Отчет о сбыче мечт
Поэтому я решила приурочить поездку, о которой давно мечтала, к великому празднику: семидесятилетию победы.
Утром 8 числа мы с мамой выехали из Москвы. Прекрасен МКАД в ранние часы, когда город только просыпается, и даже самые загруженные в другое время дня направления (в данном случае измученная стройками Ярославка) практически пусты. Без остановок (если не считать светофоров) доехали до Костромы к 12:30.
Первый музей который мы посетили, был музей "Петровская игрушка". Петровская она потому, что игрушку эту производили в основном в селе Петрово. В стоимость билета - а это 100 рублей с человека - проводится подробная экскурсия, рассказывают что форма игрушек в разных районах может зависеть от вязкости глины, зачем и как обжигают, чем покрывают. В музее представлена внушительная коллекция игрушек из разных областей России, также черепки и останки древних игрушек, найденных при раскопках. Музей этот находится на улице Ерохова, который, как позже выяснилось из таблички на здании,- являлся народным дружинником, погибшим на боевом посту в возрасте 27 лет. Кому то может показаться странным, что я обращаю внимание читателя на этот факт. Но меня в тот момент до глубины души поразило, что он был моим ровесником. Не знаю, почему. Сложно забыть этот момент.
Второй музей, который мы посетили в городе Кострома - музей ювелирного искусства. Находится он в подвале здания позапрошлого века, которое построил себе местный священник. Судя по толщине стен подвала, священник строил себе бомбоубежище. Но от революции не спасло, и теперь там музей. Помимо украшений в экспозиции подробно представлены орудия труда старинных мастеров и подробное описание процесса работы, фильм про технику "скань", а также карта близлежащих деревень с описанием, в которых деревнях какие ювелирные изделия производились. Помимо обширной ювелирной экспозиции, небольшой уголок был посвящен истории Великой Отечественной Войны. В частности меня поразила открытка с фронта. Комок к горлу подступает, когда читаешь эти строки, пропитанные любовью и нежностью, ведь писавший это человек знал, что следующего письма может не быть.
Третьим на очереди оказался центральный городской музей. Было представлено несколько экспозиций, решено было идти на выставку изобразительного искусства в Костроме 18-19-20 веков. В восемнадцатом веке в Костромской губернии, видимо, принято было изображать людей. Богатые помещики, генералы, их дочери, бабушки, племянницы. Особо отмечу тот факт, который ранее мне не бросался в глаза - мужчины на портретах имеют взгляд решительный, волевой, уверенный в себе. У женщин обычно глаза усталые, безжизненные и безрадостные. Кроме одной - сестры Лермонтова, кстати, - пожалуй благодаря ей я и заметила сие любопытное расхождения в мужском и женском портрете. 19 век представлен как портретами, так и пейзажами-местными и восточными. 20 век интересен множеством техник письма, представленных на экспозиции.
День близился к своему логическому завершению, а посетить оставалось музей деревянного зодчества и Ипатьевский монастырь. Поскольку по времени мы успевали посетить только одно из двух, выбрали музей, так как монастырь я уже посетила 4 года назад. Музей деревянного зодчества находится как раз за монастырем, что очень удобно если посещать сразу 2 объекта. Очень пожалели, что не с этого начали день знакомства с костромскими музеями, так как место поистине волшебное! В экспозиции несколько старинных изб, церквей, баня, овин (такое специальное строение, где сушат сено на зиму), мельница и даже склады для зерна, при взгляде на которые понимаешь, что Баба-Яга родом из этих мест - склады очень похожи на избушки на курьих ножках, поскольку располагались в местах ежегодных паводков. Во многие избы можно заходить, в них сидят сотрудники музея и подробно рассказывают про быт крестьян, объясняют назначения различных приспособлений. Солнце неумолимо катилось к закату и намекало этим на то, что следует отправляться в Галич, где был забронирован номер в гостинице.
Навигатор утверждал, что дорога займет 2 часа. Но не предупредил о качестве дорог. Сразу за Костромой начался ад. До этого Станислав Солярисович Хундаев не ездил дальше 40 километров по Новорижскому шоссе, собственно как и я. Поэтому шутки про качество российских дорог я считала устаревшими, а зря. Конкретно в тот момент, когда мы после очередного поворота выехали на дорогу, состоящую из ям и ямами по краям окаймляемую, навигатор сказал: "Прямо 69 километров", я заплакала.
Стемнело. Не доезжая до Галича несколько километров навигатор сошел с ума и отказался от сотрудничества. Точнее он показывал наше местонахождение и местонахождение отеля, но проложить дорогу не мог. Пришлось догадываться. К счастью, доехали. Русь-отель оказался очень уютным заведением. Белоснежная мебель, много растений на подоконниках, кое-где даже рассада помидоров. Сложилось впечатление что нам дали самую лучшую комнату - а отличалась она огромной дверью, расположенной в арке. Здание, разумеется, историческое. Как и большинство в этом городе.
Утром 9 мая в городе Галич был большой праздник - на главной площади перекрыли движение, выступали детские коллективы с песнями, танцами и стихами. Но если пройтись 5 минут в сторону озера, то будут еще слышны звуки торжества, но к ним добавятся так знакомые всем дачникам звуки пилы и газонокосилки, а историческая застройка времен гусар и поместного дворянства сменится домиками в стиле "русская деревня в советском кинематографе". Часто можно было видеть дорогие внедорожники с московскими номерами у ворот маленьких, но очень симпатичных домиков. Рискну предположить, что у зажиточных москвичей появился новый тренд-закупаться дачами в весьма отдаленных районах России-Матушки и отдыхать неделями от столичной суеты.
Но я бы забралась ещё глубже. И в 14:00, купив гвоздичек для памятника (а в это время все магазины в городе уже начали закрываться), мы с мамой отправились ещё дальше вглубь Костромской области, в Антроповский район. К счастью я уже привыкла к качеству дорог, но все ещё вызывал опасения тот факт, что хороший участок дороги кончается там, где начинается спуск. За всю зиму АБС не срабатывал столько раз, сколько за эти 2 дня. В определённый момент берет азарт и уже забываешь про подвеску, становится интересно уворачиваться от ям, хочется прибавить скорость, тем более что привыкшие к таким дорогам автомобили из 44 региона обгоняли нас на таких скоростях, на каких Станислав Солярисович по Новорижскому катается.
Указатель "Мелехино" слегка облупился, но не передать Вам тех чувств, что я испытала, когда его увидела. Это как попасть в сказку, в которую уже много лет не верила, и вот вдруг попробовала совершить прыжок в неизведанное, в невероятное - и вот оно тут, рядом, это оказалось так просто...
Проехав километр по грунтовке меж молодых березок, мы выехали к деревне. Водонапорная башня, зеленая "двенашка" под ней, несколько вполне ухоженных, но почему-то никогда не крашенных домов, несколько обгорелых останков домов, "лада калина". Но в самом начале деревни, справа от дороги стоит маленький, скромный памятник, на котором 22 имени, фамилии несколько раз повторяются. Страшно представить сколько горя может испытать мать, которая отправила на войну своих детей и получает похоронки, одну за другой. Поэтому парад победы на Красной площади - это не символ милитаризма современной России, как видят западные журналисты, не показатель того, что сегодня гордиться нечем - как говорят некоторые оппозиционеры - это показатель того, что наш народ воистину Великий,- пережив громадное испытание, невероятные потери, отстроил страну заново и даже лучше чем было. И мы знаем об этом. И верим, что Величие это не исчезнет, и сколько бы ни пытались нам внушить стыд за наше прошлое, эти попытки останутся бессмысленными потугами, я верю в это.
Но вернемся к описанию деревни. Знаете, что я себе напридумывала, пока ехала туда? Мне ведь говорили что деревня разрослась, что туда приезжают... думала что там человек 50 живет. Ничего подобного. Постоянно в деревне живет человек 10. Ещё несколько, судя по всему, приезжают как на дачу, укропчик и картошечку посадить. Однако поля вскопаны - это из Антропово приезжают колхозники. Вспахали-уехали. Обгорелые останки домов начали множиться в деревне с приездом туда неких "Тараканов". Так там, насколько я поняла, назвали семью, злоупотребляющую спиртным, у которых в доме развелось какое-то страшное количество тараканов. По невероятному стечению обстоятельств дома, в которых они жили, с завидным постоянством загорались. Не знаю почему, но дом моей бабушки уцелел, хотя и лишился печки. Окна открыты, стекол почти нет. Дом осел приблизительно на пол метра, дверь нараспашку. Мама моя была очень рада увидеть места, в которых прошло её детство, взахлеб рассказывала как вкусно готовила её бабушка, где какая мебель стояла... но увы, теперь там только груды белья и покосившиеся доски.
Я решила на память взять бочку из бересты без дна (пришлось вытащить оттуда старые сломанные зонтики). Потащила её к машине, внезапно ко мне подошла девушка и стала утверждать что это её дом и она за ним следит, посоветовала не приезжать сюда больше и вообще по деревням не ездить. Я извинилась, стала объяснять что в этом доме родилась моя бабушка... но она меня вообще не слышала! Совсем! Складывалось ощущение, что ей просто захотелось поругаться. А вот мужчина, вскапывавший огород неподалеку вспомнил значительную часть моих родственников, рассказал что в лесах до сих пор водятся медведи, при чем достаточно много.
На обратном пути заехали в Антропово, оказалось что там живут мои четвероюродные сестры, одна из которых преподает английский в местной школе.
Обратный путь до Галича мы проделали значительно быстрее, сказывалось привыкание к качеству дорог. Вечером уездный городок приготовил Галичанам и гостям дискотеку на главной площади. Я не люблю шумные мероприятия, поэтому пошла погулять по вечернему городу. Не передать ощущение уюта, которое испытываешь, находясь в Галиче. Бросается в глаза полное отсутствие приезжих, все лица славянские. Размеренность и уверенность походки каждого местного жителя, умиротворенность во взгляде - в этом городе хочется ЖИТЬ, а не зарабатывать, растить детей, радоваться жизни, заводить друзей, свободных от желания понтоваться перед тобой, ходить по улицам спокойно, везде видеть знакомые лица, не стоять в пробках, за 10 минут на велосипеде доезжать до любой точки города(тем более что по таким дорогам -либо велик, либо УАЗ). Многим столичным жителям не понравился бы непрезентабельный вид дворов, давно или даже вообще не крашеные фасады зданий в центре города, но такого уютного места я никогда не видела. Галич настолько домашний, настолько прекрасный в своей провинциальной простоте что хочется все бросить и поехать туда жить.
Всего в 15 минутах прогулочным шагом от центра города располагается гора Балчуг, с беседкой и крестом на вершине. Оттуда открываются восхитительные виды на город: старинные церкви, огороды, улицы, дома позапрошлого века увешанные спутниковыми антеннами, и конечно же озеро. Огромное озеро, на котором когда-то основали город, который в 13 веке соперничал с Москвой за первенство, к сегодняшнему дню не сильно изменился, но надо сказать жить в таком городе по некоторым причинам намного приятнее, чем в Москве.
В полдень 10 мая пришлось покинуть это райское место и отправиться обратно в царство пробок, Нерезиновую Первопристольную. По дороге выкопала две елочки и сосенку (позже посадила на даче). О эти нескончаемые леса вдоль дорог, леса далекие и близкие, состоящие из лиственных деревьев в основном и с небольшими вкраплениями хвойных, темные пятна которых видно издали на узорчатой кайме леса, обрамляющего горизонт. Как жаль, что фотография не может запечатлеть той глубины, той силы и могущества которые несут в себе простота и великолепие Русской природы!
Костромская, Ярославская и Владимирская области были пересечены за 4 часа. Столько же ушло на Ярославскае шоссе и МКАД. Мы дома.
Свидетельство о публикации №215051400103