Демон. Сцена восьмая

У берега Стикса причален плот. На нем стоят Харон и Демон. По глади реки ползет серая предутренняя дымка. Зябко. Они тихо беседуют, изредка прислушиваясь к доносящимся до них звукам, то ли таинственной реки, то ли мирно спящего перед ними берега.

Демон
Как тихо все... Лишь гладь воды
И тихий шелест листьев...
Как будто мир не ждет беды,
И к счастью не стремится...
А лишь живет, и просто так
Вдыхает жизни радость!

Харон
На то она и красота,
Что б смыть с тебя усталость
Страстей, желаний и надежд, -
Несбывшихся мечтаний...
Ведь нету живописней мест,
Чем те, что от страданий
Избавят нас, - ведь так, мой друг?

Демон (кивает)

Харон
Пожил бы здесь немного!
Глядишь, - и справил бы недуг, -
Пошел своей дорогой!

Демон
Не может гладиус, Харон,
Служить для резки хлеба!
Я был на свет произведен,
Не для блаженной неги.
Безумец тот, кто жизнь пройдя;
Любовь, огонь и воду, -
Не смог увидеть сам себя,
Познать свою природу!
А я познал... и те пути,
Что счастьем манят ярким, -
Мне никогда их не пройти,
Не для меня они!

Харон
А жалко...
Вдвоем тоски-печали нет
И в водах Стикса синих!
Я б дал тебе свой арбалет, -
И ты бы бил эриний,
А я умерших бы возил
На тот, Аидов берег...
Подумай, Демон, - нету сил!
Ты весь в печали серой!

Демон
Спасибо, друг! На этот раз
Мне грусть дороже риска.
Прошла пора младых проказ,
Пора сомнений – близко...

Харон
Сомненья – самый худший враг
Средь мира тьмы и света.
От их безудержных атак
Погибли в жизни этой
Такие яркие умы,
Что нет для них прощенья!
Ушли от мудрости совы
К Сизифову терпенью...
Но вам туда дороги нет,
Уж слишком важна птица...

Голос
Эй, там!

Демон
Гляди, - поэт!

Харон
Ну, вот, - освободился!

Поэт
Эй, друг, подскажешь, как пройти!
Я тут случайно, наспех...
Но где-то, знаю, есть пути
Большой платформы Счастья!

Демон
Мы все, мой добрый человек,
Случайны здесь, отчасти...
Похожих дней короткий бег,
Заботы и ненастья...
Мы все на Счастия пути
Стремимся сквозь невзгоды,
Но не смогли туда пройти,
Прошли бесцельно годы...

Поэт
Но я же вижу полотно...
Оно уходит в небо!

Демон
Уж так, мой друг, заведено,
Что сладко там, где не был!

Поэт
А ты... постой... я знал тебя
В своей далекой жизни!

Демон
Что ж, может быть... заботы дня
Легко стирают мысли
И память делают слабей, -
Уж так велели боги.
Ведь бездна памяти твоей
Рождает лишь тревоги...
Какая разница – кто я?
Кто ты – вот, где признанье!
О чем скорбит душа твоя:
К любви, иль к наказанью
Летит она, пронзая тьму?
Вот, где вопрос главнейший!

Поэт
О чем ты, друг, я не пойму?

Демон
О страсти лучших женщин,
Которых только видел свет!
Да, видно, все пустое...
Тем, кто любим, и дела нет
До тех, кто терпит горе!
Иди, поэт, там ждет тебя
Святой покой без края...
Для тех, кто жили, не любя,
К чему любовь земная?
К чему восторги красоты
Для тех, кто жизнь изведав,
Не понял, что любви цветы,
Дороже девства снега!
Им не познать у жизни суть...

Харон
Уходит... он уходит, Демон...
Ты сделал все, о нем забудь...
Твоя теперь Елена!

Демон
Нет, друг Харон, не знаешь ты
Людской заветной сути...
Чем ближе райские пути,
Тем им дороже руки,
Дарившие тепло... глаза,
Сверкавшие как звезды рая...
Я б только этим образам
Молился, от любви сгорая!

Харон
Но он ушел; твой путь свободен!
Иди же к ней, она – твоя!
Ты сделал все, но он негоден
Для осмысленья бытия.
Лишь только там, в версте от рая
Ему привидится тот взгляд,
Что предал он, судьбу меняя,
На этот чудный маскарад...

Демон
Ах, если б только так и было...
Но люди... знаешь ли, Харон?
Живут бесцельно и уныло,
Но смерти суетный перрон
Не всех из них сбивает с толку,
Скрывая им прозренья миг!
И им до нас не так уж долго,
Совсем не так, как нам – до них...


Рецензии