Для солдат она была ангелом-хранителем

Ярошинская Евгения Демидовна

Родилась в Чечне, в городе Грозный, 21 августа 1922 года. Там же окончила медицинское училище по специальности «фельдшер-акушер».  В 1941 году была призвана на фронт. Откуда вскоре вернулась. Однако в середине 1942 года призвана на службу повторно и была демобилизована лишь в 1945 году, после окончания войны. Спасая солдат, дошла до Берлина. 
          
В 1945 году, находясь в армии, вышла замуж и вскоре родила свою первую дочь. Но брак продлился недолго, всего лишь два года. После войны одна пять лет воспитывала ребенка. В 1952 году повторно вышла замуж и до последних дней жизни мужа была рядом с ним. Брак продлился 25 лет. За это время Евгения Демидовна родила еще одну дочь. Во время первой Чеченской войны покинула свою малую родину. Сегодня Евгения Демидовна проживает в городском поселении Свердловский, является бабушкой четырех внуков и пяти правнуков.

ЕВГЕНИЯ ЯРОШИНСКАЯ:

«ДЛЯ СОЛДАТ МЫ БЫЛИ АНГЕЛАМИ-ХРАНИТЕЛЯМИ»

Судьбоносной для девушки Жени стала повестка, которая пришла домой в родной Грозный. Началась война, шел 1941 год. Военнообязанная медицинская сестра, недавно окончившая училище, в девятнадцатилетнем возрасте отправляется на фронт.
 
– Помню, как моя мама Анастасия Евграфовна плакала, провожая меня на войну, – рассказывает Евгения Демидовна. –  Она сильно переживала и сетовала на то, что я закончила медицинский, и теперь обязана идти на фронт. Я никогда не забуду это прощание.

 В те годы в медицинское училище поступали многие. Никто и предположить не мог, что совсем скоро наступят тяжелые времена. Война не щадит никого. Наша героиня не просто испытала это на себе, юная Евгения боролась на стороне мира в неравном бою. Каждый день ей приходилось не просто сталкиваться лицом к лицу со смертью, но и буквально отнимать у нее жизни наших солдат. Делала это медсестра не щадя себя, она знала, что в ее руках – жизнь.

Однако поначалу девятнадцатилетняя Евгения боролась с самой собой. Девушка, которая впервые столкнулась с суровой реальностью военного времени, долго не могла привыкнуть к страшным, кровоточащим ранам на теле солдат.
 
– Первые дни на фронте навсегда останутся в моей памяти, – рассказывает ветеран. – Мое участие в войне началось с Кисловодска. В те дни шел огромный поток раненых. Днями и ночами мы принимали людей. Больных мы обрабатывали и сортировали. Чего только не насмотрелись. Первый раз, когда я увидела израненного мужчину, который лежал на столе, с разодранной от бедра до щиколотки ногой, и дрожал, на мои глаза навернулись слезы. В тот момент я и сама чуть не упала. Потом пошли бессонные дежурства. Принимали изувеченных людей практически непрерывно.

Позже подвинулся фронт, заняли Ростов. Тяжелораненых отправляли эшелонами домой, остальных больных вместе с фронтовыми медсестрами отпускали. Своими силами они возвращались к себе на родину. Отступление было тяжелым. У шеренги из отступающих не было видно ни начала, ни конца. Трактора, скот, солдаты и раненые люди – все шли одной бесконечной тропой.

Вернулась в Грозный Евгения Демидовна ненадолго. Менее чем через полгода ее снова отправили на войну. Но в этот раз наша героиня попала в санитарный батальон. Правда, на передовой ей побывать не пришлось. Но однажды Евгения все же попала под бомбежку.

– Мы шли по дороге, – вспоминает ветеран. – Было страшно, я слышала, как на меня летит снаряд, казалось, что вот-вот он свалится прямо на голову, но он упал вдали. Я оказалась в воронке, из которой меня за шкирку вытащил проходящий мимо солдат.

Часто там, где останавливался санитарный батальон, жили и немцы. Как положено, у медсестры был пистолет марки ТТ. Он весил достаточно много, поэтому однажды Евгения его сняла и засунула в мешок с вещами. Только спустя время она осознала, чем может грозить потеря оружия, да еще и по соседству с немцами. Вбежав домой, женщина достала из-под кровати свои вещи, отыскала среди них пистолет и до конца войны не снимала его.

Служить в санитарном батальоне пришлось нелегко. Помимо ухода за ранеными солдатами, медицинским сестрам необходимо было успевать подготовить бинты и медикаменты, которых так не хватало в те непростые годы. Однако, как признается Евгения Демидовна, усталость быстро сходила на нет, когда благодарные за помощь солдаты со слезами на глазах целовали руки своим спасительницам.

 – Для солдат мы были ангелами-хранителями, – вспоминает героиня. – Но, к сожалению, не всем мы могли помочь.  Каждый раз, когда кто-то уходил из жизни, мне казалось, что с ним уходит и частичка моей души.

Никогда Евгения не забудет случай с одним украинским солдатом. Он был в пожилом возрасте, когда настало и его время уходить в вечность. В последние минуты своей жизни он находился рядом с ней и в бреду во весь голос звал свою маму.

Вдали от дома Евгения Демидовна испытывала невероятное чувство тоски по близким, а также и по родным местам. Хрупкая девушка мечтала скорее попасть в отчий дом. Каждый день ей приходилось бороться со страхом, который сопровождал ее всю войну вплоть до дня Великой Победы.

Спасало то, что среди бессонных и изматывающих дежурств девушки находили время поделиться впечатлениями о прошедшем дне. Боевые подруги всегда старались поддержать друг друга, ведь на их хрупких плечах лежала слишком большая ответственность, слишком тяжелая ноша.

Но, несмотря ни на что, случались и светлые моменты. Молодые солдаты не раз проявляли внимание к юным красавицам. Один из таких случаев произошел в самом начале войны. Благодарный за спасение солдат где-то раздобыл билеты в театр и пригласил нашу героиню на спектакль. Евгения не смогла отказать и отправилась на представление, которое запомнилось ей надолго.

Не только благодарность солдат и внимание подруг поддерживали Евгению Демидовну в трудную минуту.  Главным лекарством от тоски и невзгод для нее были книги. Даже на фронте она находила время для чтения.

– Я очень сильно люблю читать, – признается ветеран. – И во время войны на фронте читала. Помнится, в одном месте во время затишья я обратилась к командиру с просьбой найти мне книгу. Он  направил меня к местному жителю, который одолжил «Войну и мир» Льва Толстого. А позже я и в Берлине ходила в библиотеку, которая чудом уцелела после войны. Такова моя любовь к чтению.

Литература и сейчас помогает избежать Евгении Ярошинской редких моментов одиночества. В ее квартире на Свердловке есть своя небольшая библиотека, состоящая из тех книг, которые запомнились ей на всю жизнь. Как она сама признается, секретом долголетия и душевного спокойствия для нее является хорошая литература.

Путь к Победе был долгим. И наконец  настал тот долгожданный день. Война закончилась. Ценой сотни тысяч жизней людей, сломанных судеб и душевных ран  все же удалось одержать Великую Победу.

– День Победы – это главный праздник для меня, – рассказывает ветеран. – Чувство облегчения, которое я тогда ощутила, невозможно передать. Все обнимались и кричали, повсюду раздавались праздничные залпы. Мы победили! Люди плакали и радовались в одно и то же время. Поверить в случившееся тогда, сразу, даже не удалось. Потом еще долго мы привыкали к воцарившейся тишине, когда перестали раздаваться звуки тревоги и стрельбы, когда заглохли боевые залпы огня. Мы так долго к этому шли.

Спустя пять дней после Великой Победы санитарный батальон вошел в Берлин. Первое чувство, испытанное Евгенией, – гордость за свою страну, за свою Родину.
Из Берлина она вернулась не одна. Сразу же после войны вышла замуж за сослуживца, от которого у нее родилась первая дочь. Но, к сожалению,  замужество оказалось неудачным, и спустя два года они разошлись.

Настали трудные времена, пять лет Евгения в одиночку воспитывала свою дочь. Но вскоре, в 1952 году, повторно вышла замуж и до последних дней жизни своего супруга была рядом с ним. Брак продлился 25 лет. За это время Евгения Демидовна родила еще одну дочь.

– У меня две дочери, четыре внука и пять правнуков, – рассказывает ветеран. – Я благодарна судьбе. Порой думаю – какая же я счастливая. Могу сказать, что прожила хорошую жизнь.

Единственное, о чем жалеет Евгения Демидовна, так это о том, что раньше никогда не вела дневник. Но сейчас она стала записывать свои воспоминания и собирается сохранить их для своих близких.



Апрель, 2015 год


Рецензии
Здравствуйте! Прекрасная биография у Евгении Демидовны.
По разным данным, в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов участвовало 800 тысяч или 1 млн. советских женщин разного возраста и разных профессий; были и несовершеннолетние девчонки. Это все те, которые были на фронте.
Расспрашивая фронтовичек, я удивляюсь их патриотизму и оптимизму. Замечательные женщины - цвет нации! Вернувшись с фронта, они ничего не требовали взамен той трудной работе и лишениям, которые они там вынесли. Известно, что поэтесса Юлия Друнина, на фронте - санитарная дружинница, после войны, вернувшись в Москву, носила ещё год прожжённую шинель и стоптанные сапоги.
Благодарю Вас за то, что рассказали о фронтовичке. Всем - здоровья и мира!

Лариса Прошина-Бутенко   26.11.2015 20:04     Заявить о нарушении
Лариса, полностью соглашусь с вами. Когда я познакомилась с Евгенией Демидовной, то была поражена ее скромности. Она была в полном недоумении, когда узнала, что о истории ее жизни хотят рассказать. Первое, что она спросила - а что я такого сделала? Подвиг женщин, прошедших через Великую Отечественную переоценить невозможно.
Спасибо Вам за добрые слова и внимание!Всех благ!

Алена Конова   26.11.2015 23:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.