30. К. Фридрих. Крест в горах

ИЗ СБОРНИКА "РАССУЖДЕНИЯ О ЖИВОПИСИ".


            ГЛАВА - 30. КАСПАР ФРИДРИХ. "КРЕСТ В ГОРАХ".



              Опять о романтизме. Сам по себе романтизм в искусстве не является ни положительным, ни отрицательным. Это - повышенное внимание к чувствам человека, сталкивающегося с противостоящей ему действительностью. Но в том, о каком именно столкновении и о каких именно чувствах говорит художник, и заключается положительное или отрицательное.

     Примером романтизма, который, по-моему, нельзя назвать положительным, может служить творчество немецкого художника Каспара Фридриха.

     Вот его известная картина "Крест в горах". Все внешние черты романтизма налицо: явное намерение создать драматическое настроение, повышенное внимание к цвету и световому контрасту, широкое использование символических образов (высокое небо, устремляющиеся ввысь лучи, темнота застывших елей, наконец - сам высокий крест, именно на горе, именно такой высокий и специально увиденный снизу, чтобы оказался на фоне неба).

     Создал ли художник впечатление величия мира? Да, создал, и очень сильно, подчеркнув это величие даже рамой. (Картина предназначалась для церковного алтаря, но не была принята.)

     Однако совершенно не случаен тот эмоциональный настрой, который эта картина вызывает у зрителя. Грустный лад, сумрачность, одиночество, ничтожность человека перед миром. И это свойственно всем картинам Фридриха. Можно ли считать такое направление романтизма положительным?


            Рассматривая творчество какого-либо автора, нужно различать высоту его таланта и ту, - положительную или отрицательную, - позицию, которую он занимает в жизни общества. Не нужно спутывать, это нужно видеть раздельно.

     (Могу ошибиться, но по-моему, это слова Сталина о Булгакове: "ОЧЕНЬ талантливый - но не наш.")


            Глядя на эту, в художественном отношении всё же очень интересную, картину Фридриха, хочется сопоставить её с очень похожим образом известного стихотворения Лермонтова:

"В теснинах Кавказа я знаю скалу.
 Туда долететь лишь степному орлу.
 Но крест деревянный чернеет на ней!
 Гниёт он и гнётся от бурь и дождей.

 И много уж лет протекло без следов
 с тех пор, как он виден с далёких холмов.
 Как будто бы к небу подъята рука.
 Как будто он хочет схватить облака!

 О если б взойти удалось мне туда..."      

            - ну и так далее (цитирую по памяти, могут быть ошибки, сейчас не в этом дело).


            Романтик ли здесь Лермонтов? Конечно, романтик. Но если сопоставить его романтизм с романтизмом Фридриха, увидим показательную разницу. Романтизм Лермонтова блестящий, гордый, прекословящий. У Фридриха же величественный мир попирает малого человека. Человек у него бездеятелен. В его романтизме нет героики. Нет бунта, - вот в чем дело! Как видим, романтизм романтизму рознь.


            Тем не менее, как личность, как художник, Каспар Фридрих далеко не рядовой. Еще раз повторю: надо различать эти вещи.

     Некоторые его мысли и советы очень интересны.

     "Вы называете меня мизантропом, потому что я избегаю общества, - пишет он в одном письме. - Вы ошибаетесь, я люблю его. Но чтобы не ненавидеть людей, нужно избегать встреч с ними."

     Хороший совет даёт он как художник:

     " Мастер должен писать не только то, что он видит перед собой, но и то, что он видит в себе. Но если он ничего не видит в себе, то ему не стоит писать и то, что он видит перед собой... Закрой глаза, чтобы сначала увидеть свою картину духовными очами. А затем лишь вынеси на свет то, что ты видел в темноте, чтобы увиденное изнутри отразилось вовне."

     "Искусство, может быть, и игра, - говорил он незадолго до смерти, - но это очень серьёзная игра."

     И в этом он, конечно, прав. Искусство - это очень серьёзно. Высокое качество и высокая цель - вот две неотъемлемые его черты. КАК творить? ДЛЯ КОГО творить? ДЛЯ ЧЕГО творить? - вот три вопроса, над которыми всегда нужно думать любому творящему.


Рецензии