Возмездие за любовь

   В юном Саше Блоке чувственность проснулась в 15 лет. Во взрослую жизнь юного гимназиста ввела случайная, совершенно безликая женщина, купленная за деньги. Через год он познакомился с замужней дамой, которая была старше него на десять лет. Звали её Ксения Садовская, и она - красивая кокетка, великолепно одетая и весьма смелая - стала первой любовью  юноши. Он целыми днями пропадал у неё. Но и тут, как и в первом случае, он испытал отвращение к интимной близости.

   Молодой человек решил, что не следует сходиться с красивой женщиной, что надо найти дурнушку. Саша стал посещать меблированные комнаты Петербурга. Результатом стала болезнь, унизительное лечение. Всё это принесло ему большие муки и разочарования.

   Познакомившись с Любовью Менделеевой - совершенно неискушённой в любви девушкой, не имеющей представления о том, как появляются дети, боявшейся детей и не желающей вступать в брак - Саша сказал, что она может не волноваться, что детей у них никогда не будет.

   Люба была для Блока "Светлой Девой, Душой Мира". Он считал, что мужчина груб и даже смотреть на любимую девушку - это дерзость. Люба согласилась стать женой Блока. Был назначен день свадьбы - 17 августа 1903 года. В старой сельской церкви состоялось венчание молодых людей. Родители плакали, Блок был серьёзен и строг. Одна Люба сияла от счастья.

   Блок опасался, что Люба его не сумеет понять: он решил, что всё, что связано с плотью, грязно, вульгарно и помешает душевной близости, и что в их отношениях будет торжествовать святая любовь.

   Прошёл год, а Блок всё ещё не стал мужем Любы по - настоящему. Хотя Люба уверяла мужа, что хочет познать неведомый ей мир, он, в свою очередь, убеждал её, что физическая близость им не нужна, всё это пережитки, которые приведут к разлуке навсегда. Бедная Люба плакала и благодарила Бога, что он не наградил её южным темпераментом, иначе ненормальные отношения с супругом сделали бы её истеричкой. Потом ей стало казаться, что Саша не испытывает к ней физического влечения. Так проходили дни, недели, месяцы, ничего не менялось. Люба задавалась вопросом:
  - Неужели наш брак был ошибкой?

   Но женщина остаётся женщиной. Люба вынашивала план соблазнения, как это и не смешно звучит, когда речь идёт о супругах. И однажды - Блок и не понял, как - свершилось. Но как скверно было у него на душе! Однако очень скоро моменты близости сошли на нет.

   Летом 1906 года Люба вскружила голову другу дома, поэту Андрею Белому. Являясь близким другом, Белый чувствовал, что в браке Саши и Любы есть какая - то ложь. Люба, запутавшись в своих чувствах, рассказала всё мужу. Блок сознавал, что молодой женщине нужна любовь, но ничего не мог поделать с собой - чувство гадливости  было сильнее доводов рассудка.

   За этим последовали тайные встречи, измены Любы. А Блок находил  успокоение в кабаке, а, бывало, и в жалком притоне на окраине города. Или отправлялся в варьете, а после представления прихватывал какую - нибудь девицу и вёз её в номера для свиданий. В кармане Блок всегда носил визитки и без разбору раздавал их случайным "барышням."

   Блок - в барских одеждах, в сюртуке, утянутом в талии, с гордо посаженной головой, копной вьющихся волос, с несколько надменным видом - очень нравился девушкам. И если недоброжелатели называли поэта "деревянным", то "профессионалки" говорили совсем иное: он превращал их в страстных и нежных любовниц. Одна из них клялась:
  - Если бы ты был даже мазурик и тебя арестовали, я бы тебя всюду искала!
   Дело в том, что девушки понятия не имели, кто этот молодой человек.

   Последней страстью Блока была актриса театра музкомедии Любовь Дельмас - высокая рыжеволосая женщина с неповторимым низким голосом, в  которую он влюбился с первого взгляда. Блок дарил ей цветы, подарки, прежде чем она ответила  ему. Два года испепеляющей любви незаметно перешли в дружескую привязанность. Но  когда  как - то он попытался вспомнить, сколько у него было женщин - сто? двести? триста?  "Всего две, - записал он в дневнике, - Люба и все остальные."

   Однажды в ресторане Блок увидел Незнакомку..  Они вместе вышли из ресторана, сопровождаемые цыганскими скрипками. А на улице их ждали сани, покрытые мехом. Стройная брюнетка с миндалевидными глазами и ослепительной улыбкой, жарко смеясь, умчалась с ним в снежную метель. В воздухе пахло духами и шампанским. А дальше - слёзы счастья, искренние поцелуи и лживые клятвы ...

   Но всё когда - нибудь кончается. Наступил 1918 год и Блок стал чувствовать сильные боли в спине и суставах. Плюс к этому его мучил фурункулёз и аритмия. Он уже не мог обходиться без палки, с трудом ходил. Как - то его нашли уснувшим на скамейке, на бульваре. А ведь ему было всего 40 лет!

   Молодость сгорела, силы  оставили поэта, порой у него взникала жажда разрушения:он бил зеркала, ломал мебель, а потом прижимался к жене и плакал:
  - Бусенька, что со мной? Помоги мне! Я знаю, что однажды во сне сойду с ума!
   Диагноз докторов был - психастения. Они настаивали на лечении в Финляндии, но Блок упорно отказывался уезжать.

   7 августа 1921 года поэт скончался. С сильно поредевшими волосами, тёмной бородкой и седыми висками, Блок был неузнаваем. Так и ушёл он, ужасно страдая от болей, когда  морфий уже не помогал, когда он  кричал днём и ночью, пока не замолчал навеки ...


   О том, как Андрей Белый переживал создавшуюся ситуацию - разговор отдельный. Оставлю его на другой раз.


Рецензии