Хитрая Маша и медведь. Сказки от дедушки Максима
Математика до и после 3-х лет.
Народные сказки от дедушки Максима из страны Математика.
Юрий Энтин ( поэт,драматург, поэт-песенник) считает, что пусть дети всегда одинаковые, но время у них разное и сказки раз в 30-40 лет надо адаптировать.
Сказкам , которые я адаптирую, более 100 лет.
Хитрая Маша и медведь.
(Необходимо изготовить карточки из плотной бумаги или картона с цифрами: 1 (один)- 3 шт., 2 (два), 3(три). На карточках можно нарисовать соответствующее количество пирожков. Ребенок должен постараться запомнить рисунки на карточках и как они произносятся. Прослушать сказку и ответить на вопросы в конце с использованием карточек).
Жили- были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька. Собрались раз подружки в лес- по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой и Машеньку.
- Дедушка и бабушка, - говорит Машенька , - отпустите меня в лес с подружками! Дедушка и бабушка отвечают:
-Иди, только смотри от подружек не отставай- не то заблудишься.
Пришли девушки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Машенька - деревцо за деревцо, кустик за кустик- и ушла далеко-далеко от подружек. Стала она аукать, стала их звать. А подружки не слышат, не откликаются. Ходила, ходила Машенька по лесу- совсем заблудилась.
Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит-стоит избушка. Постучала Машенька в - не отвечают. Толкнула она дверь, дверь и открылась. Вошла Машенька в избушку, села у окна на лавочку. Села и думает.
«Кто же здесь живет? Почему никого не видно?...». А в той избушке жил большой медведь. Только его тогда дома не было, он по лесу ходил.
Вернулся вечером медведь , увидел Машеньку, обрадовался.
-Ага,- говорит,- теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить.
Потужила Машенька , погоревала да ничего не поделаешь . Стала она жить у медведя в избушке. Медведь на целый день уйдет в лес, а Машенька наказывает никуда без него из избушке не выходить.
-А если уйдешь,- говорит, - все равно поймаю и тогда уже съем!
Стала Машенька думать, как ей от медведя убежать. Кругом лес, в какую сторону идти- не знает, спросить некого… Думала, она думала и придумала. Приходит раз медведь из леса, а Машенька и говорит ему.
- Медведь, медведь отпусти меня на денек в деревню: я бы дедушке да бабушке гостинцев снесу.
- Нет,- говорит медведь,- ты в лесу заблудишься. Давай гостинцы, я их сам отнесу.
А Машеньке того и надо! Напекла она пирогов, достала большой пребольшой короб и говорит медведю:
-Вот, смотри: я в этот короб положу один пирожок для бабушки (выбрать нужную карточку), один пирожок для дедушки (выбрать нужную карточку) и один пирожок для тебя (выбрать нужную карточку), когда ты сядешь с ними чай пить.
- Скажи сколько всего пирожков ты понесешь в коробе.
Задумался медведь, стал он вспоминать чему его учила мама- медведица.
( Один пирожок и еще один пирожок - это два пирожка, он даже вспомнил, что цифра «два» рисуется, как уточка в пруду (выбрать нужную карточку) . Он не любил уток в пруду, поймать ему никогда их не удавалось, но рисунок запомнил. Значит, бабушке и дедушке я несу два пирожка. Теперь надо добавить еще один пирожок, для себя. Два прибавить еще один будет три, вспомнил он. Три рисуется, как колечки (выбрать нужную карточку. Да, мама- медведица научила его считать).
-Будет три пирожка,- сказал медведь, - правильно,- ответила Маша. ( Выбери нужную карточку).
- Вот, смотри: я в этот короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке да бабушке. Да помни: короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай. Я на дубок влезу, за тобой следить буду!
- Ладно, - отвечает медведь,- давай короб!
- Машенька говорит:
- Выйди на крылечко, посмотри, не идет ли дождик!
Только медведь вышел на крылечко, Машенька сейчас же залезла в короб, а на голову себе блюдо с пирожками поставила.
Вернулся медведь, видит - короб готов. Взвалил его на спину и пошел в деревню. Идет медведь между елками, бредет медведь между березками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шел-шел, устал и говорит:
- Сяду на пенек, съем пирожок!
А Машенька из короба:
- Вижу, вижу! Не садись на пенек, не ешь пирожок! - Неси бабушке, неси дедушке!
- Ишь какая глазастая, - говорит медведь, — все видит! Поднял он короб и пошел дальше. Шел-шел, шел-шел, остановился, сел и говорит:
- Сяду на пенек, съем пирожок!
А Машенька из короба опять: - Вижу, вижу! Не садись на пенек, не ешь пирожок! - Неси бабушке, неси дедушке!
Удивился медведь: - Вот какая хитрая! Высоко сидит, далеко глядит!
Встал и пошел скорее. Пришел в деревню, нашел дом, где дедушка с бабушкой жили, и давай изо всех сил стучать в ворота:
А собаки почуяли медведя и бросились на него. Со всех дворов бегут, лают.
- Тук-тук-тук! Отпирайте, открывайте! Я вам от Машеньки гостинцев принес.
Испугался медведь, поставил короб у ворот и пустился в лес без оглядки. Вышли тут дедушка да бабушка к воротам. Видят - короб стоит.
- Что это в коробе? - говорит бабушка.
А дедушка поднял крышку, смотрит - и глазам своим не верит: в коробе Машенька сидит, живехонька и здоровехонька. Обрадовались дедушка да бабушка. Стали Машеньку обнимать, целовать, умницей называть. Сели они чай пить.
Машенька достала пирожок и дала бабушке.
(Медведь принес три пирожка: один пирожок Машенька отдала бабушке. Три пирожка получаются, когда к двум пирожкам прибавить еще один пирожок, значит, если от трех пирожков отнять один пирожок, выбери нужную карточку).
Машенька отдала еще один пирожок дедушке.
(Один пирожок и еще один пирожок составляют два пирожка, но если убрать от двух пирожков один пирожок, выбери нужную карточку).
Последний пирожок Машенька взяла себе, так как медведь испугался собак и убежал (выбери нужную карточку).
Вопросы.
Разложи карточки с цифрами вразброс.
1. Сколько пирожков испекла Машенька? Выбери нужную карточку. Постарайся запомнить, как выглядят три пирожка ( три отдельные карточки) и начать называть это количество сразу.
2. Почему Машенька всегда видела, когда медведь садился на пенек?
3. Сколько пирожков съела бабушка? Выбери нужную карточку.
4. Сколько пирожков съели бабушка и дедушка. Выбери нужную карточку. Постарайся запомнить, как выглядят два пирожка (две отдельные карточки) и начать называть это количество сразу.
5. Сколько пирожков съела Машенька? Выбери нужную карточку.
Вот и сказки конец, а кто слушал и ответил на вопросы - молодец!
При желании родители могут сами усложнить или упростить математические примеры, используемые в сказке, а к карточкам добавить ( или заменить) , например, кубики или другие однотипные предметы.
И помните, «После трех уже поздно», именно под таким названием вышла книга Масару Ибука, основателя фирмы SONY. Мало кто знает, но этот человек добился ничуть не меньшего в своей национальной ассоциации раннего развития детей, чем на ниве восхождения мегазвезды SONY.
И закончу словами Х.Картера :" Мы оставляем в наследство своим детям только две вещи - корни и крылья". Может быть эта сказка станет маленькой частью крыла для вашего ребенка.
Свидетельство о публикации №215051200927