Гуси- лебеди и баба-яга. Сказки от дедушки Максима
Детей следует учить математике как можно раньше, поскольку это будет способствовать физическому развитию мозга, а следовательно и тому, что мы называем интеллектом и, кроме того, математические вычисления- это одна из высших функций человеческого мозга. И пусть ваш ребенок еще не умеет говорить, но мозг его уже работает.
Народные сказки от дедушки Максима из страны Математика.
Мы уделяем много внимания вопросу о том, чему учить детей старше трех лет.
Но согласно современным исследованиям к этому возрасту развитие клеток головного мозга уже завершено на 70-80 процентов.Не значит ли это, что мы должны направить свои усилия на раннее развитие детского мозга до трехлетнего возраста. Масару Ибука.
Юрий Энтин ( поэт,драматург, поэт-песенник) считает, что пусть дети всегда одинаковые, но время у них разное и сказки раз в 30-40 лет надо адаптировать.
Гуси- лебеди и баба -яга.
(Необходимо изготовить карточки из плотной бумаги или картона размером, например, 40 на 40 мм. с цифрами: 1 (один)- 5 шт., 2 (два), 3(три), 4(четыре), 5(пять). Ребенок должен постараться запомнить рисунки на карточках и как они произносятся. Выучить: 1(один,2 (два),3(три),4(четыре),5(пять) вышел зайчик погулять. Прослушать сказку и ответить на вопросы в конце с использованием карточек).
Жили старичок со старушкою; у них была дочка да сынок маленький.
- Дочка, дочка! - говорила мать.
- Мы пойдем на работу, принесем тебе булочку, сошьем платьице, купим платочек; будь умна, береги братца, не ходи со двора.
Старшие ушли, а дочка забыла, что ей приказывали; посадила братца на травке под окошком, а сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крылышках.
Пришла девочка, глядь - братца нету!
Ахнула, кинулась туда-сюда - нету! Кликала, заливалась слезами, причитывала, что худо будет от отца и матери.
- Братец не откликнулся!
Выбежала в чистое поле и только видела : метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Тут она догадалась, что они унесли ее братца. Про гусей – лебедей давно шла дурная слава – что они маленьких детей уносили.
Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела- стоит печь.
- Печка, печка, скажи, куда гуси- лебеди полетели?
- Съешь один ржаной пирожок, - скажу ( выбрать карточку с цифрой 1(один).
-Стану я ржаные пироги есть!
- О, у моего батюшки пшеничные не едятся! Печь не сказала.
Побежала девочка дальше -стоит яблоня.
- Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси- лебеди полетели?
- Съешь два лесных яблочка, - скажу.
(Надо положить рядом две карточки с цифрой 1(один), а рядом карточку с цифрой 2(два). Вот это количество яблочек надо съесть девочке. Ребенок должен запомнить как выглядят две однотипные карточки с цифрой 1 (или два кубика, или любых два одинаковых предмета) и должен называть это количество сразу, не подсчитывая и запомнить цифру 2(два).
- О, у моего батюшки и садовые не едятся! Яблоня ей не сказала.
Побежала девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах.
-Молочная река, кисельные берега, куда гуси- лебеди полетели?
- Поешь три ложечки простого киселька с молочком- скажу.
( Надо добавить к двум карточкам с цифрой 1(один) еще одну карточку с цифрой 1(один), а рядом положить карточку с цифрой 3(три) вместо карточки с цифрой 2(два). Вот это количество ложечек простого киселька с молочком необходимо съесть девочке. Ребенок должен запомнить как выглядят три однотипных карточки ( или три кубика, или любых три одинаковых предмета) и должен называть это количество сразу, не подсчитывая. Кроме того, ребенок должен запомнить цифры 1, 2, 3.
- У моего батюшки и сливочки не едятся…
Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать нечего- надо идти домой. Вдруг видит – стоит избушка на курьей ножке , об одном окошке, кругом себя поворачивается. В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками. Девочка вошла в избушку:
- Здравствуй, бабушка!
- Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?
- Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.
- Садись покуда кудель прясть. Баба- яга дала ей веретено, а сама ушла. Девочка прядет- вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей:
- Девица, девица, дай мне кашки, я тебе что-то скажу. Девочка дала ей кашки , мышка ей сказала:
- Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет- выпарит, в печь посадит, зажарит и съест. Девочка сидит ни жива, ни мертва, плачет, а мышка ей опять:
- Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель по-пряду. Девочка взяла братца и побежала. А баба- яга подойдет к окошку и спрашивает:
-Девица, прядешь ли ? Мышка ей отвечает:
- Пряду , бабушка…
Баба- яга баню вытопила и пошла за девочкой. А в избушке нет никого. Баба- яга закричала:
- Гуси- лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла…
Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит- летят гуси- лебеди.
- Речка, матушка, спрячь меня с братцем!
- Поешь моего простого киселька. Съешь ты три ложечки моего киселька и братец одну ложечку, но ты должна ответить: сколько ложечек всего вы съедите. Ответишь правильно- укрою.
(Девочка вспомнила счет: «три» - это моя порция киселька. Надо добавить еще одну ложечку киселька, которую съест братец. Она вспомнила, что после цифры «три» идет цифра «четыре», значит к трем прибавить один будет четыре, всего надо съесть четыре ложечки. Ребенок должен к трем карточкам с цифрой 1(один) добавить еще одну карточку с цифрой 1, а рядом положить карточку с цифрой 4(четыре), вместо карточки с цифрой 3(три). Вспомнить, что после цифры 3(три) идет цифра 4(четыре).
- Четыре ложечки,- ответила девочка (надо выбрать нужную карточку ).
- Правильно.
Девочка с братцем поели простого киселька с молочком и сказали спасибо . Река укрыла их под кисельным бережком.
Гуси- лебеди не увидели и пролетели мимо.
Девочка с братцем опять побежала. А гуси- лебеди воротились, летят навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня…
-Яблоня, матушка, спрячь меня с братцем!
- Съешь ты два моих лесных яблочка и братец два яблочка.
- Скажи, сколько яблок я должна тебе дать?- спросила яблоня.
-Если правильно ответишь, то я укрою тебя.
(Задумалась девочка: она вспомнила, мама ее учила: один пирожок и еще один пирожок, будет «два» пирожка, это я должна съесть. Нужно прибавить еще один пирожок и еще один пирожок, которые съест братец. Она вспомнила счет:1( один), 2(два), 3(три), 4(четыре). Значит будет четыре пирожка.
Правда здесь не пирожки, а яблочки, но рисунки- цифры «один», «два» , «три» и "четыре" применимы для любых предметов: кукол, машинок, кубиков, пирогов, яблок и других вещей. Ребенок должен к двум карточкам с цифрой 1(один) добавить еще одну карточку с цифрой 1(один) и рядом положить карточку с цифрой 3(три). Затем добавить еще одну карточку с цифрой 1(один), убрать карточку с цифрой 3(три), а положить карточку с цифрой 4(четыре) и повторить счет: 1,2,3,4. Он должен запомнить, что цифра 4(четыре) состоит из цифры 2(два) и цифры 2(два).
-Дай нам быстрее четыре яблочка,-сказала девочка (надо выбрать нужную карточку ).
- Правильно.
Девочка с братцем поскорее съели лесные яблочки и сказали спасибо. Яблоня их заслонила ветвями, прикрыла листами. Гуси- лебеди не увидели, пролетели мимо.
Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси- лебеди увидели ее с братцем. Загоготали- налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут. Добежала девочка до печки:
- Печка, матушка, спрячь меня!
- Поешь моих ржаных пирожков: ты три пирожка и братец два , и скажи: сколько пирожков я должна испечь. Если правильно ответишь, тогда спрячу тебя и твоего братца в печи.
(Стала девочка вспоминать счет: «один», затем идет «два», затем идет «три» - это моя порция пирожков. Надо добавить еще два пирожка, которые съест братец. Она вспомнила, что после цифры «три» идет цифра «четыре», значит к трем прибавить один будет четыре и надо добавить еще один пирожок, но после цифры "четыре" идет цифра "пять", значит всего получается пять пирожков. Ребенок должен положить три карточки с цифрой 1(один). Спросите ребенка, сколько лежит карточек. Ребенок должен ответить "три", не подсчитывая. Пусть ребенок рядом положит карточку с нужной цифрой. Так как братец должен съесть два пирожка, то добавьте еще одну карточку с цифрой 1(один). Ребенок должен ответить сколько теперь карточек. Попросите положить рядом карточку с нужной цифрой, характеризующей общее количество карточек. Затем добавьте еще одну карточку с цифрой 1(один). Ребенок должен ответить сколько теперь карточек с цифрой 1(один) и положить рядом карточку с нужной цифрой. Ребенок должен запомнить счет: один-1, два-2, три-3, четыре-4, пять-5).
- Пять пирожков,- ответила девочка (надо выбрать нужную карточку ).
- Правильно.
Девочка с братцем скорее пирожки в рот, а сама с братцем – в печь, села в устьице.
Гуси – лебеди полетали- полетали, покричали- покричали и ни с чем улетели к бабе- Яге.
Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой. Хорошо, что я умею считать до пяти, подумала девочка.
А тут и отец с матерью пришли.
Вопросы. Разложи карточки с цифрами вразброс.
1.Почему молочная река, яблоня и печка не показали девочке куда полетели гуси- лебеди.
2. Сколько пирожков просила съесть печка, чтобы показать куда полетели гуси- лебеди, выбери нужную карточку.
3. Сколько лесных яблочек просила съесть яблоня, чтобы показать куда полетели гуси- лебеди, выбери нужную карточку.
4. Сколько ложек простого киселька с молочком просила съесть молочная река, чтобы показать куда полетели гуси- лебеди, выбери нужную карточку.
5. Зачем баба- яга пошла топить баню.
6.а) Сколько ложечек простого киселька с молочком съела девочка, выбери нужную карточку;
6.б) Сколько ложечек простого киселька с молочком съел братец , выбери нужную карточку;
6.в) Сколько ложечек простого киселька с молочком съели девочка и братец вместе , выбери нужную карточку.
7.а) Сколько лесных яблочек съела девочка, выбери нужную карточку;
7.б) Сколько лесных яблочек съел ,братец, выбери нужную карточку;
7.в) Сколько лесных яблочек съели девочка и братец вместе ,выбери нужную карточку.
8.а) Сколько ржаных пирожков съела девочка, выбери нужную карточку;
8.б) Сколько ржаных пирожков съел братец, выбери нужную карточку;
8.в) Сколько ржаных пирожков съели девочка и братец вместе ,выбери нужную карточку.
Вот и сказки конец, а кто слушал и ответил на вопросы - молодец!
При желании можно усложнить или упростить математические примеры, используемые в сказке, а карточки заменить (или добавить), например, кубиками или другими однотипными предметами.
И помните, «После трех уже поздно», именно под таким названием вышла книга Масару Ибука, основателя фирмы SONY. Мало кто знает, но этот человек добился ничуть не меньшего в своей национальной ассоциации раннего развития детей, чем на ниве восхождения мегазвезды SONY.
Свидетельство о публикации №215051200622