Н. М. Карамзин - представитель дворянской историог
Создание истории России Карамзин рассматривал как способ выражения своей политической программы. Он считал, что положение официального историографа дает ему право активно вмешиваться в политическую жизнь, выступая в роли советника царя. Карамзин принял участие в борьбе против проекта государственных преобразований Сперанского. В " Записке о древней и новой России" он выступил против любых изменений в общественном и государственном строе России, осудив либеральною политику первых лет царствования Александра 1. Восстание декабристов он назвал "Нелепой трагедией наших безумных либералов" и полностью одобрил жестокую расправу, учиненную Николаем 1 над восставшими.
Философские взгляды Карамзина представляли собой причудливую смесь догм православной религии и теорий новейшего идеализма. Взгляды Карамзина на развитие общества нашли выражение в так называемой "утешительной системе", как он назвал свою социологическую теорию. Сущность ее заключалась в утверждении, что история человечества есть история всемирного прогресса,основу которого составляет духовное совершенствование людей и что историю человечества делают великие люди. С этим представлением об историческом развитии народов были тесно связаны имевшиеся в его мировоззрении сильные элементы западничества. "Все народное ничто перед человеческим,- утверждал Карамзин,- главное дело быть людьми, а не славянами. Что хорошо для людей, то не может быть дурно для русских; и что англичане или немцы изобрели для пользы, выгоды человека то моё, ибо я человек"
Революционные события в Европе и усиление борьбы против самодержавия в России сыграли крупнейшую роль в оформлении консервативного мировоззрения Карамзина. Не отказавшись от своей утешительной системы, он наполнил ее консервативным, националистическим содержанием. В "Записке о древней и новой России" Карамзин отказывает даже законной власти в праве проводить изменения общественных порядков.
Карамзин, по существу, отрекся и от теории единства исторического развития человечества, выступая за особый для каждого народа путь развития, за сохранение и укрепление "народного духа" и "народных обычаев". Карамзин обвинил Петра 1 в том, что он "унижал россиян в собственном их сердце", "захотел сделать Россию Голландиею" и что в результате его деятельности " мы стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России". Переход от западничества к национализму был обусловлен у Карамзина стремлением отгородить Россию от влияния революционного Запада,предотвратить возможность следования по европейскому пути развития .Не случайно представители теории официальной народности и славянофилы считали Карамзина своим духовным отцом.Вслед за Татищевым и Щербатовым Карамзин рассматривал историю как политическую науку,которая должна воспитывать людей и наставлять их к общественной деятельности . Карамзин поставил перед историей сугубо охранительную задачу примирить простых граждан с существуюими общественными порядками и научить правителей способам борьбы с мятежными страстями,вооружив их историческим опытом учрежденитя порядка .В Записке о древней и новой России Карамзин утверждал,что для России наилучшей формой государственной власти является самодержавие. Россия основалась победами и единоначалием,гибла от разновластия ,а спасалась мудрым самодержавием,которое основало и воскресило Россию Эту идею Карамзин положил в основу Истории государства Российского. Он посвятил этот труд Александру 1 ,закончив посвящение словами история народа принадлежит царю.
Свидетельство о публикации №215051200981