Донна Тартт Маленький друг
Как и в предыдущем романе, детективная завязка не делает роман детективом.
Больше всего я боялась, что история скатится к « ботиночкам» - но нет, ни капли сентиментальности или слезливости. Первая глава, в которой описывается случившаяся в семье трагедия, написана так страшно, что просто перелистывать страницы физически тяжело. Однако потом роман становится книгой о семейном воспитании, о взрослении девочки Харриет. При чтении романа у меня возник ряд ассоциаций: с Маргарет Митчелл – в части отношения к темнокожим героям романа, с Сэлинджером – в части жизни и мироощущения подростка, с Марком Твеном – чего стоит хотя бы история со змеями! И неожиданная ассоциация – с романами Брэдли. Героиня «Сладости на корочке пирога» Флавия имеет общие черты характера с Харриет: обе умны, настойчивы в достижении цели, лишены претензий на романтическо-девичье обаяние.
"В конце концов Харриет зажгла свет и раскрыла биографию капитана Скотта, которую оставил ей на тумбочке отец. Но слова расплывались перед глазами, а каждая фраза приобретала какой-то совершенно независимый, сверхъестественный смысл. Казалось, капитан Скотт пытался поговорить с ней со своих далеких заоблачных берегов, что-то объяснить, доказать. Она представила себе, как он лежал в палатке, а рядом догорал огарок последней свечи и как он немеющей рукой писал в своем блокноте горькие строки о провале дела всей его жизни. Да, он пошел на риск, он храбро бросился на покорение ледяной пустыни, которую невозможно было покорить, он достиг мертвого центра земли, и что же? В конце концов, все его мечты оказались сломлены, надежды не оправдались. Какие горькие думы думал он, когда лежал среди тел мертвых друзей, готовясь перейти в мир иной? Харриет глядела прямо перед собой невидящими от слез глазами. Она тоже познала вещи, о которых еще пару месяцев назад не имела представления, и вдруг ей пришло в голову, что она разгадала тайное послание капитана Скотта: «Победа и поражение, в общем-то, ничем не отличаются друг от друга».
Страшно раздражала мать Харриет: она совершенно забросила дом и, самое главное, обеих дочерей, когда она была им так нужна – это в подростковом-то возрасте! Если бы не прекрасные тетки (кстати, напомнившие мне романы Флэгг и ее уютные сонные американские городки!) – вообще не знаю, как девочки справились бы с этим!
Я понимаю, трагедия ужасная, и выбросить из головы ее невозможно, но есть долг матери. Хорошо, что история не закончилась трагически для Харриет и ее друга.
В целом, «Тайная история» мне понравилась больше.
Кроме всего, занозой остается то, что старое убийство, с которого началась вся эта история - оно так и осталось неразгаданным.
Свидетельство о публикации №215051300694