В 1969 году, финал «Селтика» и «Интера» в Кубке чемпионов, закончившийся поражением «Интера» со счётом 1:2, по мнению многих футболистов, тренеров, футбольных экспертов и журналистов ознаменовался сокрушением тактики оборонительного футбола под названием катеначчо. В том матче игроки «Интернационале» действовали в стандартной для себя манере – забив гол в начале матча (Сандро Маццола) они ушли в оборону, но искромётный, атакующий футбол «Селтика» 2 раза наносил роковые удары по обороне «Интера», доказав, что нет ничего лучше яркого, атакующего футбола с постоянным давлением на соперника...Можно сказать в этом финале и родился «тотальный футбол», хотя он в 1969 году не имел ещё такого названия, но рисунок игры «Селтика» его напоминал. Дальнейшее развитие он нашёл в Нидерландах, а именно в «Аяксе», футбольном клубе из Амстердама, куда стал внедрять идеи «тотального футбола» их тренер Ринус Михелс. Эта тактика приносила плоды голландцам – в период с 1970 по 1973 год 2 клуба завоевали 4 Кубка Чемпионов (1 раз «Фейеноорд» и 3 раза «Аякс»), Сборная Нидерландов во главе на Чемпионатах Мира в 1974 и 1978 годах дважды доходила до финала, правда проиграв в 1974 году ФРГ (педантичность немцев взяла верх над яркой и изобретательной игрой голландцев), а в 1978 году Аргентине (может быть сказалось отсутствие Йохана Кройфа). Цифровое отображение этой тактики – 4-3-3, с большим акцентом на атакующие действия, постоянное давление на соперника, без особой оглядки на оборону. Также характерна взаимозаменяемость футболистов по апмлуа, то есть нападающий может быть полузащитником, а защитник нападающим и так далее, что требует идеального видения поля. Так как тактика заточена под атаку и давление на соперника, это требует очень больших перемещений по полю, соответственно команды исповедующие данный стиль уделяют большое внимание физической готовности футболистов, так как соперника держат в напряжении непрерывными атаками фактически все 90 минут. В атаке порой участвуют 7-8 футболистов команды, двое остаются на подстраховке в районе центрального круга. По сути команды противостоящие клубам с таким футбольным рисунком видят поле через вереницу противоборствующих футболистов, возможно даже попадая в их визуальный гипноз, под их быстрым перемещением, разрезающими передачами, молниеносными атаками. Самыми яркими представителями этой тактики являются «Аякс», Сборная «Нидерландов», «Динамо (Киев)». Частичные представители, то есть элемент этой тактики присутствует у «Реала», «Барселоны», «Арсенала», «Ливерпуля», «Манчестер Юнайтед», «Селтика», в слиянии с катеначчо хорошо смотриться у «Милана» и «Ювентуса» - в особенности у последнего, после прихода Джовании Трапатонни в клуб на симбиозе двух тактик была построена игра «старой синьоры», частично к этой тактике можно отнести и московский «Спартак». На мой взгляд клубных представителей этой тактики больше чем представителей того же катеначчо. Плюсы этой тактики в зрелищном рисунке игры, как правило в обилии голов, минусы же в зависимости от контратак соперника, ведь увлёкшись атакой не так просто порой отходить назад, в оборону. По сути эта тактика для «романтиков футбола» кому приятно это искусство для просмотра. Важен процесс игры больше чем результат…
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.