Оккупация Литвы

Тема эта относится к историческому контексту. Зная, что «Проза.Ру», читают  наши европейские, американские, израильские соотечественники, осмелюсь предложить трактовку  «как это было»,  нашими, советско-российскими глазами. Чтобы к 80-летию юбилея Великой Победы они смогли сами ориентироваться - где правда, а где фальсификат. Тем более, что все нижеописанные факты взяты из архивных, бумажных! источников.

Итак, май 2015 года. Президент Литовской Республики вслед за другими президентами стран блока НАТО решила не ехать в Москву на 9 Мая — праздновать 70-летний юбилей Великой Победы. Дала указание также другим официальным политическим лицам страны ни в коем случае не появляться в Москве. Полностью зависимый от Вашингтона Вильнюс в данном случае занял жёсткую агрессивную позицию, экспонирующую состояние войны с Россией не только на пропагандистско-идеологическом фронте, но и как видно — и на военном. Военном — не как реальное состояние войны с Россией. Военном как определение линии фронта эскалации вооружённого присутствия в центре Европы. Здесь страны НАТО стремятся демонстрировать свою «военную мощь» и ненароком демонстрируют и отсутствие солдат, идеологически мотивированных на войну с Россией.
Сегодня официальный Вильнюс, демонстрируя своё пренебрежение в отношении советской страны, солдаты которой, погибая в боях, принесли освобождение Литвы от немецко-фашистских оккупантов, заявил устами социал-демократа, премьера страны Буткявичюса, что советская армия сама оккупировала литовскую территорию. Такое заявление свидетельствует о том, что власти нынешней Литвы не знают определения слова «оккупации». Оккупация не является детищем нынешних прибалтийских политиков, с которым они могут обращаться и трактовать, как им вздумается. Ещё 18 октября 1907 г. на IV Гаагской конференции был принят международный правовой акт, определяющий понятие оккупация как следствие агрессивных военных действий на территории чужого государства — «О военной власти на территории неприятеля», — который был дополнен Женевской конвенцией от 12 августа 1949 г. об охране гражданских лиц. В том правовом акте, помимо прочего, говорится, что оккупация возможна также в послевоенное время с целью достижения условий капитуляции, с целью сохранения мира средствами предусмотренными международным правом.
Вооружённую агрессию против литовского государства СССР никогда не вёл. Следовательно, определение «оккупация» в отношении присутствия частей Красной армии на территории Литовской Республики до июля 1940 года, а затем на территории Литовской ССР до начала Отечественной войны, а также после её окончания до 1992 года, — юридически абсолютно ничем не обоснованно.
Ввод частей Красной армии в Литовскую Республику в середине ноября 1939 г. был осуществлён на основании соответствующих двусторонних межгосударственных договорённостей между Литвой и СССР от 10 октября 1939 года, не содержавших никаких определений, которые констатировали бы оккупационный статус Красной армии и срок действия этого оккупационного статуса, подобно, скажем, тому, как это было на территории Германии после разгрома Вермахта и капитуляции Третьего рейха. Кстати и вывод советских войск из современной Литовской Республики был закончен 30 августа 1993 г. тоже на основании соответствующего межгосударственного договора Литвы и России.
Определение аннексии (присоединения), которое в последнее время всё чаще звучит в прибалтийских СМИ, также неуместно для определения того, что произошло здесь в 1940 году, поскольку силового присоединения территории другого государства к территории СССР не было. Наоборот, всё происходило на законных основаниях.
Спустя две недели после подписания в Москве упомянутого договора от 10 октября 1939 г., Литовская Республика ввела 27 октября 1939 г. свои войска на территорию Виленского края и заняла город Вильнюс. Здесь необходимо подчеркнуть, что основанием для данной, судя по высказываниям поляков, «оккупации и аннексии» Каунасом названных территорий исторической Литвы, были договоры между Москвой и Берлином от 23 августа 1939 г. и 28 сентября 1939 г., а также секретные протоколы к ним. В свою очередь, через две с половиной недели, части Красной армии 15 ноября 1939 г. вступили на территорию Литовской Республики и заняли те пункты, о дислокации которых было договорено с литовскими властями в октябре 1939 г.
Старинный славянский город Вильна стал городом этнополитического государства литовцев, однако переезд правительства Советской Литвы и других её государственных органов в новообретённую столицу полностью завершить до начала Отечественной войны не удалось.
Напомню, раннее, по требованию Польши в марте 1938 г. на заседании правительства Литовской Республики, которым руководил президент А. Сметона, было принято решение об отказе от претензий Литовской Республики на столицу исторической Литвы город Вильну и окружающие территории, оккупированные вооружённым путём в октябре 1920 г. поляками и аннексированную Польшей 20 февраля 1922 г. И только пресловутый и так нелюбимый современными литовскими политиками «пакт Риббентропа — Молотова» от 23 августа 1939 г. вновь подтвердил, что «обе стороны (Германия и СССР. — Авт.) признают интересы Литвы в округе Вильно», хотя «северная граница Литвы будет являться чертой, разделяющей сферы влияния Германии и СССР».
Литовская Республика отошла в сферу интересов фашистского Третьего Рейха, правда, ненадолго. Уже через месяц, 28 сентября 1939 г. на основании секретного дополнительного протокола к «Договору о дружбе и границе между СССР и Германией», «территория Литовского государства отошла в сферу влияния СССР». Это произошло не без соответствующих шагов весьма влиятельных в тогдашней Литовской Республике местных евреев. Именно они контролировали основной промышленный, торговый и финансовый капитал в стране, выделяли субсидии на финансирование Литовской армии. В сложившейся к сентябрю 1939 года международной обстановке эти люди тяготели к СССР, поскольку прекрасно понимали всю обречённость своих соплеменников под гербом Германского орла. Прага и Вильно были в межвоенный период двумя мировыми центрами Еврейской культуры. В Вильне более 40% горожан было еврейской национальности (30% — польской), а литовцев было только около — 2%. Аналогичная демографическая ситуация была и в столице Литовской Республики Каунасе, литовцев здесь проживало только около 23% — коренные литовцы никогда не были горожанами, они были всегда землепашцами.
Процесс вступления Литвы в качестве суверенной союзной республики в состав СССР летом 1940 г. ознаменовался изначальными преобразованиями в политической и социальной структуре литовского общества, происходившими на фоне нарастающей опасности германской агрессии, после победы Вермахта над Польшей, континентальными странами Европы и Францией. В самой Литовской Республике, после бегства из Каунаса в фашистскую Германию 15 июня 1940 года президента А.Сметоны, на следующее утро телеграфное агентство ЭЛТА передало сообщение в котором, кроме прочего сообщалось, что «по сложившимся обстоятельствам правительство считает его (президента Сметону) ушедшим в отставку с поста президента», в связи с чем функции президента страны, в соответствии со статьей 72 Конституции ЛР, принял исполняющий обязанности премьер-министра А.Мяркис. Затем 17 июня 1940 года премьер-министр А.Мяркис, исполняющий обязанности президента республики, на основании статьи 97 Конституции ЛР поручил Юстасу Палецкису сформировать правительство страны. Вслед за этим Ю.Палецкис предъявил А.Мяркису состав т.н. Народного правительства. Сразу после утверждения состава нового правительства и передачи Ю. Палецкису своих властных полномочий премьер-министр А. Мяркис, в этот же день, подал в отставку. Ю. Палецкис принял на себя обязанности президента Литовской Республики, поручив известному литовскому писателю, профессору Каунасского университета Винцасу Креве-Мицкявичюсу замещать его на посту премьера.
Западные государства июньские события в Литовской Республике восприняли нормально. Руководители дипломатических представительств зарубежных стран, которые располагались в Каунасе, 21 июня 1940 г. нанесли визит исполняющему обязанности премьер-министра, министру иностранных дел Литвы В. Креве-Мицкявичусу. Факт посещения и представления руководителю нового временного литовского правительства глав иностранных дипломатических миссий, бесспорно, являлся актом международного признания народного правительства литовского государства. Главу внешнеполитического ведомства Литовской Республики посетили следующие представители: глава дипломатического корпуса в Каунасе в лице папского нунция Ватикана; СССР — в лице уполномоченного представителя; Германии, Франции, США, Италии, Великобритании — в лице послов; Швеции и Дании — в лице уполномоченных представителей. 25 июня 1940 г. продолжился процесс представления новому литовскому правительству дипломатических представителей зарубежных стран, аккредитованных в Литовской Республике. Литовскому министру иностранных дел нанесли визиты консулы иностранных государств, которые имели свои резиденции в Каунасе. Несколько раннее, 22 июня 1940 г., начальнику штаба Литовской армии и начальнику его 2-го отдела представился новый помощник военного атташе США в Прибалтике майор Стенсет. А 27 июня 1940 г. английский посол Т. Престон представил министру иностранных дел Литовской Республики нового военного атташе полковника Э. К. Грира и прибывшего проститься бывшего военного атташе полковника — лейтенанта Г. Ф. Бишопа. Всё это свидетельствовало о продолжающемся процессе признания нового правительства Литовской Республики иностранными государствами. 14-15 июля 1940 г. состоялись выборы в Народный Сейм Литовской Республики. В результате было избрано 79 депутатов.
21 июля 1940г. в Каунасе начал свою работу представительный орган граждан литовского государства — Народный Сейм. Решением депутатов новоизбранного Народного Сейма была провозглашена Литовская Советская Социалистическая Республика. Тем самым советский строй был изначально принят демократически избранным литовским Народным Сеймом в качестве основного юридического принципа политического устройства суверенного литовского государства. В результате дальнейшей работы этого Сейма (до 23 июля 1940 г.) его депутаты приняли Декларацию о вступлении Литовской ССР в состав СССР и другие законы — о национализации земли, банков, крупных промышленных предприятий и т.д. (Аналогичные процессы в течение июля и августа 1940 г. происходили в Латвийской и Эстонской республиках.)
На основании решения Народного Сейма Литовской ССР от 21 июля 1940г., во время заседания VII сессии Верховного Совета СССР 3 августа 1940г. был принят закон о вхождении Литовской Советской Социалистической Республики в состав СССР. Для поддержки такого решения в Москву выезжала полномочная делегация от правительства Литовской ССР. Данное решение нашло затем своё отражение в статьях Конституции СССР и Литовской ССР. Этот закон позволил принять предложения Белоруссии о передаче Литовской ССР некоторых белорусских территорий, где литовское население было более многочисленным, чем белорусское.

Карта территориальных приобретений нынешней Литвы от СССР в результате «советской оккупации»:
“В ознаменование вступления” в состав СССР, к территории Литовской ССР, была присоединена часть территорий Белорусской ССР в районе населённых пунктов, носящих ныне следующие названия — Друскининкай, Марцинконис, Рудня; Шальчининкай, Девянишкес; Швенчёнис, Адутишкес, Твярячюс, Даугилишкес. Южная и юго-восточная граница Литовской ССР, на всём протяжении от Польши до Латвийской Республики приобретает современную линию. Западная граница Литовской ССР, без Мемельской (Клайпедской) области, стала государственной границей союзного государства — СССР.
До этого, 22 марта 1939 г. литовский и немецкий министры иностранных дел Ю. Урбшис и И. Риббентроп подписали договор о передаче Мемельланда — Клайпедского края — и города-порта Мемеля — Клайпеды Германии. Глубокой ночью 23 марта, в 1 час 30 минут И. Риббентроп телеграфировал А. Гитлеру, что договор подписан — литовцы вернули Германии часть территории Восточной Пруссии, незаконно оккупированную литовскими военными в январе 1923 года. После разгрома фашистов, в январе 1945 г. эта территория по решению И.В.Сталина отошла к административному управлению властями Литовской ССР, а с августа 2003 г., благодаря президенту России В.В.Путину, этот регион стал составной частью Литовской Республики.

Любопытная деталь — современная Литовская Республика вышла из состава СССР в 1991 г. не в границах Литовской Республики 1938 г. (по решению саюдистов действовала Конституция Литвы от 1938 г.), а в границах территории Литовской ССР. Территория Советской Литвы почти на одну треть превысила ту, с которой буржуазная Литва вошла в состав Советского Союза в 1940 г. Здесь, кроме Вильнюсского и Клайпедского краёв, необходимо учитывать и территорию части Сувалкского региона, вошедшую в состав территории Литовской ССР на основании договора о границе с Польшей 1945 г. Ещё до начала Великой Отечественной войны по соглашению от 10 января 1941 г. СССР приобрёл у Германии за 7,5 млн. золотых долларов (31,5 рейхсмарок) 8,2 тыс. кв. км. — «Сувалкский выступ».

А тогда, 25 августе 1940г. была принята Конституция Литовской ССР. В статье 118 этой новой Конституции Вильнюс был объявлен столицей литовского государства. Верховный Совет Литовской ССР одновременно принял постановление “О переезде государственных и правительственных органов в Вильнюс”. 12 января 1941 г. состоялись первые в Советской Литве выборы в Верховный Совет СССР. В начале года был принят разработанный план развития народного хозяйства Литовской ССР. На территории литовского советского социалистического союзного государства, на общей финансовой основе СССР и Литовской ССР, начала формироваться и развиваться материальная база и производственные структуры республиканской и союзно-республиканской хозяйственно-экономической деятельности.
За недолгий предвоенный период здесь удалось провести такую хозяйственную и социальную политику, которая позволила сократить перманентную безработицу в тогдашней 2,5-милионной Литве и трудоустроить 50 тыс. человек. Аграрная реформа, лишившая крупных частных землевладельцев больших земельных угодий и оставившая им не белее 30 га земли, позволила распределить 607 тыс. га среди 75 тысяч безземельных и малоземельных крестьян. Началось образование сельскохозяйственных — кооперативных товариществ, создавались тракторные станции, первые колхозы… Общедоступной стала высшая школа, 16 января 1941 г. была организована Академия Наук Литовской ССР…
Приведём,  что такое настоящая оккупация Литвы. За период оккупации Литовской ССР немецкие фашисты и их пособники уничтожили: около 470 000 мирных жителей (из них около 370 000 жителей литовских городов и сёл, в том числе около 240 000 лиц еврейской национальности, практически полностью уничтожив эту диаспору); около 230 000 советских военнопленных. В ходе карательных операций гитлеровцы сожгли около 20 деревень Литовской ССР, том числе Аблингу — 23.06.1941, Милюнай — 13.10.1943, Пирчюпяй — 3.06.1944, 119 человек были сожжены заживо. На принудительные работы в Германию было вывезено около 70 000 человек. В 13 июля 1944 г. был освобождён г. Вильнюс, а 28 января 1945 г. — Клайпеда. При освобождении Литовской ССР от немецко-фашистских оккупантов погибло 100 тыс. воинов Красной армии.

Война нанесла ущерб экономическому потенциалу республики в размере около 30 млрд. долларов США. Было уничтожено 90 процентов энергетических мощностей, около 70 процентов промышленных мощностей, вывезены или уничтожены все транспортные средства, взорваны главные мосты, сильно пострадал Клайпедский порт… Огромные разрушения были причинены сельскому хозяйству, было разрушено 80 тыс. зданий, в Вильнюсе — 40 процентов зданий, в Клайпеде — 60 процентов жилого фонда…
Благодаря поддержки всей советской страны, в послевоенный период быстро было осуществлен послевоенное восстановление, которое было фактически закончено к 1948 году, после чело наступил бурное развитие промышленности в довоенной сельскохозяйственной стране. Миллиардные средства вкладывали в создание станкостроительной, лёгкой, химической (Ионавский и Кедайняйские заводы по производству удобрений, Каунасский завод Искусственного волокна, Мажейкяйский НПЗ), пищевой промышленности, в машиностроение, в жилищное строительство и строительство дорог и Клайпедского порта (Паромное сообщение Мукран — Клапеда, Клайпедский судоремонтный завод, торговый и рыболовецкий флот), в развитие энергетики (Каунасская ГЭС, Электренская ТЭС, Игналинская АЭС), развитие и совершенствование сельхозпроизводства, мелиорацию земель, в развитие медицины, образования и высшей школы, в развитие национальной литовской культуры и искусства, в курорты и здравницы, в спорт. Ежегодные безвозмездные дотации в Литовскую ССР из союзных фондов составляли 1 млрд. рублей (при тогдашней официальной цене доллара 60 копеек) — всего более 40 млрд. рублей.

Наилучшим показателем роста благосостояния людей в годы Советской власти был показатель прироста населения в Литовской ССР, население которой увеличилось с 1940 года — 2,5 млн. человек, до — 3,7 млн. человек в 1990 году. Уровень жизни населения, если рассматривать его по количеству личных автомобилей на душу населения, был самым высоким в Советском Союзе, и благосостояние граждан республики неукоснительно росло, ибо социальные права трудящихся людей на справедливо оплачиваемый труд были защищёны Конституцией и законами страны. Государство гарантировало, обеспечивало и всячески развивало необходимое производство — оплачиваемые рабочие места. Людям гарантировалось право на бесплатное сквозное образование — вместе с высшим и аспирантурой, бесплатную медицину, низкую квартплату (не более 10-15 процентов от зарплаты), гарантированный ежегодный недорогой отдых на курортах и здравницах всей страны…

И после такого социально-экономического прогресса страны и территориальных подарков СССР нынешней Литовской Республике теперь литовские политики называют Советский Союз оккупантом? «Оккупацией и аннексией Литвы» называется (это закреплено литовским законом) вся та огромная, сначала военная, затем материальная и интеллектуальная помощь, оказанная всеми народами СССР литовцам в деле освобождения их территорий от немецких захватчиков, а затем восстановления и создания мощной экономики Литовской ССР с высоким уровнем образования и благосостояния её граждан.

За минувшие 25 лет, после выхода из состава СССР, в Литовской Республике полностью развалена вся прежняя экономическая база, уничтожены все прежние социальные гарантии трудящимся людям и творческой интеллигенции, в том числе национальной — литовской. Резко увеличилась смертность, количество самоубийц на душу населения самое высокое в Европе. Ниже уровня прожиточного минимума упал уровень жизни около 70 процентов граждан, из которых около половины живёт в нищете. Те, кто может и молод, как и прежде, в межвоенные годы, спешно покидают свою родину в поисках лучшей доли. После того как 10 лет назад Литва вступила в состав Евросоюза и НАТО, она лишилась более миллиона своих граждан. Количество населения Литовской Республики теперь меньше довоенного — 2,5 млн. человек. После перехода в нынешнем году литовского государства на евровалюту американская военщина НАТО увеличила откачку этих европейских денег из бюджета Литвы на содержание своих войск на территории республики и в нью-йоркские банки на закупку американского вооружения.

Это ли не оккупация, господа?!


Рецензии