Чародеи братьев Стругацких

А. и Б.Стругацкие. "Понедельник начинается в субботу" (1965) и
"Сказка о Тройке" (1967, 1989)

Фильм "Чародеи" (1982), снятый по мотивам повести Стругацких "Понедельник начинается в субботу" (и по сценарию, написанному братьями), получился настолько удачным, что затмил собой литературный первоисточник. Причина этого проста: в фильме есть увлекательная история, а в "Понедельнике" ее нет.

Содержание повести можно изложить в трех предложениях. Некий программист Привалов приезжает в глухую провинцию, где устраивается на ночлег в странной избе-музее, напичканной разными чудесами. Затем в повествовании следует прыжок через полгода: программист уже работает в научно-исследовательском институте, специализирующимся на  чудесах и волшебстве (НИИЧАВО), где заступает на новогоднее дежурство, которое получается весьма веселеньким – для героев книги, но не для читателей. Еще через какое-то время Привалов и его коллеги-чародеи решают казус с попугаями – от этого "интеллектуального" ребуса аж скулы сводит от скуки.

Чудес в НИИЧАВО выше крыши – я бы даже сказал, явный переизбыток. Концентрированная сказочность раздражает: создается такое впечатление, что авторы впихнули в произведение все, что смогли вспомнить из сказок и мифов – причем не только доморощенных. При этом, в повести практически ничего не происходит! Действия, как такового, нет. В основном, идет описание разных волшебных вещиц и сказочных персонажей.

Плохо и то, что главные действующие лица повести на живых людей не очень похожи: единственная их характеристика – нездоровый интерес к работе. Они готовы работать и днем, и ночью, и даже в Новый год! Это не люди, а настоящие роботы!

Говорят, что эта повесть в 60-х годах была весьма популярна – возможно, что так и было. В те времена можно было даже поверить в НИИЧАВО – СССР регулярно отправлял людей в космос, строил атомные электростанции и производил другие чудеса. В 2014 году "великая Россия" сподобилась на "Йотафон 2" – вот наше главное чудо из чудес. В этой стране нет уже ничаво! Кроме телевизора. В таких условиях читать веселенькую повесть про наших доморощенных магов и волшебников совершенно не тянет. Не то настроение.

Продолжение "Понедельника"  - "Сказка о тройке" – это стопроцентная творческая неудача Стругацких. Если бы они творили в наше время, то я бы назвал эту сатирическую сказку убогим подражанием даже не Пелевину, а псевдо-Пелевину. По своей стилистике произведение сильно напоминает роман псевдо-Пелевина "Снафф" – написанный не Виктором Пелевиным, а литературными неграми, которые за образец взяли отнюдь не лучшие образцы прозы настоящего Пелевина. Как братья Стругацкие дошли до жизни такой – не представляю, но фактический запрет на публикацию этой повести в доперестроечном СССР лично я поддержал бы. Переводить бумагу на эту макулатуру действительно не стоит.   


Рецензии