Н. М. Карамзин - представитель дворянской историог

 Николай Михайлович Карамзин родился в 1766 г. в семье помещика Симбирской губернии. С 1784 г. Карамзин проживает в Москве и сотрудничает в журнале "Детское чтение для сердца и разума", издававшемся Н.И.Новиковым. После путешествия по Европе Карамзин вернулся в Москву и занялся литературной деятельностью. В 1791-1792 гг. он издавал "Московский журнал", ставший центром нового литературного направления - русского сентиментализма. Арест Н.И.Новигова заставил Карамзина с 1793 г. прекратить издание журнала. После воцарения Александра 1 Карамзин вернулся к издательской деятельности, редактируя журнал "Вестник Европы"(1802-1803 гг.).В 1803 г. Карамзин предложил Александру 1 свои услуги для написания полной истории России, "Не варварской, непостыдной для его царствования". Предложение было принято, ему было официально поручено написание истории России. Всю свою последующую жизнь Карамзин посвятил созданию своей "Истории Государства Российского".
 Создание истории России Карамзин рассматривал как способ выражения своей политической программы. Он считал, что положение официального историографа дает ему право активно вмешиваться в политическую жизнь, выступая в роли советника царя. Карамзин принял участие в борьбе против проекта государственных преобразований Сперанского. В " Записке о древней и новой России" он выступил против любых изменений в общественном и государственном  строе России, осудив либеральною политику первых лет царствования Александра 1. Восстание декабристов он назвал "Нелепой трагедией наших безумных либералов" и полностью одобрил жестокую расправу, учиненную Николаем 1 над восставшими.
 Философские взгляды Карамзина представляли собой причудливую смесь догм православной религии и теорий новейшего идеализма. Взгляды Карамзина на развитие общества нашли выражение в так называемой "утешительной системе", как он назвал свою социологическую теорию. Сущность ее заключалась в утверждении, что история человечества есть история всемирного прогресса,основу которого составляет духовное совершенствование людей и что историю человечества делают великие люди. С этим представлением об историческом развитии народов были тесно связаны имевшиеся в его мировоззрении сильные элементы западничества. "Все народное ничто перед человеческим,- утверждал Карамзин,- главное дело быть людьми, а не славянами. Что хорошо для людей, то не может быть дурно для русских; и что англичане или немцы изобрели для пользы, выгоды человека то моё, ибо я человек"
 Революционные события в Европе и усиление борьбы против самодержавия в России сыграли крупнейшую роль в оформлении консервативного мировоззрения Карамзина. Не отказавшись от своей утешительной системы, он наполнил ее консервативным, националистическим содержанием. В "Записке о древней и новой России" Карамзин отказывает даже законной власти в праве проводить изменения общественных порядков.
 Карамзин, по существу, отрекся и от теории единства исторического развития человечества, выступая за особый для каждого народа путь развития, за сохранение и укрепление "народного духа" и "народных обычаев". Карамзин обвинил Петра 1 в том, что он "унижал россиян в собственном их сердце", "захотел сделать Россию Голландиею" и что в результате его деятельности " мы стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России". Переход от западничества к национализму был обусловлен у Карамзина стремлением отгородить Россию от влияния революционного Запада,предотвратить возможность следования по европейскому пути развития .Не случайно представители теории официальной народности и славянофилы считали Карамзина своим духовным отцом.Вслед за Татищевым и Щербатовым Карамзин рассматривал историю как политическую науку,которая должна воспитывать людей и наставлять их к общественной деятельности . Карамзин поставил перед историей сугубо охранительную задачу  примирить простых граждан с существуюими общественными порядками и научить правителей способам борьбы с мятежными страстями,вооружив их историческим опытом учрежденитя порядка  .В  Записке о древней и новой России  Карамзин утверждал,что для России наилучшей формой государственной власти является самодержавие.  Россия основалась победами и единоначалием,гибла от разновластия ,а спасалась мудрым самодержавием,которое основало и воскресило Россию  Эту идею Карамзин положил в основу Истории государства Российского. Он посвятил этот труд Александру 1 ,закончив посвящение словами  история народа принадлежит царю.


Рецензии