Гуси- лебеди и баба-яга. Сказки от дедушки Максима

Математика  до и после 3-х лет.

Детей следует учить математике как можно раньше, поскольку это будет способствовать физическому развитию мозга, а следовательно и тому, что мы называем интеллектом и, кроме того, математические вычисления- это одна из высших функций человеческого мозга. И пусть ваш ребенок  еще не умеет говорить, но мозг его уже работает.

Народные сказки от дедушки Максима из страны Математика.

Мы уделяем много внимания вопросу о том, чему учить детей старше трех лет.
Но согласно современным исследованиям к этому возрасту развитие клеток головного мозга уже завершено на 70-80 процентов.Не значит ли это, что мы должны направить свои усилия на раннее развитие детского мозга до трехлетнего возраста. Масару Ибука.

Юрий Энтин ( поэт,драматург, поэт-песенник) считает,  что пусть  дети всегда одинаковые, но время у них разное и сказки раз в 30-40 лет надо адаптировать. 

Гуси- лебеди и баба -яга.

(Необходимо изготовить  карточки из плотной бумаги или картона размером, например, 40 на 40 мм. с цифрами: 1 (один)- 5 шт., 2 (два), 3(три), 4(четыре), 5(пять).  Ребенок должен постараться запомнить рисунки на карточках и как они произносятся. Выучить: 1(один,2 (два),3(три),4(четыре),5(пять) вышел зайчик погулять.  Прослушать сказку и ответить на вопросы в конце  с использованием карточек).               

Жили старичок со старушкою; у них была дочка да сынок маленький.    

- Дочка, дочка! - говорила мать.               

- Мы пойдем на работу, принесем тебе булочку, сошьем платьице, купим платочек; будь умна, береги братца, не ходи со двора.

Старшие ушли, а дочка забыла, что ей приказывали; посадила братца на травке под окошком, а сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крылышках.               

Пришла девочка, глядь - братца нету!               

Ахнула, кинулась туда-сюда - нету! Кликала, заливалась слезами, причитывала, что худо будет от отца и матери.               

- Братец не откликнулся!               

Выбежала в чистое поле и только видела : метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Тут она догадалась, что они унесли ее братца. Про гусей – лебедей  давно  шла дурная слава – что они маленьких детей уносили.       

Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела- стоит печь.  

- Печка, печка, скажи, куда гуси- лебеди полетели?

- Съешь один   ржаной   пирожок, - скажу ( выбрать  карточку с цифрой 1(один).

-Стану я ржаные пироги есть!

- О, у моего батюшки пшеничные не едятся! Печь не сказала.

Побежала девочка  дальше -стоит яблоня.       

- Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси- лебеди  полетели?    

- Съешь два   лесных  яблочка, - скажу.               

(Надо  положить рядом две карточки с цифрой 1(один), а рядом карточку с цифрой 2(два). Вот это количество яблочек надо съесть девочке. Ребенок должен запомнить как выглядят две однотипные   карточки с цифрой 1 (или два кубика, или любых два одинаковых предмета) и должен называть это количество  сразу, не подсчитывая и запомнить цифру 2(два).    

- О, у моего батюшки и садовые не едятся! Яблоня ей не сказала.               

Побежала девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах.

-Молочная река, кисельные берега, куда гуси- лебеди полетели?          

- Поешь  три  ложечки  простого киселька  с молочком- скажу.               

( Надо добавить к двум  карточкам с цифрой 1(один) еще одну карточку с цифрой 1(один), а рядом положить карточку с цифрой 3(три)  вместо карточки с цифрой 2(два). Вот это количество ложечек простого киселька с молочком необходимо съесть девочке. Ребенок  должен запомнить как выглядят три однотипных карточки ( или три кубика, или   любых три одинаковых предмета) и должен называть это количество сразу, не подсчитывая. Кроме того, ребенок должен запомнить цифры 1, 2, 3.

- У моего батюшки и сливочки  не едятся…

Долго она бегала по полям, по лесам.  День клонится к вечеру,  делать нечего- надо идти домой. Вдруг видит – стоит избушка  на курьей ножке , об одном окошке, кругом себя поворачивается. В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками. Девочка вошла в избушку:

- Здравствуй, бабушка!

- Здравствуй,  девица! Зачем на глаза явилась?

- Я по мхам, по болотам  ходила, платье измочила, пришла погреться.    

- Садись покуда кудель прясть. Баба- яга дала ей веретено, а сама ушла. Девочка прядет- вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей:

- Девица, девица, дай мне кашки, я тебе что-то скажу. Девочка дала ей кашки , мышка ей сказала:

- Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет- выпарит, в печь посадит, зажарит и съест. Девочка сидит  ни жива,  ни мертва, плачет, а мышка ей опять:    

- Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель по-пряду.  Девочка взяла братца и побежала. А баба- яга подойдет к окошку  и спрашивает:

-Девица, прядешь ли ? Мышка ей отвечает:

- Пряду , бабушка…

Баба- яга  баню вытопила и пошла за девочкой. А в избушке  нет  никого. Баба- яга закричала:

- Гуси- лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла…

Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит- летят гуси- лебеди.

- Речка, матушка, спрячь меня с братцем!

- Поешь  моего простого  киселька. Съешь ты   три  ложечки моего киселька и братец одну ложечку, но ты должна ответить: сколько ложечек всего вы съедите.  Ответишь правильно- укрою.        

(Девочка вспомнила  счет: «три» - это моя порция киселька.  Надо добавить еще одну ложечку киселька, которую съест братец. Она вспомнила, что после цифры «три» идет цифра  «четыре», значит к трем  прибавить один  будет четыре, всего надо съесть  четыре ложечки. Ребенок должен к трем  карточкам с цифрой 1(один) добавить еще одну карточку с цифрой 1, а рядом положить карточку с цифрой 4(четыре), вместо карточки с цифрой 3(три). Вспомнить, что после цифры 3(три) идет цифра 4(четыре).

- Четыре  ложечки,- ответила девочка (надо выбрать нужную карточку ).

- Правильно.

Девочка с братцем  поели простого   киселька с молочком  и сказали  спасибо . Река укрыла их   под кисельным бережком.

Гуси- лебеди не увидели и пролетели мимо.

Девочка с братцем опять побежала. А гуси- лебеди воротились, летят навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня…          

-Яблоня, матушка, спрячь меня с братцем!

- Съешь  ты   два моих лесных яблочка  и братец  два яблочка.       

- Скажи,  сколько яблок  я должна тебе дать?- спросила яблоня.               

-Если правильно ответишь, то я укрою тебя.

(Задумалась девочка: она вспомнила,  мама ее учила: один пирожок и еще один пирожок, будет «два» пирожка,  это я должна съесть. Нужно  прибавить  еще один пирожок и еще один пирожок, которые съест братец. Она вспомнила счет:1( один), 2(два), 3(три), 4(четыре). Значит будет четыре пирожка.               
Правда здесь не пирожки,  а яблочки, но рисунки- цифры «один», «два» , «три» и "четыре"  применимы  для  любых предметов: кукол, машинок, кубиков, пирогов, яблок и других вещей. Ребенок  должен  к двум  карточкам с цифрой 1(один) добавить еще одну карточку с цифрой 1(один) и рядом положить карточку с цифрой 3(три). Затем добавить еще одну карточку с цифрой 1(один), убрать карточку с цифрой 3(три), а положить карточку с цифрой 4(четыре) и повторить счет: 1,2,3,4. Он должен запомнить, что цифра 4(четыре) состоит из цифры 2(два) и цифры 2(два).

-Дай нам быстрее четыре  яблочка,-сказала девочка (надо выбрать нужную карточку ).               

- Правильно.

Девочка с братцем поскорее съели лесные яблочки и сказали спасибо.           Яблоня их заслонила ветвями, прикрыла листами. Гуси- лебеди не увидели, пролетели мимо.

Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось.            Тут гуси- лебеди увидели ее с братцем. Загоготали- налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут.                Добежала девочка до печки:

- Печка, матушка, спрячь меня!

- Поешь моих ржаных пирожков:  ты три пирожка  и братец два , и скажи: сколько пирожков я должна испечь.  Если правильно ответишь, тогда спрячу тебя и твоего братца в печи.               

(Стала девочка вспоминать счет: «один», затем идет «два», затем идет «три» - это моя порция  пирожков.  Надо добавить еще два пирожка, которые съест братец. Она вспомнила, что после цифры «три» идет цифра  «четыре», значит к трем  прибавить один  будет четыре и надо добавить еще один пирожок, но после цифры  "четыре" идет цифра "пять", значит всего получается  пять  пирожков.                Ребенок должен положить три карточки с цифрой 1(один). Спросите ребенка, сколько лежит карточек. Ребенок должен ответить  "три", не подсчитывая. Пусть ребенок рядом положит  карточку с нужной цифрой. Так как братец должен съесть два пирожка, то добавьте еще одну карточку с цифрой 1(один). Ребенок должен ответить сколько теперь карточек. Попросите положить рядом карточку с нужной цифрой, характеризующей  общее количество карточек. Затем добавьте еще одну карточку  с цифрой 1(один). Ребенок должен ответить сколько теперь карточек с цифрой 1(один)  и положить рядом карточку  с нужной цифрой. Ребенок должен запомнить счет: один-1, два-2, три-3, четыре-4, пять-5).

- Пять  пирожков,- ответила девочка (надо выбрать нужную карточку ).     

- Правильно.

Девочка с братцем  скорее пирожки в рот,  а сама с братцем – в печь, села в устьице.

Гуси – лебеди полетали- полетали, покричали- покричали  и ни с чем улетели к бабе- Яге.

Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой.          Хорошо, что я умею считать до пяти,  подумала девочка.       

А тут и отец с матерью пришли.               

Вопросы. Разложи карточки с цифрами вразброс.               

1.Почему молочная река, яблоня и печка не показали девочке куда полетели гуси- лебеди.               

2. Сколько пирожков просила съесть печка, чтобы показать куда полетели гуси- лебеди, выбери нужную карточку.               

3. Сколько лесных яблочек  просила съесть яблоня,  чтобы показать куда полетели гуси- лебеди, выбери нужную карточку.               

4. Сколько ложек простого киселька с молочком  просила съесть  молочная река,  чтобы показать куда полетели гуси- лебеди, выбери нужную карточку.               

5. Зачем баба- яга пошла топить баню.               

6.а) Сколько ложечек  простого  киселька с молочком съела  девочка, выбери нужную карточку;               

6.б) Сколько ложечек простого киселька с молочком съел   братец , выбери нужную карточку;  

6.в) Сколько ложечек  простого  киселька с молочком  съели девочка и братец вместе , выбери нужную карточку.               

7.а)  Сколько лесных  яблочек съела  девочка, выбери нужную карточку;               

7.б) Сколько лесных  яблочек съел  ,братец,  выбери нужную карточку;               

7.в) Сколько лесных яблочек съели девочка и братец вместе ,выбери нужную карточку.      

8.а) Сколько ржаных пирожков съела  девочка, выбери  нужную карточку;               

8.б) Сколько ржаных пирожков съел  братец, выбери нужную карточку;               

8.в) Сколько ржаных пирожков  съели девочка и братец вместе ,выбери нужную карточку.

Вот  и сказки   конец, а кто слушал и ответил на  вопросы - молодец!               

При желании  можно  усложнить или упростить математические примеры, используемые в сказке, а карточки заменить (или добавить), например, кубиками или другими однотипными предметами.               

И помните, «После трех уже поздно», именно под таким названием вышла книга Масару Ибука, основателя фирмы SONY. Мало кто знает, но этот человек добился ничуть не меньшего в своей национальной ассоциации раннего развития детей, чем на ниве восхождения   мегазвезды SONY.               


Рецензии