Опыт странствий

                Если я чего решил – выпью обязательно!
                /В.С.Высоцкий/
 
       Обдумывая путешествие в Крым,  сомневался, смогу ли я совершить свое четвертое путешествие в жизни  в "вольном" стиле?   "Вольный стиль" - ночевать, где попало, в основном на вокзалах,  есть, где придется и так далее.  Опыт таких путешествий у меня был. Но тогда я был значительно моложе.  Были еще две поездки на автомобилях, но они не в счет, несмотря на большие расстояния - условия были весьма комфортными.   

      В  1980 году  мы вдвоем на моей машине «ВАЗ – 21011» совершили автопробег Новокузнецк - Коломна, причем я захотел снова посетить Среднюю Азию. Поэтому был  заезд на озеро Иссык-Куль,  1-3 дневные  остановки в Алма-Ате, Ташкенте, Самарканде, Навои, Ашхабаде, Баку, Тбилиси и  Сочи. И поездка по Словакии в 1970 от границы с Австрией до границы с Польшей. Но, несмотря на большие расстояния и время в пути,  я  не мог много узнать о жизни народа, ибо все проходило в комфортных условиях гостиниц и ресторанов. Чтобы узнать жизнь страны надо походить по базарам, магазинам, поговорить с людьми на улицах. Вот поэтому я и считаю, что таких путешествий с максимальным погружением в  жизнь страны или какой-то её области,  у меня было три.
            
      Первое - весной 1967 года в Среднюю Азию, когда наслушавшись рассказов Эдика Рогозина о столичной жизни, я решил оставить Томский политехнический институт и поступать  в Москву,  в МХТИ имени Д.И.Менделеева. Мой друг - мы познакомились, будучи абитуриентами - в институт не поступил, поэтому ему такое  решение принять было нетрудно.  Я же написал заявление об уходе по собственному желанию. А перед поступлением в Москву мы решили с ним съездить в  Ташкент, где отец Эдика с отрядом водителей из Новосибирска был в командировке. В Ташкенте тогда шло большое строительство после разрушительного землетрясения 1966 года.

         Весной, когда я приехал в Новосибирск, оказалось, что Эдик передумал. И я  поехал один. Слава богу, что его  отец меня принял. Поселил в собственном кабинете главного механика в городке строителей «Россия».  Я там  только ночевал. Целыми днями бродил по городу. Затем поехал в  Самарканд.  В поезде познакомился с узбеком и чеченцем, которые по поводу освобождения чеченца из лагеря в Коми пили от самой Москвы.  Ахмат пропил все деньги, попросил у меня  5 рублей на такси, хотя от вокзала до дома 5 минут пешком.  Но он должен был подъехать к дому только на такси!  Зато я увидел встречу матери с сыном после 10-летнего срока. Гуляли у Ахмата два дня. Вот тогда я впервые узнал, как попали чеченцы в Среднюю Азию.

     Узбек тоже пригласил меня к себе домой. Я думал, что он  живет в Самарканде. А попал в   кишлак Кара-Тепе,  где-то по дороге в Термез,  в дом без света, водопровода и канализации. В кишлаке никто, кроме моего нового друга,  по-русски не говорил, поэтому через неделю стал кое-что понимать. Потом поехал в Алма-Ату,   ночевал  на железнодорожных вокзалах. Хорошие тогда скамьи на вокзалах были с металлическими жетонами «МПС» спереди и инвентарными номерами на обратной стороне.

     Второе -  летом 1968 года, когда  после окончания первого курса ездил в Молдавию и Одессу. В Молдавии, в селе Кицканы,  мы жили в саду, собирали урожай. Побывал в Кишиневе и в Тирасполе. А вот в Одессу, где застал холерную панику,  я поехал уже один. Весь август провел на вокзалах, благо их там три: железнодорожный, морской и автобусный
.
      Третье путешествие, по верхней Волге и городам «Золотого кольца», совершил в 1972 году из Кинешмы в Москву.  Если в предыдущих двух передвигался на поездах, то здесь я шел, в основном, пешком. Только из Костромы в Ярославль  пароходом. Тогда меня подбил Васильчиков, проходивший вместе со мной военные сборы. Если  Эдик соблазнял рассказами об абрикосах на улицах, об азиатской кухне и дешевых фруктах, то Васильчиков рассказами о старинных русских городах, монастырях и художниках.
«Здесь же рядом Левитановские, Шишкинские  места. Кострома, Ярославль, Переславль, Ростов Великий!» - говорил он. Все, решили идти пешком. Я поменял чемодан на рюкзак, присвоил военный ремень и  фляжку (каюсь!) и, история повторилась, пришлось идти  одному. В последний момент он передумал: «Бабушка будет волноваться!»

     На этот раз я решил выбрать гибридный способ.  Насколько возможно – «вольный  стиль», особенно в городах, где планировал 1-2 дня, но и иметь деньги на съем жилья, хотя бы самого дешевого, когда остановлюсь на более длительный отдых. Так у меня все и получилось.

   
               


Рецензии