128. Шах-Велед. Право быть благодарным

        ГЛАВА СТО ДВАДЦАТЬ ВОСЬМАЯ,
        ШАХ-ВЕЛЕД: ПРАВО БЫТЬ БЛАГОДАРНЫМ

        Ларт взглянул на Авари:
        - А вас, Шах-Велед, чем могу я отблагодарить достойно? Надеюсь, вы поможете мне.
        Шах-Велед поднял руку, останавливая его.

        - Прошу вас… не надо. Я порадовался за Уитко - он истинно достоин столь необыкновенного вознаграждения. Что касается меня, я думаю, вам известно, каким образом я приобщился к вашему несчастью. Нет, не возражайте! - чуть повысил голос Шах-Велед, увидев резкий протест в лице Гретхен и останавливая её. - Кроме того, я уже вознаграждён - вопреки человеческим безумствам само небо хранило Гретхен, вы опять вместе, она жива и здорова. Поверьте, для меня не может быть награды более ценной, чем сознание, что я хоть сколько-то искупил свою вину перед вами.

        - Вы огорчили нас, - медленно проговорил Ларт. - Меня и Гретхен. В жизни устроено так, что человек неизбежно совершает ошибки. Судят не за ошибку. А за выбор, который человек делает после: желает ли он исправить свой проступок или утверждается в нём последующими. Вот за что должно судить. Сдается мне, что вы сами придаёте прошлому гораздо больше значения, чем мы. Поверьте, и Гретхен, и я, мы видим вас в свете той ежечасной заботы, которой вы окружили Гретхен, неустанного подателя надежды, опоры, которую на протяжении долгого времени она находила единственно в вас. Разве не естественно наше желание сделать что-то в ответ? Я вовсе не кичусь своими возможностями и щедростью. Я просто хочу сделать то, что в силах сделать. Как вы и Уитко отдавали Гретхен всё своё сердце, делали всё, что могли, не экономя. Вы не можете отказать нам в праве быть благодарными.

        - Я полностью поддерживаю Ларта, - проговорил Тимотей.
        Остальные, не понимая, о какой провинности говорит Шах-Велед, но абсолютно доверяя Ларту, согласно кивали.
        - Хорошо… - помедлив, сказал Шах-Велед. - Но позвольте мне самому попросить вас о чём-то. В эту минуту мне ещё не о чем просить. Но возможно позже. Не торопите и не настаивайте. Если мне будет нужно - я попрошу.
        - Что же… пусть будет так. Я к вашим услугам в любой час, - склонил голову Ларт.

        Гретхен не сказала ни слова, но позже выбрала минуту, когда могла поговорить с Шах-Веледом наедине.
        - Авари, - она присела на каменную ступень рядом с ним, - Ларт правильно сказал: вы огорчили нас. Почему вы не позволили ему что-то сделать в знак нашей признательности?
        - Гретхен, дорогая, простите меня, я вовсе не хотел вас огорчить!

        - Я привыкла видеть в вас близкого мне человека, по душе близкого. Я люблю вас всем сердцем. Будь вы мне самым любимым братом, я бы не смогла любить вас больше, чем теперь. У меня в сердце столько тепла для вас! И помня о печальной вашей судьбе, - Гретхен стиснула руки на груди, - как я хочу, чтоб в этом мире вам сделалось хоть чуточку теплее. Я умоляю вас, Авари, поверьте Ларту! Если бы вы могли его лучше узнать! Он необыкновенный… Знаете… - горячо заговорила она, - я очень хочу, чтобы вы приехали в его страну, увидели, сколь необыкновенны люди, его соотечественники. Там всё устроено так справедливо, что люди лишены многих пороков. Вместо них процветают таланты. У людей светлые лица и открытые сердца. Я ими восхищаюсь. И вот они, люди, достойные восхищения, назвали Ларта лучшим среди них и преклоняются перед ним, Вершителем, членом Круга Семи. Вы не знали меня, какой я была до встречи с ним, и даже представить не сможете. У меня в то время было одно единственное желание - умереть. Встреча с ним… это как… как если бы живого человека всю жизнь держали в тёмном склепе, и вдруг кто-то пришёл, взял его за руку и вывел в сияющий, цветущий мир. Ах, я всё же не умею сказать вам… или боюсь сказать и оскорбить вашу память… И все же, знаете, Авари, Ларт владеет способностью вернуть человека к жизни, наполнить её новым содержанием и привести к мысли, что счастье ещё возможно. Ларт для многих стал рукой судьбы, поворотом к жизни. Прошу вас, Авари, позвольте ему принять в вас участие! Кто знает, может быть, вы перестанете думать, что жизнь ваша - вся в прошлом, а будущее - лишь ожидание смерти.

        - Гретхен, дорогая, я верю, что Лартом движут самые чистые намерения, но…
        - Какие "но" возводите вы между собой и нами? Не хочу слышать никаких "но"! Пообещайте мне сейчас, что никогда-никогда больше не посмеете заговорить о своей причастности к преступлению да Ланга! Как вы не понимаете, что словами этими добиваетесь только одного - вы оскорбляете мои чувства к вам, вы как будто отказываете мне в их правомерности и искренности! Разве то, что вы сделали для меня потом, ничего не значит?

        - Милая Гретхен, мне не нужно много времени, чтобы понять, что за человек ваш муж. Мне кажется, я научился видеть сердцем. - Шах-Велед усмехнулся: - Возможно, боги таким образом возместили мне незрячий глаз? И я готов на всё, чтобы не быть причиной вашего огорчения, особенно теперь, когда вы так счастливы. Вы знаете, что вы светитесь? Вы стали похожи на лучик, на солнечный зайчик. От одного взгляда на вас на губы просится улыбка. Будь моя воля, я бы глаз не сводил, смотрел и смотрел.

        - Авари, - голос прозвучал с упрёком, но Гретхен не сдержала счастливой улыбки, - если вы радуетесь тому, как ловко увели разговор в сторону, то не обольщайтесь, вы делаете это весьма неуклюже. Я хочу говорить о вас, а не о себе. Не знаю, могу ли я спросить об этом… но, может быть, вы хотели бы вернуться в Индию и продолжить свою борьбу? Ларт был бы рад поддержать вас и наверняка нашёл бы для этого различные способы.

        - Нет, Гретхен, - покачал головой Шах-Велед. - Я не вернусь в Индию. Нельзя вступать в борьбу без веры в победу. А я утратил веру. Колонизаторы погасили огонь восстания и старательно затоптали угли. Пепелищем стало поле, в которое можно было бы бросить зёрна гнева. Всходов не будет. По крайней мере, ещё очень не скоро.
        - Это печально… - горестно прошептала Гретхен.

        - Не печальтесь. Я смирился. И знаете, милая Гретхен, может быть, ваш Ларт и впрямь, умеет смягчить неумолимость судеб, - улыбнулся он. - Может быть, и для меня встреча с ним станет новым поворотом в жизни.

http://www.proza.ru/2015/05/13/1952


Рецензии
Мне, как читателю,очень хочется, чтобы у Шах-Веледа случился счастливый поворот в жизни! Чтобы обрёл семью, а не скитался по морям вместе с да Ланга. Интересно, где сейчас того носит, и жив ли он вообще?

Эвелина Пиженко   30.09.2015 14:42     Заявить о нарушении
С да Ланга еще будет встреча. А Шах-Велед... да, поворот в его жизни будет.

Раиса Крапп   30.09.2015 15:37   Заявить о нарушении