖДЕ ЧЕМ РАЗМЕЖЕВАТЬСЯ, НЕОБХОДИМО ОБЪЕДИНИТЬСЯ.
Совместное созидание правового государства откроет возможность каждому из нас свободно выбрать свою судьбу. Ряд референдумов позволит пересмотреть административное деление РСФСР, ибо границы автономий сегодня столь же произвольны, как цены.
Наши глобальные проблемы мы решим только ВСЕМ МИРОМ – при консолидации всех творческих сил страны вне зависимости от взглядов, вероисповедания, национальности.
НЕЗАВИСИМОМУ КАНДИДАТУ – ПОДДЕРЖКА НАРОДА
Инициативная группа.

Мои умонастроения и атмосферу времени передает интервью в популярном тогда независимом издании.

ПАНОРАМА  № 4 (16)  март 1990 год
ВИКТОР АКСЮЧИЦ:
«…Мы должны бороться за будущее наших детей»
ВИКТОР АКСЮЧИЦ – редактор христианского самиздатского журнала "ВЫБОР". В последние два года группа православных публицистов – авторов "Выбора" играет всё более заметную роль в культурной жизни Москвы. Для многих неожиданным было решение В. Аксючица баллотироваться в Верховный Совет России.
С Виктором Аксючицем беседует наш корреспондент ТАТЬЯНА ОРЛОВСКАЯ.
- Как произошёл Ваш выход из КПСС?
- Прежде всего, нужно начать с того, как произошел «вход». Я вступил в КПСС в Военно-Морском флоте и считал себя убеждённым коммунистом. Но уже тогда, как я сейчас понимаю, мои взгляды были близки к еврокоммунистическим. Я понимал, что коммунизм у нас строится неправильно и горел желанием правильно его строить. Но для этого, естественно, нужно было изучить его теорию. Я поступил на рабфак философского факультета МГУ, и собирался учиться на отделении научного коммунизма.
В двадцать три года мне в руки стала попадать литература, о которой я до этого не подозревал, я стал стремительно менять взгляды. И проделал путь от марксизма к идеализму, от идеализма к христианству и православию за три года.
К третьему курсу я уже был убеждённый христианин и, естественно, стал совершенно по-другому видеть мир вокруг себя. И оставшееся время в университете было для меня очень драматично из-за духовной раздвоенности. Внешне все протекало так же, как и раньше, то есть я был членом КПСС, мало того – меня на третьем курсе избрали секретарем партбюро студенческой организации, и каждый год затем переизбирали. Как я сейчас понимаю, только потому, что я проводил христианскую политику умиротворения. Парадоксально, три года подряд я грыз классиков марксизма-ленинизма и получал за это тройки и четверки, когда же мои взгляды изменились, и я перестал их грызть, то по марксистским предметам стал получать одни пятерки. Почему? Потому что я понял ключ этой идеологии и мог уже сам, как шелкопряд, плести все эти формулы и законы.
Затем, после окончания университета, кафедра и партком дружно рекомендовали меня в аспирантуру, куда я и поступил. Кстати, тема моего диплома была религиозной: «Проблема соотношения теологии и философии в неопротестантизме Пауля Тиллиха». Не успел я проучиться в аспирантуре несколько месяцев, как КГБ изъяло у меня библиотечку. Я тогда был инициатором нарождающегося религиозного самиздата в Москве, и сам собирал библиотеку богословской русской мысли и политической литературы, начиная с «Гулага» и кончая программами НТС.
Тогда для меня уже не было самоцелью закончить аспирантуру. Я считал: «Как Бог пошлёт. Нужно Ему, чтобы я окончил аспирантуру – я окончу, не нужно – буду отчислен». И меня это совершенно не волновало.
Меня отчислили. Я перестал ходить не только в аспирантуру, но и «в партию». Тогда «партия» стала ходить ко мне. Полгода меня уговаривали не выходить из КПСС. Сначала они прислали ко мне моих однокурсников. Они говорили: «Как же ты, пятерочник, талантливый философ, перечеркиваешь свою карьеру. Тебе нужно оставаться в партии, чтобы быть философом». Помню один разговор с моим приятелем. Он мне говорил: «Что ты делаешь? Ведь коммунизм – это надолго, по крайней мере – на нашу жизнь». А я ему отвечал: «Ты знаешь, по-моему, нет. И атеизм, и коммунизм скоро на нашей родине кончатся». Интересно, что он мне недавно позвонил и сказал: «Да, ты тогда был прав».
Самым интересным был последний визит. Есть такая организация – Партийная комиссия – бдительное око партии. В ней преимущественно состоят старые большевики, которые просматривают все персональные дела об исключении. Представитель этой комиссии, старушка-большевичка приходила ко мне домой, тоже уговаривала, но когда узнала, что я выхожу по религиозным убеждениям, уходя, прокричала, указывая на моих детей: «И всё-таки, они будут с нами». Полгода это длилось, и, наконец, я получил бумажку о том, что меня исключили.
- Я знаю, что Вы сначала решили бойкотировать выборы, а теперь выдвинули свою кандидатуру. Чем объясняется такое изменение позиции?
- Меня убедили баллотироваться друзья. Я им говорил: «Зачем вы меня гробите? Я и так уже занялся бизнесом, коммерцией, издательской деятельностью, тем, что мне внутренне чуждо. Я хочу быть философом, публицистом и только писать, и не заниматься ничем другим, а если я этим занимаюсь, то только для того, чтобы создать структуры, позволяющие творческим людям писать, публиковаться, и не хочу идти дальше этого, не хочу заниматься политикой». На это мои друзья сказали: «Если мы сейчас не начнём борьбу за власть, то через год мы не сможем заниматься ни философией, ни поэзией, ничем другим». И, в общем-то, они меня в этом убедили.
Я и мои друзья, единомышленники, стоящие на таких же позициях, идём на это, как на крест, совершенно внутренне не тяготея к этому, понимая, что сейчас должны бороться за своё будущее и за будущее своих детей. Положение действительно катастрофично. И каждый из нас должен проявить гражданскую ответственность и мужество.
- В Ваших статьях Вы часто пишете, что образ реального врага всех народов – денационализированный люмпен. Что Вы понимаете под этим словом? Разве наш общий враг не партийная аристократия?
- Кроме партийной аристократии, бюрократии, номенклатуры, есть ещё масса приводных ремней. Есть такое понятие – активисты. Сейчас их становится всё меньше и меньше, но раньше они играли огромную роль в укреплении режима. Это – комсомольские активисты, профсоюзные, просто проходимцы, которые рвались к партийному билету и которые крушили всё и всех вокруг себя. Чтобы стать партийным аристократом, нужно пройти длинный путь, который достаточно труден и кровав. На этот путь встают люди, которые вырываются из органичного национально-культурного уклада. Поэтому я называю этих субъектов денационализированными. Эти люди существуют в отрыве от национальной культуры. Они противопоставляют себя ей и тратят всю свою энергию, чтобы разрушить и историческую память, и историческую традицию, и культуру своего народа. Их сознание, их позиция денационализирована. И крестьяне, и рабочие, и интеллигенция связаны с миром, с природой, с социумом органично, а эти элементы выпадают из социальной органики и создают асоциальную структуру. Поэтому я называю их люмпеном, то есть асоциальным элементом, они спаиваются в единое целое на основе идеологии разрушения, смерти, небытия.
- Я согласна с Вашей мыслью о том, что революция 1917 г. – это явление, которое было чисто механически перенесено из западно-европейской теории в нашу российскую жизнь. Вы считаете, что теории «западников» так же неестественны, как этот эксперимент. Вы часто употребляете слова «всё органично русское». Не могли бы Вы развернуть эту цитату?
- Прежде всего – это тысячелетняя православная русская культура, которой совершенно лишен наш народ. Это – церковная, обрядовая культура, семейно-бытовой уклад, который был выпестован ею. Это – катехизаторская, богословская мысль, которая издается гомеопатическими дозами, как говорил Сергей Сергеевич Аверинцев. Это общественно-политическая, экономическая русская мысль XIX-XX вв., которая абсолютно недоступна как массовому читателю, так и «прорабам перестройки», современным властителям умов. Существуют целые политические программы. Мы сейчас в Литве будем издавать программы Российских политических партий. Это же настоящая энциклопедия, и она тоже пока недоступна читателю.
А интеллектуально-религиозное движение, которое было выражено в сборнике «Вехи»: лучшие умы России выступили в этом сборнике и предрекли путь, которым пройдёт Россия. Они предсказали 1917 год. Они призывали интеллигенцию остановить это падение. Но никто не внял, падение произошло. Уже в 1918 г. они выпускают новый сборник «Из глубины». В нём они описывают, как Россия может выбраться из пропасти. Впечатление такое, будто этот сборник написан вчера, для нас, для современников. Там описывается то, что происходит сейчас с нами, с нашей страной, с нашим народом, и то, что будет происходить завтра, – духовное возрождение. Это – пророческая книга. Затем продолжение этой традиции современными авторами, сторонниками Солженицына, в сборнике «Из-под глыб». Мы хотели бы продолжить именно эту интеллектуально-культурную традицию: «Вехи» – «Из глубины» – «Из-под глыб» – «Выбор».
- Какие идеи «западников» Вам кажутся наиболее чужеродными?
- Не столько идеи, сколько (модное слово) менталитет – установка ума. Это – в принципе нежелание видеть историческую российскую органику. Они не хотят знать либеральных традиций России, не хотят на них опираться. Они принципиально не хотят знать историю России, они считают, что её просто нет.
- Вы считаете, что радикализм как «западников», так и «почвенников» проистекает из излишней секуляризации сознания?
- Да, и «западникам» это мешает правильно воспринимать Запад, глубинные ценности христианского либерализма. Что такое либеральная установка? Это – утверждение примата личности, личностного начала в бытии. С чего начинается американская Конституция? – «Все люди равны перед Богом». А личность несёт в себе божественное начало, поэтому она первенствует в бытии; эта ценность – самодостаточная и абсолютная. И отсюда уже следует вся остальная либеральная концепция культуры, экономики, социума. Но ведь эта истина привнесена впервые в жизнь христианством.
- Установка «почвенников» на «ленинские нормы» – это от незнания христианской этики?
- В общем, да. У них душа, в этом смысле, пуста. Они воспринимают традиционную культуру очень фрагментарно и схематично. Они не могут найти идеалы в истории России, а без них они не могут строить современность. Поэтому они и цепляются за ветхие марксистские догмы. Я думаю, – в этом внутренняя логика.
- Вы пишете, что многих религиозных деятелей шокирует развитие молодёжной рок-культуры. А как вы к этому относитесь?
- Я думаю, что всякий либерально настроенный человек должен исходить из очень простой истины, что нужно всем предоставить равные возможности для проявления. И все тогда встанет на свои места. Современное засилье рока – следствие цензуры. Я не против рока, я его сам люблю. Я воспитывался на песнях «битлов», люблю рок-оперу «Иисус Христос», многие современные вещи. Но всему должно быть своё место в иерархии культуры, в иерархии бытия, в иерархии жизни. Рок заполонил сейчас все экраны, потому что он менее опасен для идеологии и отвлекает духовные силы молодежи, музыку же христианских композиторов молодёжь слышит мало. Я являюсь спонсором христианского театра, который уже два года находится в постоянных гонениях, у них уже несколько раз отбирали помещение. Невозможно представить, чтобы так гоняли рок-группу.
- Какова Ваша позиция в национальном вопросе?
- Каждый народ должен суверенно решать эти вопросы. Я имею свою частную точку зрения на балтийские вопросы, но это лишь частная точка зрения, а решать должны они. Я им могу советовать, но не более того. Если они решат иначе, то это их право на ошибку.
Есть ещё один аспект у этой проблемы – моральный. В создании насильственного режима принимали участие все народы. Это не Российская империя, это идеологическая империя. Вина лежит на всех. Представьте себе, что вы живёте в большой квартире, и жить вам больше негде, и вы убили своего соседа. Вы сможете жить дальше рядом с трупом? – Нет. Или даже, если вы его не убили, а просто не помогли вылечить. Сможете вы после этого жить в этой квартире? – Нет. Всё, квартира заражена, все будут умирать после этого. Ваш дом перестанет быть жилым. Мы все живём в одном доме. У нас одна судьба, одна вина.
- Какие силы в современном обществе Вы считаете решающими?
- Сейчас все ждут перемен. Ждут, что начнет разваливаться империя, причём с её национальных окраин. История показывает, что когда чего-то ждут, это происходит, но не тогда, когда ждут, а всегда неожиданно, и не оттуда, откуда ждут, а совсем с другой стороны. И когда начнутся массовые движения в столицах, где их никогда не было, и когда заговорит рабочий класс, который до сих пор молчал (он недавно заговорил в Воркуте, и как трезво!), тогда и появится настоящая решающая сила – массовое движение. Но массовое движение дестабилизирует обстановку, оно предъявляет спонтанные требования правительству. Здесь очень важна смыслообразующая роль политической и творческой интеллигенции, тех группировок, которые формулируют идеи, программу. Когда сольются два этих потока, произойдёт сдвиг исторических пластов.
- Вы настроены оптимистически?
- Да, безусловно, ведь вся история оптимистична.
- Каково Ваше участие в организации «Церковь и перестройка»?
- Организатор этого общества – священник Глеб Якунин. Я вхожу в инициативную группу. Широко это движение пока не сложилось, потому что церковная иерархия отторгает всякие изменения. В Совете по делам религий нам сказали, что из-за нас с владыками ссориться не будут. Церковная перестройка целиком зависит от государственной. Поэтому, я думаю, пришло время создавать христианские политические сил


Рецензии