Шахматная Шкатулка. Битва Слонов

Наблюдение за профессионалами в любом деле порождает иллюзию необычайной лёгкости.
Просто человек взял скальпель и провёл разрез. Взял тампончик и просушил рану. Взял иголку и скрепил ниткой края кожи. Легче лёгкого.
Нюансы не заметны. А вот возьмите скальпель и мысленно определите:  где и как именно рассекать?  Тонкостей море!
Я это хорошо прочувствовал на торцовке.
Задача простая: воткнуть крючок в ребро доски, выдернуть её из завала одним движением руки, поднять в воздух и правильно положить на стол с двигающимися цепями. Просто?
Перед вами сто пятьдесят перекрученных друг с другом досок. В какую будем вбивать крючок? В Какое именно место?
Опытный податчик мгновенно оценивает взглядом массив и выбирает наиболее удачно расположенную для решения задачи доску. Темп подачи – три секунды на одну доску. 1200 досок в час. Девять тысяч досок в лёгкую смену… В тяжёлую – до одиннадцати тысяч. А если смены две подряд?
Или вот преподавание шахмат малышам.
В какой момент подойти к тому или иному ребёнку решающему задачу найти правильный ход слоном? В какой момент и в какой форме предложить ему подсказку? Или, с учётом его характера, подсказки не предлагать? В реальной педагогике в большинстве случаев правильнее бездействие чем активность! Как правило вовремя НЕ СКАЗАТЬ важнее, чем  сказать!
Можно наклониться к малышу или не наклониться, можно шепнуть или сказать в полголоса. Можно использовать жест или прямую демонстрацию хода.
Здесь число вариантов на порядки больше чем при выборе доски на торцовке и выборе точки для приложения крючка на этой доске.
Показать можно и пункт, и фигуру, и способ движения, и направление…
Великий хирург Пирогов предлагал своим ученикам делать десятки тысяч срезов замороженных тканей выявляя операционные пути. Благодаря таким практикам за три минуты он успешно делал операцию по удалению воспалённого аппендикса, за восемь минут удалял тяжело раненному бедро. Тогда анестезии еще не было и военно-полевая хирургия базировалась на искусстве врача молниеносно делать операции, сокращая кровопотери и уменьшая болевой шок. Педагогика сродни военно-полевой хирургии. Цена секунды необычайно велика и внешняя нерасторопность педагога весьма обманчива. Особенно при работе с четырех-пятилетними детьми.
Вот мы в Шахматной шкатулке проводим «Битву Слонов». Каждый малыш пытается за минуту поразить слоном как можно больше мишеней. Наблюдаю. Фиксирую. Подсказываю. Прихожу домой выжатый как лимон.  Но какое это счастье видеть, как происходит «зацепление» и малыш загорается от осознания успешности своего развития.
Кстати: сегодня я смог сам поразить тридцать мишеней. Лучший результат у моих подопечных на данный момент – двадцать восемь!!! Такая вот шахматная игрушка.


Рецензии