Притча о ремне
Ответ на этот вопрос был известен в годы моей юности всем интересующимся политикой. Однако, думаю, сейчас не вредно напомнить некоторые культурологические факты.
Движение хиппи было, как известно, протестным движением против буржуазных ценностей.
Надо отметить, что капитализм в своей культурной и политической истории пережил несколько протестных движений, первым из которых и наиболее мощным был, вероятно, романтизм, который со временем стал не просто движением, а целой эпохой, этапом развития в искусстве. Он ознаменовал отвращение думающей части европейского общества к торгашеской морали капитализма и пытался провозглашать и отстаивать так называемые "общечеловеческие ценности": любовь, верность, самопожертвование...
Строго говоря, романтизм всячески возвеличивал эмоциональную сторону человеческой природы - в противовес буржуазной расчетливости и любви к процентной ставке.
В центре романтического интереса прежде всего и всегда - личность, вступающая в конфликт с обществом. Будь то "благородный разбойник", средневековый рыцарь или пират - они всегда на стороне меньшинства и всегда противостоят большинству.
Вообще, онтологически интерес к меньшинству как таковому корнями растет из эстетики романтизма.
Любовь к массе - это уже марксизм. В терминах культуры - критический реализм. В терминах политики - большевизм.
Следующий после романтизма этапный протест против буржуазного строя - это, безусловно, модернизм, ведущий свое начало с декадентства. У М.Горького есть прекрасная статья "Поль Верлен и декаденты". Он пишет: "...Оценка Верлена как поэта принадлежит будущему... Нам важен Верлен как человек, как культурный тип и как яркий представитель той всё более развивающейся группы людей, которых зовут декадентами, расшатанными, падающими, и которые охотно принимают эти эпитеты и даже с гордой бравадой рисуются своими болезными странностями, делающими из них, с обыденной точки зрения, смешных людей с большими претензиями; с точки зрения врача-психиатра — людей психически больных; с точки зрения социолога — анархистов в области не только искусства, но и морали; со всех трёх точек зрения декаденты и декадентство — явление вредное, антиобщественное, — явление, с которым необходимо бороться."
И далее: "Тогда во Франции, живущей всегда быстрее всех других стран, создалась атмосфера душная и сырая, в которой однако очень хорошо дышалось Полю Астье и всем людям его типа, исповедовавшим прямолинейный материализм и относившимся скептически ко всему, что было идеально и призывало к переустройству жизни в смысле приближения к истине и справедливости в отношениях человека к человеку. Создалась атмосфера преклонения пред действительностью и фактом, жизнь стала бедна духом и темна умом..."
Протестом против таких условий бытия стал сперва декаданс, а затем - и весь модернизм в целом.
Однако капитализм - увертливый парень, и было бы странно, если бы он не воспользовался происходящим себе на пользу. Однако как сделать протест против себя полезным себе? Капитализм пошел по самому простому пути: он сделал декадентство МОДНЫМ. Он опустил декадентство с вершин духа вниз, в мещанскую среду. Он заставил обывателя сперва интересоваться декадентством, а потом - гоняться за его проявлениями и признаками.
Проще говоря: капитализм сделал модернизм ТОВАРОМ и продал его с выгодой для себя.
Здесь мы, пожалуй, впервые сталкиваемся с противоречием между личной честностью мыслителя и творца - и общественной вредностью его деятельности.
В дальнейшем этот механизм работал как часы: стоило появиться хоть какому-то подобию протеста, как он со временем превращался в товар - сперва дешевый, для массового потребления, затем - дорогой, для "высоколобого" потребителя.
Как сделать художника - а именно в искусстве протест всегда проявляет себя наиболее ярко и доходчиво для масс - лояльным себе? У капитализма рецепт прост и безошибочен: надо подкупить художника высокими и сверхвысокими гонорарами. Сделайте художника миллионером - и он слова не скажет против.
За примерами далеко ходить не надо. Обратим внимание на современную живопись, скульптуру. Пикассо, Дали, наши Шемякин, Эрнст Неизвестный... На музыку, кстати, тоже. На глазах моего поколения рок-музыка, например, из мощного протеста очень быстро выродилась в машину по выкачиванию денег из населения.
Однако вернемся к хиппи. Известно, что хиппи заявляли свое движение как протестное. Но почему их лейблом, знаком, отличительным признаком стали джинсы, свободно висящие на бедрах?
Дело в том, что ремень - это принадлежность рабочего класса. Буржуа полагалось носить подтяжки. Вспомните советского карикатурного буржуа с сатирических плакатов: это, как правило, толстячок в котелке, манишке, галстуке-бабочке и с подтяжками.
Таким образом, отказавшись от подтяжек, хиппи заявили тем самым (на уровне знака, жеста) о разрыве с буржуазным классом. Однако и к пролетариату они не примкнули, что нашло выражение в знаковом отсутствии ремня. Джинсы свободно повисли на бедрах, а движение получило название hippie (от англ. hip - бедро). Напомним, что самоназвание хиппи было "дети цветы".
Не все так просто в истории культуры, как может показаться стороннему (очень стороннему) наблюдателю.
Свидетельство о публикации №215051401149