70 лет победы - аж мороз по коже

Становлюсь сентиментальным, наверное это возраст сказывается. Сегодня девятое мая. Я был на кладбище у своих родных.
На общественные мероприятия не пошёл, уж слишком они политизированы, а вообще игнорировать День Победы, совесть как-то не позволяет. Моё сознание прорывается через тернии споров — кто победил, кого, когда, почему и кто виноват, а для моих деда и бабки это был Святой праздник, потому что Война закончилась.
Представляете? Четыре года боли, труда, страха, холода, голода, болезней и смертей закончились, и человек выжил во всём этом. Трудно даже себе вообразить, через что эти люди прошли, сколько они сделали и какой духовный опыт приобрели.
Когда я ребёнком спрашивал про войну, дед мрачнел и ругался, а бабушка начинала плакать. Они сами не сражались, они были врачами на фронте, имели награды, дед был весь в шрамах от пуль и осколков. Потом дед лечил военных в Палдиски, а бабушка работала в санэпидемстанции, то есть по нынешним понятиям были махровыми оккупантами. Но сами они этого не знали, потому что работали честно, старались приносить пользу обществу и считали, что спасли эстонцев от истребления фашистами. Что такое фашизм видели воочию, и заверяли, что большевицкий террор с гитлеровским и рядом не стоял. Хотя от коммунистов досталось обоим, ведь и дед и бабка были, что называется, «из бывших», и лишились ещё в юности кого-то из своих родных. На всю жизнь у них остался вопрос — зачем родная Партия это сделала? Ладно отняли имущество, убивать-то зачем? На всю жизнь остался вопрос...
Это их история, это их судьба, которую они прожили так хорошо, как могли, а они моя история, мои корни, моя сила, мой род.
Сейчас, пухленькие лощёные мужчинки по телевизору рассуждают, что, дескать, они были далеко не святыми, совершали грехи и ошибки, и убеждают меня, чтобы я от них отрёкся.
А я не хочу. Я тоже не святой и тоже ошибаюсь. Люди же не бесплотные идеи, чтобы быть совершенными. Мы родом из земли, из грубой животной природы человеческой. Из примитивных инстинктов, пробиваются наши ростки духовности. Я самый обычный живой человек, без корней я зачахну, из какой бы почвы они не росли.
Думается мне, что в этом мире нет ничего кроме меня и других таких же людей. Нам с детства внушают, что есть разные страны, политические партии, культуры, есть хорошие люди и плохие и так далее, но сейчас, на кладбище я понял, что всё это бред, это вымысел, идеи в головах. Есть только люди, ну и предметы ими созданные, и природа, конечно... Каждый человек живёт по совести, и старается сделать лучшее из того, что может, сообразно своему пониманию. Каждый является мудрым и просветлённым, равно как и глупым и приземлённым. И каждый свободен, и каждый раб. Свободен от рождения, а раб тому, кому служит, кому сам выбрал служить.
В первую очередь человек служит духам: духу пьянства, духу войны, духу Родины, духу денег, духу власти или любым другим демонам, обещающим свободу и счастье душе, быстро и просто. Трудно признаться, но суеверия, пристрастия, навязчивые привычки и идеи не избавляют от страданий, а создают фантом свободы и смысла, помрачая разум и подавляя волю.
Помимо этого люди служат корпорациям - современным империям. Политическим, экономическим, религиозным, военным, культурно-развлекательным, идеологическим, промышленным, пищевым и многим другим, которые захватывают мир и делят между собой население. Они говорят, что заботятся о людях, что дают свободу и право выбора, но правда в том, что заботятся они только о себе, своей власти и пытаются подчинить себе каждого человека, всеми доступными им средствами. Они используют наши слабости и пороки, запугивают, обещают, доказывают, обманывают, а люди, как бараны вышагивают за своими новыми хозяевами, радостно блея в такт их звонкой дудочке. Мы продаём им свои души, зараженные страстями и зависимостями, чтобы получить иллюзию избавления от тревоги и одиночества, теряя при этом самое главное — самих себя. Новости, реклама, фильмы и передачи, общественные нормы и законы, всё это каналы для внушения корпоративных идей,  подменяющих собственное понимание человеком добра и зла, собственное видение истины.
А на войне всё становится по-другому. Чары рассеиваются, трусы, фанатики и дураки погибают, выживают сильные духом, остаётся только голая, грубая, неприглядная правда. Кто через это прошёл, тот излечился от пошлости, мещанства и плебейской мелочности, и скорее всего стал человеком. Какие бы поступки он при этом не совершал — он прошёл через горнило смерти и вынес свой урок. Почему я должен в угоду каким-то болтунам отказываться от этого наследства?
Не моё дело осуждать или винить предков. Я даже извиняться за них не в праве. Но я хочу прикоснуться к их мудрости, чтобы не совершать тех же ошибок. Корпорации натравливают людей друг на друга, пытаются переписать историю, приписывают ту победу каждый себе, стравливают людей борясь за власть над ними. А мне не важно кто победил. Кто был прав, тот оказался сильней, он и победил. Если нет — исторический процесс восстановит равновесие. А мои дедушка с бабушкой воевали, их жизнь многому научила и я не хочу терять тот источник мудрости, который они с таким трудом открыли. Для меня это важно, чтобы не повторять чужих ошибок и чужой глупости, чтобы жить самому и передать своим детям опыт своего рода, своего народа.
Они смогли пройти свой путь, у нас есть возможность пройти свой. Когда я был молод, то думал, что умнее всех, а старики просто отстали от жизни. Но видимо от того я так далеко глядел, что сидел у них на плечах.
Сейчас я уже взрослый, и что из себя представляю? - потребитель материальных благ, продукт индустриальной цивилизации, винтик общественно-бюрократической системы, носитель информации от инфотехнологов. Кто я сам, без всего этого? Лучшая часть моей жизни проходит, и повторить тот опыт, который был у предков мне вряд-ли удастся.
А здесь, у подножия могил, я чувствую поток силы жизни, физически чувствую, аж дух захватывает. Что бы кто ни говорил, но Мы Победили! Победили страх, победили малодушие, победили смерть. Здесь я чувствую себя человеком, теперь можно жить дальше.


Андрей Попов                09.05.2015   


Рецензии