Темпоритм и темперамент, автор-читатель
(автор-читатель)
Записки на полях литературного дневника
Дарина Сибирцева
"Найти звук - это найти ритм прозы и найти основное её звучание. Ибо проза обладает такой же внутренней мелодией, как стихи и музыка".
К.Паустовский
«Темпоритм обладает способностью опредмечивать в себе определенные настроения и эмоциональные состояния и с необходимостью вызывать их в читателе», – нашла я в своих литературоведческих дневниках фразу из учебника по теории литературоведения.
Интересно, что эта мысль может относиться не только к анализу стихотворных особенностей лирической речи (о чем и шла речь), но и к анализу особенностей прозаической манеры (стиля) автора.
Например, темпоритм прозы Достоевского, Чехова или Гоголя – отличаются очень сильно, вызывая различные эмоциональные состояния у читателя.
Если тургеневская проза (или, например, бунинская) баюкает и настраивает на спокойный философичный, раздумчивый лад (тон), то проза Достоевского будоражит и заставляет нервничать, падая вместе с автором в бездну человеческого "ада", безусловно при этом гениальную. Это, конечно, субъективно.
Проза Чехова незаметно, тонко и монотонно, но точно, задевает, раздражая определенные струны души. Возвышая и делая умнее. Гоголь разворачивает своим подробным, фольклорным, вкусным темпоритмом перед читателем эмоционально-густую и сочную картину малороссийского настроения, освежая её оксюмороном и едкой, но ласковой иронией.
Таким образом, проза, не менее стихотворного направления в художественной словесности, имеет у каждого автора (писателя) свой темпоритм, в конечном счете, и определяющий её эмоциональное состоянии, продуцируя его на читателя.
В какой-то степени темпоритм текста тесно связан с сущностно-ярким психотипом самого автора. Недаром широко известно выражение: «каждый пишет, как он дышит». И в этом, безусловно, есть своя сермяжная правда.
Иногда, читая, просто кожей чувствуешь авторское нутро (характер) и его способ общения с миром через строки прозы (поэзии). Это выражается, кроме всего прочего, и в построении фраз, в выборе типа предложений, в структуре синтаксиса, в способе реализации тропов и других выразительных средств языка. Поэтому меня всегда затрагивали авторские эксперименты в таком структурировании текста. Иной текст читаешь как ноты в музыке.
Частенько, излишняя подробность, а именно – медленный витиеватый темпоритм текста раздражает читателя. А дело лишь в том, что авторский тип темперамента не совпадает с читательским. Трудно в реале флегматику находится долго рядом с холериком. А сангвиник с трудом будет долгое время общаться с меланхоликом. Так и в прозе.
Рубленый, краткий, будто высеченный топором ритм скупого текста раздражает читателя, привыкшего к всеохватывающему, вольному, широкому, мелодичному ритму прозы (как и жизни).
Как совместить темпоритм прозы медлительного, подробного (до тошноты) автора с клиповым молодежным мышлением быстрого юнца, даже думающего со скоростью триста символом в секунду? Никак!
Видимо, пришло время(а может быть так было всегда?) существования различной прозы (в том числе, и в плане её темпоритма). Каждый выберет свою колею, свой темпоритм жизни, чтения и свое эмоциональное состояние того автора, который ему близок. И будет прав…?
Ритмическая организация речи в тексте сродни музыкальному произведению. Престо, адажио, аллегро, анданте, как форте или пиано. Каждый выбирает по себе. Есть бравурная музыка, бьющая по нервам, есть – тихая, успокаивающая мелодия, льющаяся медленной рекой, умиротворяющая душу и дарящая ощущения катарсиса.
Взаимопроникновение всего сущего, всех видов искусства поистине глобально. Поэтому, говоря о темпоритме прозы или поэзии, мы говорим о внутреннем эмоциональном восприятии искусства человеком, прежде всего.
2015 год
Фото из интернета, Спасибо автору
Свидетельство о публикации №215051200748