Далёкое близко или как стать человеком

               
                Расскажу вам сначала о нём, о ней, потом о вас самих и о себе.

                Сын Ивана
            В 1943 году Иван Казаков с эвакуированного предприятия из Казахстана рвался на фронт. Семья вернулась на Родину в освобождённый в конце года город на излучинах Ловати Великие Луки. Все сразу оказались при деле. Володя уже год учился в железнодорожном техникуме, был отличником, но не получал хлебных карточек. Мучила совесть. Нужно было уезжать, а директор не хотел отдавать документы, намереваясь перевести учащегося в Кзыл-Орду. Не дожидаясь, Володька сбежал самовольно, быстро, боясь, что могут вернуть.
            Он отправился разыскивать тётю, чтобы устроиться жить и работать. До её деревни надо было преодолеть не менее 25 километров. С собой Володя взял буханку хлеба, которую благополучно сжевал с голодухи, пока шёл от Медведева до Бологое. Шёл по снегу и надеялся по пути попроситься к кому-нибудь отдохнуть да поесть, но так и не решился. Почти миновав очередную деревню, всё-таки не выдержал и заглянул в последний дом.
           По всему было видно, что деревню от немцев освободили, но следы войны остались и ужасали… Володя постеснялся сразу сказать, в чём нуждается. Сначала спросил разрешения переобуться. Разговорился с хозяйкой. Её рассказ, облик, слёзы, обстановка хаты навсегда врезались в память и оставили глубокий след в ещё детской душе. Время шло, жизнь менялась, а Владимир с тех пор жил с мыслями о той старушке, видя в ней образ русской женщины.
                Старушка
          В 45-ом году, не удержав в себе мучившие впечатления, пятнадцатилетний Владимир написал их на бумаге. Получилось стихотворение, (которое я привожу здесь специально без какой-либо редакции, чтобы ни в коем случае не нарушить того, что было и изменить нельзя), и, где каждое слово, как заноза из сердца, вырвалось наружу. Сколько лет было той «старушке»? 40? А может быть 50? Знаю только, сколько было автору, и, читая каждую строчку, вижу его глаза на фоне описанной картины...

Вот воет ветер над деревней,
Колышет ветки под окном.
И стёкла в маленькой избушке
Уже давно покрылись льдом.
Одна старушка в маленькой светёлке,
Она хранит покой и тишину,
Лишь только слёзы капают безмолвно
На старую рассохшую скамью.
Она сквозь слёзы представляет
Туманный образ сыновей,
И смотрит старчески на фото
Она в глаза своих детей.
А перед ней лежит клочок бумаги.
В нём в нескольких словах написан текст:
«Ваш сын погиб, мамаша, смертью храбрых…».
Не нужно плакать. Сына больше нет.
И хочет посмотреть старушка
Хотя бы тот клочок земли,
В котором спят спокойно, тихо
Его ушедшие мечты.
И тень ночная застилала,
В сугробах пряча ветхий дом.
И думы маленькой старушки
Развеялись лишь только сном.
(22 декабря 1945 года. Ещё раз подчёркиваю: автору этих строчек 15 лет!)

                Жизнь

          Эпизод из жизни… Написано наивно? Да. Не очень складно? Да. Но сейчас не это важно. Главное – пронзительность эмоционального состояния юноши, его способность сопереживать, понимать. Читая его сердце своим сердцем, я стараюсь обращать внимание на содержание и будто вижу фильм, подробно рассказывающий о большой семье, о стране, о счастливой жизни и постигшем горе. Я очень явственно представляю себе обстановку комнаты, рассохшуюся деревянную скамью – образ времени, незащищённости, но стойкости, фигуру старой женщины, её душевное внутреннее напряжение и внешний покой. Словно меня ничего не отделяет от неё… И радует (если здесь уместно так выразиться) способность мальчика быть чутким, глубоким, добрым, честным, открытым. С таким, как он, человеком надёжно. Интересно, каким он вырастит?!


                Владимир
          По окончании военного артиллерийского училища Владимир служил офицером зенитчиком с очень ответственными обязанностями по оценке результатов боевых стрельб на Лужском полигоне. А после академии Дзержинского получил назначение в Болшево. Служил в НИИ-4, потом в 50 НИИ КС, пройдя путь от младшего научного сотрудника до заместителя начальника научного отдела. Участвовал в теле обеспечении старта Гагарина. Награждён орденом «За службу Родине» III степени и многочисленными медалями.
         Владимир - сын Ивана стал кандидатом технических наук и прекрасным семьянином, автолюбителем и заядлым дачником. Он воспитал сына-полковника, стал уважаемым дедом уже взрослых внука и внучки. Для своих старых друзей он верный товарищ. Ещё со времён Академии они считают так: «Володька наш – достоинств куча!
         Когда Владимир окончил военное училище и начал служить в Вооружённых силах, уже не оставалось ни времени, ни сил, ни желания заниматься поэзией. На протяжении более чем 50-и лет он ничего не писал. А то, что сочинил в юности, никому не показывал. Стеснялся, теперь жалеет. Неотступное желание помочь внукам, как можно раньше стать уважаемыми людьми, он считает своим долгом.   Размышления, советы, пожелания молодому поколению Владимир сын Ивана излагает и в прозаической, и поэтической формах, считая последнюю наиболее проникновенной, доступной для восприятия. Как многих русских людей, его волнует современное падение нравственности и культуры в нашей стране.

                Мы с вами

          Честно говоря, в обыденной жизни ежедневно я, родившаяся намного позже, не вспоминаю о Великой Отечественной войне. Но каждая майская весна и июнь месяц заставляют память возвращаться в неё, окунаться в то время и тяжело переживать события, о которых знаю из книг и фильмов. В школьные годы я даже думала, что продолжаю жизнь погибшего солдата, так близко к сердцу воспринимала всё, с ней связанное.
          А несколько лет назад, 9 мая у телевизора я ждала Минуту молчания. Для меня очень важно быть вместе с одновременно замершими людьми страны, думающими об одном и том же. Только не знала, предупреждать о наступлении Минуты сына, который по обыкновению сидел за компьютером, или не стоит навязывать парню свои чувства. В силу возраста он столь далёк от войны!
          Так я мучилась, когда молодой человек переключил монитор компьютера на телевизионный приём. Я вошла в его комнату и испытала, не знаю, чего больше, удивление или радость. О чём думал мой сын, могу только догадываться, а он молча глядел на экран и ничего не ответил, когда я его тихонечко окликнула. Шла минута молчания.
          - Я желаю внукам, их детям и их внукам, всем своим потомкам успехов на поприще ЖИЗНЬ! - написал ветеран Великой Отечественной войны, ветеран военной службы, теперь пенсионер Владимир Иванович Казаков в напутственных размышлениях, - Главным является то, что по-настоящему волнует не только меня, а каждого думающего неравнодушного человека.


Рецензии