Ойкумена, Олди. До крайности субъективная рецензия

Говорят, тот, кто ничего другого не умеет – критикует других. А я и критиковать то не умею, но все же попробую, так что терпите. Волей судьбы, наконец, в моей жизни выдалось свободное время на завершение чтения трилогии Г.Л. Олди (иначе говоря, Дмитрия Громова и Олега Ладыженского) «Ойкумена: Кукольник, Кукла, Кукольных дел мастер». Вот вам до крайности субъективная рецензия.

Итак, поначалу весьма сложно продираться сквозь тропические джунгли текста. И обилие вудунов, брамайнов, гематров и прочих рас вселенной этому ничуть не способствует, отнюдь. Сначала хочется кричать: «Куда я попал?!», рвать на себе волосы. Но что-то не дает остановиться. Что-то заставляет читать дальше. И, постепенно, втягиваешься. Постепенно язык, не самый простой, начинает обволакивать, окутывать каким-то очень дорогим и изысканным покрывалом. Крайне умное и выверенное построение фраз, предложений, сюжетов дает ясно понять, что с точки зрения филологии перед нами крайне интересный и совсем не простой экземпляр.

Да и с точки зрения сюжетной линии постепенно, слой за слоем, тебя наматывает на общее веретено событий, и затем уже становится совершенно неясно, как окружающие могут не понимать, чем расы техноложцев отличаются от энергетов. И вообще, отстаньте, не видите, я читаю?!

Вот как-то так, с каждым словом и с каждой главой все интереснее и интереснее, как в заправском сериале. Вот только в сериале, чтобы зритель вернулся в следующей серии, достаточно оборвать на самом интересном. А в книге необходимо предварительно очень долго нагнетать напряжение, подогревать интерес, и лишь потом оставлять читателя в жгучем неведении, заставляющем жадно переворачивать страницу за страницей. С чем авторы, кстати, честь им и хвала, превосходно справляются.

Все происходит незаметно. И, к середине первой книги ты уже не замечаешь, как начинаешь вполне искренне сопереживать герою. Вернее, героям. Их тут достаточно много, но в них в том же примерно промежутке времени, начинаешь довольно просто разбираться. Герои, между прочим, не просто так на конвейере штампованные и, как говорится, «пальцем деланы». Каждый герой вполне себе целостная завершенная личность, которая, несомненно, успешно живет и за кадром. И вот к этим героям как-то незаметно прикипаешь. Настолько, что становится страшно, когда повествование трилогии переваливает за половину и начинает попахивать приближающимся завершением. Хотя, кстати, на середине трилогии завершением попахивает очень слабо, все больше самым интересненьким, заваривающимся в котле вселенной Ойкумены. Когда уже легко стало лавировать среди времен, эпох, героев, между планетами и космическими кораблями… О да, горе-критик забыл упомянуть, что произведение это написано в жанре научной фантастики. Но вы меня простите. У вас нет выбора.

И вот, когда стало просто лавировать среди всех событий и ситуаций, начинаешь уже, как заправский детектив, размышлять после дочитанной главы – как будет все развиваться дальше? Лежишь с книжкой и не переворачиваешь страницу, пока не осмыслишь произошедшее и не измыслишь пару-тройку вполне логичных продолжения событий. Иногда не получается. И тогда громкие овации в адрес авторов – им удалось обмануть ожидания и закрутить все гораздо сложнее, а это для автора дорого стоит. Меня, например, в своей совершенной неспособности к построению хоть сколько-нибудь закрученных сюжетов, в авторах это всегда восхищало. Но случается, что ты вдруг предугадываешь события и совершенно четко осознаешь, что ждет там, за поворотом страницы. И тогда снова браво авторам! Они сумели вписать тебя в страницы своей книги настолько, что ты стал проживать эту жизнь вместе с героями, там на борту «Герсилии», или в тюрьме Мей-Гиле. И вот ты, как ребенок, которого туго запеленали события книги, наслаждаешься этими путами по полной, получая какое-то садомазохистское удовольствие от того, что тебя захватили и не отпускают. Какой-то прямо стокгольмский синдром.

А когда страниц до конца остается уже нестерпимо мало, ты и вовсе начинаешь биться в агонии и искать всяческие причины не читать больше. Придумывать, как бы выколоть себе глаза, выбросить этот глупый планшетник или вовсе заработать временную амнезию, чтобы однажды прочитать все это снова. Как в первый раз. Кстати, в конце, когда читатель готов уже защищать докторскую на тему «Как я изучил все расы Ойкумены», авторы ловко так подсовывают еще одну расу, совершенно неожиданную и нигде не упоминавшуюся, да еще и с целой своей «родословной» (читавшие поймут).

Концовка, правда, подкачала, как проткнутый шарик в конце своей невообразимой траектории по комнате. Но, я думаю авторам, усердно пахавшим и взбившим обильный ком пены у рта в упряжи вдохновения, простительно упасть в изнеможении на финише. Опять-таки, то ли по забывчивости, то ли чтоб поставить многозначительное многоточие в отношениях с бьющимся в каких-то, прямо скажем, постыдных конвульсиях читателем, и ехидно подмигнуть, как любовник, покидающий апартаменты до бесконечности голой стыдливой барышни, авторы оставили совершенно без упоминания «жили долго и счастливо» судьбу некоторых героев. Что, кстати, очень приятно, ибо, покинув страницы книги, можно еще вволю пожить с теми самыми «забытыми» персонажами, придумывая различные варианты «жили долго и счастливо» или «умерли в один день».


Рецензии