Способ четыреста первый
Зло необходимо искоренять, желательно в самом зародыше. Вряд ли кто возразит против такой установки. Но что считать злом, каков его вред, насколько он пагубен? Мнения здесь не столь однозначны, они порождают дискуссии, и одна развернулась недавно даже на месте не очень удобном для проведения дискуссий - у кабинета невролога в городской поликлинике.
Обычно у кабинетов врачей народ сейчас не толпится: при предварительной записи точно указаны дата и время приема, однако сегодня накладка – больные подходят, а врача еще нет: маршрутка, в которой ехала врач, застряла где-то в уличной пробке. Больные заполняют свободное время беседами, и не только на медицинские темы.
Вот разговорились две женщины, сидящие на скамейке бок о бок. Они, очевидно, знакомы: называют друг друга по имени, а то и просто: соседка. В синей вязаной кофте и синем берете, из под которого видны серебристые волосы, - Елена Ивановна. Слева от нее - Зоя Васильевна, женщина такого же посеребренного возраста.
- Внучка стала тройки домой приносить, - говорит Елена Ивановна и тяжко вздыхает. – Девочка умная. Еще до школы умела читать и писать. Стишков много знала хороших. В чем сейчас дело, ума не приложим...
- Может, чем заболела?..
- Показывали врачу: ничего не находит. Интерес потеряла к учебе, в этом, видно, причина. Мы ее и стимулировать начали: за пятерку денежку стали давать, пока толку мало.
- Может быть, увлеклась каким-нибудь парнем?
- Что вы! Она второклассница...
- Это неважно. Сейчас они рано беременеют…
Слова эти тоненьким голосом и с ехидной усмешкой сказала круглолицая женщина, подсевшая к Зое Васильевне.
Елена Ивановна возмущена таким несуразным предположением. Ее лицо покраснело, не находя слов для достойного возражения, она протестующее машет руками.
Видя эту реакцию, круглолицая женщина говорит снисходительно:
- Да, ладно вам, ладно. Чего вы так закипели, как самовар. Я не хочу обидеть ни вас, ни вашу любимую внучку. Я просто так говорю. С молодежью сегодня часто такое… А учительша, что говорит?..
- Ни с какими парнями она не якшается, - отвечает сердито Елена Ивановна.
Женщина с круглым лицом оказалась словоохотливой, у нее имелся свой взгляд на проблему образования, и она принялась излагать его безапелляционно и громко, во весь свой пронзительный голос.
- Незачем сейчас и учиться! Вон сколько обученных на улицах метлами машут. У нас подъезды тоже две учительши убирают, и довольны этим до ужаса. Помоют полы и свободны, а зарплата поболе, чем в школе они получали. И нервы, говорят, стали в порядке: не надо воспитывать недоумков!
Уборщица поликлиники, проходившая мимо, насторожилась. Маскируя свой интерес к разговору, она поставила ведро и лентяйку возле кадки с фикусом, и принялась протирать его широкие листья. Уборщица тоже была недавно учительницей, и тоже уволилась из-за низкой зарплаты.
А круглолицая женщина продолжала сварливо:
- А не ученый целым рынком командует! Клянусь, что правду вам говорю! Расписаться в документах не может, а сколько людей в его подчинении! И живет хорошо: машина, домище отгрохал, и денег имеет полный карман!
У кабинета невролога народу прибавилось: привлеченные удивительным голосом и обсуждаемой темой сюда потянулись больные и от других кабинетов. Место позволяло расположиться свободно: дверь кабинета невролога выходила в холл поликлиники. Подходившие сразу включались в дискуссию: у каждого в семье были школьники – дети, внуки, племянники, и школьные проблемы им были знакомы. И все уже охали дружно, говоря об испорченной молодежи: в голове одни пустяки, осуждали позицию государственной власти: отмахнулись от воспитания!.. К теме - не грамотный, а руководит целым рынком, отнеслись критически: учить детей обязательно надо, и тому, базарному управленцу грамотность не была бы помехой.
- А может быть причина не в ней, а в учителе? – спросила сочувственно у Елены Ивановны женщина с перевязанной шеей, пришедшая от кабинета хирурга.
- Учительница хорошая. Кончила институт, учится в аспирантуре заочно. Молодая, красивая…
- Дело не в ее красоте, а в хитростях… - опять добавляет свое круглолицая женщина. - Сейчас все учителя репетиторством промышляют.
- А в чем вы здесь видите хитрость?..- удивилась Елена Ивановна.
- Не понимаете?
- Не понимаю…
- Они нарочно затюкивают ученика!.. Ставят ученику незаслуженно двойки, а родителям его предлагают нанимать репетиторов… За репетиторство они впятеро больше гребут, чем получают оклады…
Елена Ивановна заметно встревожилась: им тоже предложили нанять репетитора внучке. Причем настоятельно. Головная боль, возникшая от этой начетистой и пока не решенной проблемы, и привела сердобольную бабушку сюда, к кабинету невролога.
- Деньги большие гребут, а сами при этом халтурят, - продолжает круглолицая женщина. – Вот, дочка соседки моей говорила, как они занимаются: их приходит к учительше сразу пять человек, она дает им задания – книгу заставляет читать, и велит не шуметь: у нее малолетний ребенок. Они не шумят, делают вид, что учат, а она или ребенка качает, или ему кашу готовит. И так все два часа… Правда, в дневнике у нее троек не стало, ничего не скажу, отметки стали повыше, но я сомневаюсь, что знаний прибавилось.
По словам этой женщины, репетиторство – уже отлаженный способ извлечения денег из карманов родителей, умело загоняемых в угол. Люди слушают ее с пониманием и даже согласием.
- А у нас проводят такие занятия в школе, – говорит женщина с перевязанным горлом. - В том же классе, и та же учительница. Раздаст задания, а сама без умолку стрекочет по телефону. Ясное дело - халтурит… Ребята все это видят и понимают, а ей все равно, никакой совести и ничего не боится. Знает, что ребятишки все дома расскажут, а не боится: деваться-то родителям некуда!
Круглолицая женщина, знавшая, видимо, многое о жизни школьных учителей приводит пример за примером, в которых эти символы бедности, как их привыкли считать, выглядят ловкачами, нашедшими свою нишу-кормушку, под названием репетиторство. Примеры впечатляли, сомнения в фантастично высоких доходах учительства подавлялись обилием броских примеров и пылкостью речи, и уборщица, протирая листья растения, сокрушалась: «Напрасно ушла я из школы – какие там появились возможности!..»
Между тем, у кабинета невролога к репетиторству росла неприязнь: ковырялось его уязвимое место.
- Деньги назначают большие, а ответственности никакой не имеют! – говорит женщина с хозяйственной сумкой, в которой принесла банки с предметом анализов. - Оценки у ученика повышаются, но только здесь, в этой школе! Учителя ставят высокие баллы, чтобы так оправдаться за взятые деньги, но с дутыми баллами в институт не поступишь… Вот, если бы с них можно было востребовать деньги, когда ребенок провалит экзамены! Да взыскать еще за моральный ущерб: обещали хорошо подготовить, а ребенок год потерял!
Тряхнув в возбуждении сумкой, позабыв, что в ней банки, она восклицает:
- А вы вспомните советское время!.. Тогда, если ученик плохо учится, первый спрос был с учителя. И они боялись этого спроса, предпринимали меры: занимались после уроков. Бесплатно! Какая может быть плата тому, кто делает брак!.. Было правило: если ученик плохо знает, значит, учитель плохой. А теперь все повернуто: не учитель плохой, а ученик!
Почти все, кого недуг собрал здесь, помнили советскую школу, их голоса слились в одобрительный гул: воспоминания были только приятными, а контраст между ценами репетиторов и возможностью их оплатить добавлял одобрения прошлому.
К месту стихийно возникшей дискуссии приковылял от процедурного кабинета пожилой и сутулый мужчина с увесистой клюшкой, при виде которой возникали мысли о строгих порядках и дисциплине. Обладая исключительным слухом, он слышал весь разговор, и ему не терпелось тоже что-то сказать. Он был, очевидно, партийным работником старой коммунистической школы: опираясь двумя руками на клюшку, он изложил свое мнение в обычной для партийных работников нравоучительной форме:
- Необходимость и оправданность дополнительных занятий с учениками возникает тогда и только тогда, когда учителя не дорабатывают на нормальных занятиях. А эта недоработка может быть следствием разных причин: слабый педагог, слабый ученик, сложная для данных учеников программа. Причины могут быть разные, и на успеваемость могут влиять как каждая из них по отдельности, а могут и все вместе взятые.
Обладатель увесистой клюшки обвел строгим взглядом больных, притихших от этой тирады, и продолжал в том же менторском тоне:
- Но, если на дополнительных занятиях ученик овладевает учебной программой, значит причина не в нем, а только в неумении педагогов внятно изложить эту программу в отведенное для нее учебное время. Отсюда и нонсенс - платное репетиторство: компенсацию за свое неумение такие педагоги возлагают на плечи учеников и родителей. Это категорически неправомерно и возмутительно!.. Какой, вы спросите, следует вывод? А вывод такой: там, где есть репетиторство, там надо менять педагогов… Параллельно надо, конечно, просмотреть и программы, на предмет их разумного соответствия достижениям науки и техники. Жизнь, безусловно, идет вперед быстрыми темпами, и новые поколения должны соответствовать новым реалиям. Но усложнение программ не должно отражаться на детях болезненно, педагоги обязаны адаптировать программы к детским возможностям, адаптировать их таким образом, чтобы эти программы стали доходчивыми: давно и научно доказано, что самые сложные вещи можно объяснить простыми словами. Доходчиво… И еще. Само репетиторство – это не вред. Это, можно говорить, даже благо: не успевающему оказывается нужная ему помощь. Но когда репетиторство стало средством вымогательства денег, бандитским, можно сказать, кистенем, это уже неприемлемо, это уже криминал!
Ментора внимательно слушали и уважительно косились на клюшку.
- И я бы сравнил репетиторство с рэкетом, - поддержал его молодой человек в темных очках. - Сложность программы – это предлог, все сложности в самих педагогах…
Эти глубокомысленные слова сначала были восприняты со скептицизмом: уж больно не отвечали они одеянию оратора: темные очки внутри совсем не ярко освещенного помещения, джинсы в заплатках и дырах. Но имея довольно непрезентабельный вид, молодой человек оказался очень начитанным и усилил неприязнь к репетиторству, сравнив современных учителей с «великим комбинатором» Бендером:
- Остап Ибрагимович знал, как известно, четыреста способов изъятия денег у населения, учителя придумали новый, четыреста первый. Если бы Бендер додумался до него, он не стал бы переквалифицироваться в управдомы, он стал бы учителем!
Сравнение было доходчивым, оно изменило в лучшую сторону отношение больных к человеку в намеренно издырявленных джинсах, и все, казалось, пришли к единому мнению: в школах надо срочно оздоровлять обстановку. Но очень часто бывает, что даже тогда, когда вроде все ясно, вдруг появляется тот, кто посеет сомнение, у кого на все есть свой особенный взгляд. Так случилось и здесь.
- Не всегда преподаватель виновен, - говорит вызывающе женщина с цветастым платком на плечах. – Чаще всего, ученики действительно или лодыри, или дебилы. И не надо обвинять всех преподавателей в рэкете.
Мужчина с рыжеватыми большими усами тоже встал на защиту учителей, увидев виновников на более высокой административной ступени:
- Школьные программы стали такими! – убежденно он высказал то, о чем упомянул в своей нравоучительной речи обладатель увесистой клюшки. - Сейчас нашим детям нарочно сочинили такие программы, чтобы они не справлялись.
- Зачем?!..- спросила Елена Ивановна.
- Затем, чтобы охоту к учебе отбить!.. Раз он чего-то там не решил, второй, третий, и ребенок уже не хочет учиться. А если не хочет, то и не будет. Он уже в панике от одного напоминания об уроках… Его, конечно, дотянут до минимального уровня образованности, дадут свидетельство, но он так и останется неучем.
-Зачем?!.. Зачем отбивать охоту к учебе?!..
- Затем, чтобы неучей было больше!
Рыжеусый видел в перегрузках школьников злое намерение. Умысел, организованный врагами народа с целью сделать нацию необразованной, то есть ущербной и уязвимой. Про высоко стоящих чиновников, проводящих в жизнь такую не патриотичную линию, он сказал:
- Они вредны и коварны, но к ним очень трудно придраться! Они укрываются за хитрой формулировкой: жизнь идет быстро, чтобы от нее не отстать – поспешайте и вы!
Женщина с цветастым платком, почуяв поддержку, добавила сочувствия педагогам:
- Школы сейчас финансируют мало, вот вам и причина поборов с родителей.
Эти двое инакомыслящих пациентов расшатали настрой на обвинение учителей, послышались еще реплики в их защиту. Была и такая:
- Репетиторство - это дополнительный труд, а за дополнительный труд надо платить, какой дурак согласится работать бесплатно!
На возражение, что и дополнительный труд должен оплачиваться в рамках разумности, защитники учителей отмахнулись, а кто-то даже сказал:
- И в вымогательствах есть своя польза. Сейчас время такое, хапужное. Дети видят, что происходит, и учатся жизни. Им предстоит жить в таких же условиях, и они к этой жизни будут готовы.
- То есть тоже, пусть будут хапугами?- уточняет Елена Ивановна
- А что прикажете делать? Правила жизни стали такими: или ты кого объегоришь, или объегорят тебя! По закону джунглей живем!..
А женщина с цветастым платком продолжала твердить про низкое финансирование, из-за него, дескать, директора школ вынуждены добирать с родителей деньги на охрану, на ремонт, на учебники… Она вообще могла перевести разговор на другую проблему, но ее все же остановили: пусть даже так, пусть плохо с финансированием, хотя и тут не мешало бы знать, куда идут собранные с родителей деньги, но причем здесь репетиторство? Репетиторство из другой, как говорят сейчас, оперы…
И разговор возвратился в свою колею, опять появились примеры учительской недобросовестности, опять послышалась критика репетиторства, опять появились призывы к борьбе с этим уже широко распространенным явлением.
- Нельзя потакать недобросовестным педагогам! – азартно говорил молодой человек в макропористых джинсах. - Надо родителям быть принципиальными. Надо заявлять о вине репетиторов в случаях провала экзаменов!
- А как ты докажешь, что виноват репетитор? – спросили его. - С репетитора взятки гладки…
- Очень легко!
Молодой человек, как и ментор, аргументировал это словами: если при дополнительных занятиях ученик осваивает предмет, значит, дело не в нем, а только в преподавании! Такой вывод с позиции логики был не столь очевиден, но здесь преобладали эмоции.
- Надо выявлять махинаторов! – восклицал молодой человек.
- А кто на такое пойдет?..- засмеялась вдруг круглолицая женщина - Это как в анекдоте про собрание мышей. Там один несмышленый мышонок предложил повесить колокольчик на кошку: нам будет слышно, когда она подкрадется. Но кто этот колокольчик повесит?..
- Надо, - повторил молодой человек, обиженный этим сравнением. – Или терпеть! И не хныкать.
Появление врача, добравшейся наконец до своего кабинета, помешало определиться с вопросом, как бороться с вымогательством в школах и с чего эту борьбу начинать. Больные разошлись к дверям кабинетов соответственно своим видам болезней, но обсуждение поднятой темы все же продолжилось. Уже кулуарно.
В кабинете заведующей уборщица поликлиники заговорщицки говорила:
- Сегодня у кабинета невролога такое было, такое!..
И она со всеми нюансами передала разговоры больных, добавив изрядную порцию отсебятины.
- Но это же не про нас…- сказал заведующая, вычленив самую суть…
- Там и про нас говорили, - сочиняла уборщица. – Говорят, что врачи назначают нарочно дорогие лекарства, чтобы потом с аптекой делиться…
Это известие заведующую обеспокоило.
- Ты вот что тогда, Татьяна Никитична… Ты, когда увидишь еще какое собрание, быстро ко мне… Надо сразу принимать меры по пресечению…
Продолжила эту тему и Елена Ивановна. Дома она рассказала дочери о дискуссии в поликлиники и предложила вариант молодого человека:
- Надо прищучивать учителей! Они обязаны учить хорошо без всяких там репетиторов! Только они виноваты в плохом знании!
Дочь ее обрывает:
- Ты подумай, о чем говоришь!.. Попробуй, заикнись только об этом, совсем заклюют тогда в школе ребенка!..
Дочь не хуже Елены Ивановны знала, что происходит изощренное вымогательство, но она понимала и безысходность своего положения. Она твердо посмотрела в глаза Елены Ивановны и не менее твердо сказала:
- Будем платить репетитору!
Апрель 2015 г.
Свидетельство о публикации №215051100537
Приглашаем Вас участвовать в увлекательном Конкурсе http://www.proza.ru/2015/06/21/246 .
С уважением и пожеланием удачи.
Международный Фонд Всм 23.07.2015 09:38 Заявить о нарушении