Теория относительности, квантовая физика и Евангел

Теория относительности,
квантовая физика и Евангелие

1.
Итак, ещё раз, и приношу за это очередные извинения, сведу всё уже сказанное вместе.
Убеждения мои выросли не на пустом месте, они подкреплены изрядным массивом рефлексий и наблюдений над собой, говорящих мне о том, что своего во мне есть только моё Я, собственно самоё моя личность, все прочее во мне и даже якобы мой разум – нечто искусственное, не моё, работающее во мне безотносительно моего Я, как если бы само по себе, как нечто достаточно примитивное и автоматическое, как собственно автомат... Если ещё и не всё, то уже почти всё – определимо и просчитываемо во мне как в плоти и веществе, всё поддаётся изучению и определению, всё пусть и относительно – утилитарно и просто, кроме моего этого самого Я, неуловимого, неопределимого, неухватываемого, очевидно, что принадлежащего не этому миру, но миру иному, – сознавая себя, я не в состоянии познать своего сознания, – следовательно это за пределами моей мысли, собственно разума, нечто отличное от них… И это подводит меня к суждению о том, – принимаю я это суждение или нет, но которое я не могу не учитывать, – что моё Я есть часть той силы, которая, сопрягаясь с целой Вселенной, с целым космосом, и принадлежит им, и даётся от них, и в конечном счёте, в конце концов когда-нибудь обретёт и статус этой силы, и умение, данное ей, и её способности… Прочее всё – всё земное и профанное…

И так или иначе мои убеждения исходят из опыта и чувствований, предчувствий и предвосхищений всего и целого человечества…
Прежде всего я имею в виду мировую философию по линии Платона, по которой мы есть только лишь тени, только лишь копии или производные сверхсущностных внеземных идей. Производные – это для нас понятно. Копии – это можно перевести как воплощения… Но что значит – тени?.. Это то и значит, что как тени, которые падают от нас в виду того, что есть солнце, есть некая иллюзия или видимость в сравнении с самое нами, так мы, по мнению Платона, в сравнении с идеями есть та же «видимость» и мнимость. В глазах Платона только идеи – вечные и неизменные, которых мы есть порождение, – только идеи уже в силу этой вечности и неизменности только они и обладают действительной, а не мнимой реальностью. Мы – преходящи, мы – тленны, мы – временны, являемся и исчезаем, как тени, – то есть на самом деле и очевидно, что именно мы – ирреальны. Просто в глазах наших истинные ценности и реалии перевёрнуты. Положение, которое вытекает из логики самого мышления, если, разумеется, мы признаем идеи в качестве первоначальных и неизменных сущностей.

Во-вторых, я опираюсь на христианский опыт, единственное из учений, на мой взгляд, которым не только с позиций опыта, а значит, можно утверждать, и здравого смысла, но и логически стройно преодолеваются все несуразности, весь алогизм, весь абсурд сего мира. Под этим опытом я прежде всего подразумеваю напряжённые размышления отцов церкви в их непосредственной связи с Евангелием, посланиями апостолов и предчувствиями пророков Ветхого Завета. И оно же – до сих пор и пока единственное из учений, которое (вообще в границах логики и в частности посредством специальных методик, того же мистического богословия) внятно говорит собственно о сверх знании и указывает путь к нему… ещё раз напомню, речь идёт об особом роде духовного знания, которое не нуждаются в просчёте и не может быть выражено предметно, в цифрах, в математическом, физическом или ином исчислении… Вся наша жизнь, жизнь каждого отдельного человека и всего (целого) человечества – вся эта жизнь есть собственно томление по этому знанию, – и не только, – но и даже лишь в силу указанного томления уже есть доказательство того, что знание это существует, ибо всё, к чему мы пришли, всё и явилось через это томление… – право, стоит только вглядеться пристальней в опыт духовной жизни по всему миру…

И я держу в голове то, что было до Платона, и до христианства.

На этот раз я имею в виду мировой эпос и мифы, эти золотые сны человечества, взявшиеся и данные человеку словно бы из ниоткуда… Безыскусность и наивность повествования не должны заслонять от нас то положение, по которому при строгом и скрупулезном анализе мифологического содержания выясняется, что в этом волшебном и фантастическом содержании архаических народов практически и сразу было заявлено все то, что впоследствии, много позднее так или иначе стало нашей реальностью… Как, каким образом по существу первобытным, по сути диким народам и дано было предугадать будущее человечества? Причём на тысячи и тысячи лет вперёд?
Здесь нужно признать либо влияние неких внеземных, либо отзвук и отражение деятельности уже погибших на земле цивилизаций… Либо что-то третье…
Но прежде всего ведь поражает воображение то обстоятельство, что мифы и ритуалы, обслуживающие их, явившиеся разным народам в разных, никак не связанных между собой точках земли, что смыслообразующие их принципы – священные архетипы (та же, скажем, идея рая), обладают не просто сходством, но будто бы списаны одним народом у другого, будто бы под копирку, словно кальки… Единством архетипов, и прежде всего в данном случае, указывается на единые корни и происхождение их, на стоящее за ними нечто, иначе говоря, на единое сверхначало, – другого объяснения этому феномену наш ум не в состоянии найти…
Очевидно, что мифы, сами по себе, просто так и ниоткуда не взялись. Они были человеку даны извне или внушены свыше. Также как, по всей вероятности, и наш собственный разум… Далее этого я не иду… То есть не задаюсь вопросом, откуда сам сверхразум… Где-то же надо остановиться…
(Коллективное бессознательное, которому, по Карлу Юнгу, приписывается это знание, мало что нам говорит, ничего не объясняет, и тезис этот разрушается тем же простым вопросом, а откуда собственно в самом коллективном бессознательном это знание, откуда в нём взялись все эти вещи, – и здесь, в этом вопросе все опровержение данного тезиса).
Сам Мирча Илиаде замечает, что озвученные им архетипы есть лучшая и прямая иллюстрация воплощения на земле внеземных, пребывающих за границей нашего мира, вечных стационарных идей Платона…
Представляется, что Илиаде опосредованно через архетипы и, не исключено, вполне здраво обосновывает платоновский идеальный мир как нечто и в самом деле имеющееся в наличии где-то за пределами нашего и вообще постижимого нами мира.

Не одни гуманитарии, не одни теологи или философы, но и учёные с естественнонаучным уклоном, практики с мировым именем, стоящие у основания самых последних достижений современной науки, так или иначе в том или ином виде и сейчас приходят к подобным же, сходным с платоническими, убеждениям. И может быть, даже чаще, нежели в прежние времена.
Науке вновь и настойчиво обращается к осмыслению, к поискам, выявлению и, я бы сказал так, местонахождению вышеназванных платоновских «идей» в новых открывшихся координатах времени и пространства.
Мы уже касались идей Мирча Илиаде, Карла Юнга, Анри Пуанкаре, так или иначе связанных с платоническим мировоззрением.
Назовём ещё два имени.

В марте 2009 года лауреатом самой дорогой премии в мире, премии фонда Джона Темплетона «За достижения в исследованиях и открытиях духовной реальности» стал известный философ, старейший физик-теоретик, работавший ещё с Энрико Ферми и Нильсом Бором, один из основателей квантовой физики Бернар д`Эспанья (1.См. на сайте - http://www.blagovest-info.ru).
Им разработана – с опорой на квантовую механику – концепция гиперкосмического Бога, незримого царства, некой Независимой (нематериальной) Реальности, которой задаются все параметры и процессы, происходящие с веществом и информацией во Вселенной, но которая сама располагается вне Вселенной, вообще вне всяких доступных нашему разуму измерений.
Ну конечно, по сути эта та же платоновская философская доктрина эйдосов (идей) со всеми её атрибутами вечности, бестелесности и непостижимости, обозначенными как «завуалированный мир», но вынесенный вне мира.
Ещё один небезызвестный человек в науке, американский генетик Фрэнсис Коллинз (2.См.: Фрэнсис Коллинз. Доказательство Бога. Аргументы учёного. М., 2008), человек расшифровавший код молекулы ДНК, подходит к Богу несколько с другой стороны, со стороны биоинженерии. Он проглядывает Бога за решёткой ДНК или сквозь неё. В геноме человека Коллинз усматривает «божественные чертежи», язык, на котором Бог записал человека. Тут также, судя по чертежам (а это, надо полагать, всего лишь набросок) вполне можно судить о непостижимой, тончайшей и иллюзорной структуре самого Бога. И расположить его, пусть в неком ином, нежели у д' Эспанья, но столь же призрачном континууме, который Бог, верно, сам же и олицетворяет.
Это не совсем то же, что просто вера. Это тоже вера по сердечному чувству, но чувство здесь тем не менее опирается на тончайший анализ высшей и сложнейшей реальности, слишком сложной и утончённой, чтобы нашлось ей место в нашем земном мире… Здесь вера, построенная не столько сердцем, сколько умом и интеллектом…

2.
Дивно. Но все эти предположения, сделанные на основании научных открытий 20-го века, высказываемые, разумеется, в гипотетическом плане, предвосхищены вдохновенным полётом русской религиозной мысли ещё в первой четверти 20-го века, на базе также энциклопедических познаний. Я имею в виду работу Павла Флоренского «Мнимости в геометрии», его знаменитый девятый параграф (3.Павел Флоренский. Мнимости в геометрии. М., «Лазурь», 1991, стр. 44 – 51).
Оперируя категориями неевклидовой, «воображаемой», как заметил сам Лобачевский, геометрии, положениями специальной и общей теории относительности, вообще релятивистскими эффектами и уравнениями, поэтической фантазией и Божиим даром, Павел Флоренский в сугубо научном труде в последней главе его вдруг приступает к своеобразной географической и субстанциональной реконструкции Дантова ада, чистилища и рая, как бы они выглядели и выглядят сейчас согласно поэтическим указаниям автора, разбросанным в тексте «Божественной комедии», но будучи переведёнными на язык современной физики.
Это новый рай, который держится (и твёрдо) на математических и физических формулах и уравнениях, и в полном соответствии с наличной системой принятых и существующих в мире геометрических и физических констант и координат.
Жерлообразный скальный проход, по которому Дант и Вергилий спускаются в ад – это пролом, образованный при низвержении Люцифера с небес головой вниз, и в одно время, по Флоренскому, та самая кротовья нора, по которой, согласно последним гипотезам, как раз и можно попасть в иное измерение. Что и проделывается нашими героями с помощью метафорического кувырка через голову.
По вычислениям Флоренского и строго с представлениями античности, как тогда представлялось, это измерение находится на краю земли, край же земли – на границе между орбитами Урана и Сатурна. И именно там, по мысли автора, скорость тел достигает своего максимума (напомню, 300 тыс. км/сек). При такой скорости, в соответствии с теорией относительности, время исчезает (вот она, вечность), пространство сжимается до нуля (следовательно, Данта и Вергилия уже не существует как таковых, они превращаются в мнимости), а масса тел делается идентичной массе целой Вселенной (это можно трактовать как угодно, но очевидно, что только в категориях всеобъемлемых и абсолютных, которые могут принадлежать или быть приписаны только Богу или идее). Для сторонних наблюдателей, если, конечно, возможно такое наблюдение, Дант и Вергилий, как бы выворачиваясь через себя в своей существе, проваливаются в иную плоскость (мир, измерение), и там превращаются во все, а для нас в ничто, в мнимости, в стационарные, вечные и неизменные сущности или феномены, которые есть вообще, но которых нет в нашем мире.
Именно таков и именно там, на границе Урана и Сатурна, и покоится рай Данте в виде светоносной розы.
Но таков же и, следовательно, там же располагается и мир идей Платона. То есть, в сущности это одно и то же. Весь параграф девятый, по замечанию самого Флоренского, и есть собственно «пересказ в физических терминах – признаков идеи, по Платону…»
В отличие от современных физиков-мыслителей, того же д' Эспанья, Флоренский представляет этот мир как обратимый. Понятно, при наличии определённого рода и ряда условий (та же скорость света или даже минусовые, обратные её значения, то есть выше с). Другими словами, он не прячет веру за физической системой или концепцией, как это стыдливо случается с иными из физиков и в частности с вышеупомянутым, д' Эспанья (гиперкосмический Бог это как бы то ни было не то же, что монотеистический Бог). Системой только утверждается вера. И вера же приводит к системе. Рай Данте в интерпретации Флоренского не просто, как утверждает он сам, телеологичен, телеологичен в платоновском или аристотелевском смыслах, то есть в терминах не стеснённой догматическим богословием философии, он сугубо теологичен, то есть подразумевает в себе Бога в том понимании, как он есть в Христианстве… Больше того… Дело не только в утверждении Флоренским геоцентрической картины мира по истине, а не по форме или знанию… У отца Павла Флоренского есть одна замечательная проговорка, есть одно вырывающееся из глубины души восклицание, когда, говоря о признаках платоновских идей и мысленно всматриваясь в небо на эти, умозрительные, застывшие там, словно звезды, идеи, он восклицает: разве это не воинство небесное!
Да ведь это сугубо православная лексика! Выпестованная и укоренённая в традициях живого церковного предания! На месте идей так и чудятся ангелы!
Суммируя, можно сказать, что весь девятый параграф представляет собой некое триединство, а именно соединение – через физические принципы – платонизма с православным христианством. Скажем прямо – с Христом. Мы досказываем то, что, может быть, не успел сказать сам автор…

3.
Можно, разумеется, как угодно относиться к картине Вселенной, нарисованной Павлом Флоренским согласно разбросанным в тексте «Божественной комедии» авторским ремаркам о местонахождении библейского рая…
Но бесчисленным критиками и прямым врагам отца Павла как минимум стоит помнить (хотя бы то), что это только мысленный эксперимент, воображаемая реконструкция Дантова рая, гипотетический проект грядущего местопребывания человечества… Такая развёрнутая религизно-научная метафора, но выстроенная на базе энциклопедических познаний в равной степени как теологического, так и научного характера… Тут место, в котором гипотеза вырастает сразу из двух видов человеческого познания, которые отнюдь не в обязательном противоречии друг к другу, но, напротив, оплодотворяют одно другое…
И которое из них предпочесть нам?

4.
Стивен Уильям Хокинг, немой и бездвижный, – паралитик, сидящий в кресле, эту фотографию знает весь мир, – первая звезда в сонме наиболее известных и влиятельных физиков-теоретиков нашего времени, в сущности, олицетворение человеческого разума на земле, так вот, Хокинг путем силлогизмов приходит к следующему выводу. Вселенная была создана посредством Большого взрыва. До Большого взрыва не было ничего. Не существовало и самого времени. Следовательно, даже если допустить, что был Бог, у него не было времени на создание Вселенной. Вселенная не могла быть создана Богом (4.Стивен Хокинг, Леонард Млодинов. Кратчайшая история времени. СПб.»Амфора», 2006. Также см. научно-популярные фильмы на канале « Discovery» с участием Стивена Хокинга, в частности, фильм «Curiosity?»).
Хорошо. Но в глазах христиан настоящее утверждение ничего не значит. Ибо за две тысячи лет до Хокинга они предупредили этот тезис Хокинга простым утверждением: для Бога нет времени. Хокингу как физику лучше чем кому бы то ни было известно, что при скоростях тел равных скорости света (с) время исчезает, сводится к нулю… Таким образом, пребывая в месте означенных скоростей (мы делаем такое небольшое допущение) и рассуждая в духе Хокинга, мы могли бы сказать, если здесь нет времени, следовательно, нет и Вселенной… А как будут вести себя приборы в ней, мы также не знаем… Но она, Вселенная, есть… И так далее, и тому подобное… Учёная казуистика не лучше неучёной или любой другой. Сам Хокинг выдвигал не одну фантастическую научную гипотезу, которые были благополучно опрокинуты. Он даже заключал пари на истинность своих гипотез. И дважды их с достоинством и смирением проигрывал. И ничего. Мир не смеялся. И не иронизировал над Хокингом. И что поразительно, верил его гипотетическим умозрениям.

Но вот что любопытно…
Понятия мнимого пространства и мнимого времени, да, если говорить о мировой практике, то ввел их в обиход Хокинг. Но между тем об этих понятиях как минимум за полвека до Хокинга сказал именно Павел Флоренский и именно в разбираемой нами книге «Мнимости в геометрии», и в частности, в связи с картиной Дантовского рая… Хокинг – реалист. Флоренский – религиозный фантазёр.
В 1993 году американские спутники «Вояджеры» нащупали так называемую «гелиопаузу», область, по которой проходит граница нашего солнечного света, где он иссякает… Образно говоря, рассеянный солнечный ветер встречается с мраком и холодом космоса… И где начинается, -закавычим, – «свет другой». Но именно о границе того и этого света и шла речь в реконструкции Дантовского рая, только что граница эта называлась краем земли согласно геоцентрической картине Вселенной, как та представлялась античности и Данту и как её в согласии с ними именует и Флоренский (у нас же краем солнечной системы, что в принципе одно и то же)… Самое замечательное, что спутники зафиксировали её примерно в том же отдалении от земли, на которое указывал и Флоренский. Американцам – лавры. Флоренскому – тернии.

Теперь. Собственно о допущении Павлом Флоренским скоростей равных или больше скорости света, то есть минусовых её значений, в физическом поле которых и пребывает Дантовский рай и благодаря которым он только и возможен…

Напомню, скорость света есть постоянная и абсолютная величина – скажем так, – в пределах применимости СТО. Ибо придет час, и СТО сменится некой другой теорией, – такова диалектика,- и станет по отношению к новой картине Вселенной тем же, чем стала для СТО земная механика Ньютона. Однако законы её непротиворечивы и, значит, незыблемы, во всяком случае, для известной нам на данное время картины Вселенной. Даже только приближение скоростей тел, обладающих массой, к скорости света невозможно по той простой причине, что для этого им потребуется энергия, стремящаяся к бесконечной величине, а при скорости равной с, адекватной энергии всей Вселенной… Фотоны же света в силу природной своей летучести (движение это способ их существования) перемещаются с такой сумасшедшей скоростью оттого, что они не обладают вообще никакой массой, то есть масса их равна нулю. Мы не в состоянии разогнать до скорости света даже субатомную частицу, если она обладает даже только мизерным весом…
Рай Данте покамест только гипотетически возможен и только вне пределов законов СТО. Но эти законы, вне сомнения, нащупываются… О них ещё будет сказано ниже… Словом, если мы и можем утверждать, что Флоренский не прав, то лишь в отношении тех или иных деталей и частностей перевосозданной им Божественной фрески, как в одно время прав в отношении других – догадок и предвосхищений и, как чудится, в целом и принципиально – относительно существа и существования Дантовского рая… В самом деле, слишком много у русского священника (и учёного) вселенских догадок, предвосхищающих время и сбывающихся во времени, чтобы не окончиться в конце концов в неком финале сиянием не мнимого, но узренного нами всесовершенного инобытия…

Со скоростями же, теоретически приближающимися к скорости света или превышающими ее, происходит, согласно СТО, вообще иной отсчёт времени, когда время постепенно замедляется, а затем за порогом с теоретически должно идти и в обратную сторону, то есть к прошлому, от следствия к причине, от смерти к рождению… Мир переворачивается. И стремится в изначальное состояние. Будущее может встретиться с прошлым и оказаться в нем… При получении таких скоростей и управления ими – да, вероятностно управление временем. И, скажем, – удержание его, – одного рядом с другим. Как знать, может, Дантовский рай поделён в пространстве на временны;е секторы или сегменты… Сказал же Иисус ученикам своим: «В доме Отца Моего обителей много» (Ин.14:2). Но покамест и это свойство обратимости времени посредством скоростей вряд ли может быть использовано человечеством. Практически, как показывает СТО, скорости эти для материальных объектов недостижимы. Путь ко всем временам, стянутым воедино в Дантовском рае, если он существует, не исключено, существует в чем-то другом, пролагается через иные русла… Подобным же этому замечанием заключил параграф девятый и сам Павел Флоренский: «…у нас нет доказательств невозможности каких-либо иных средств». Именно такими словами завершается его книга. Вопрос не был закрыт. Но, похоже, что вектор, начертанный Флоренским, путь, проложенный им, в каком-то смысле – неумолим…

5.
Теория относительности, специальная и общая, известная под именем Эйнштейна, была подготовлена и разработана трудами многих великих европейских учёных на пороге и в самом начале 20-го века. Это общеизвестно. Мир тогда был взбудоражен. В одно время Планком, Эйнштейном и другими учёными были заложены основы квантовой физики. Но последняя как-то отошла в тень. Мир странных и непредсказуемых явлений на уровне субатомных частиц был слишком мал и ничтожен для экспериментальных исследований привычным инструментарием. Интерес учёных несколько подугас. И только с середины века, когда явились соответствующие технологии и механизмы для исследований, этот интерес возродился и дал ошеломляющие результаты. В теории и на практике встретились и сошлись макро- и микрокосмос. Сложение двух физик раздвинуло границы познания до бесконечности, как в глубь материи, так и в беспредельность мироздания. Стала возможной не только философская, но и научная постановка, научный поиск ответов на коренные и принципиальные вопросы бытия. Ну, скажем, моделирование процессов, при которых, пусть и относительно условно, и однако же может быть дан ответ на то, как произошел мир…
Я имею в виду создание в Большом адронном коллайдере под Женевой условий, при которых разогнанные до скорости света субатомные частицы сталкиваются между собой, в чем-то воспроизводя моменты вселенской истории, последовавшие за Большим взрывом. Кстати говоря, одной из задач экспериментов является поиск гипотетической частицы Хиггса, или бозона Бога, названной так за то, что она, по предсказанию английского физика Питера Хиггса, наделяет массой другие частицы, создавая тем самым гравитацию во Вселенной.
Книга Павла Флоренского была завершена в 1922 году.
Так вот. Последние полста лет, со времени, когда стали возможными практические (экспериментальные) подтверждения теоретических положений специальной и общей теории относительности, а также явившейся в одно время с нею квантовой физики, все это время вся физика, есть одна сплошная и нескончаемая попытка преодоления теории Эйнштейна (в немалой степени за счёт квантовой физики), выхода за её границы и прежде всего и именно в том направлении, как это ни странно и как ни парадоксально звучит, которое было пророчески предугадано и предсказано Павлом Флоренским…

6.
Я бы даже сказал так, это какие-то судорожные и маниакальные, идущие сплошным непрерывным конвейером и чередом в лабораториях Европы (Дания, Франция, Германия, Италия, Австрия), в университетах США, Китая, Японии, Австралии, попытки разгона субатомных частиц до световых скоростей, преодоления световой скорости и поиска, если не прямых доказательств, то хотя бы свидетельств обратимости времени… Больше того, можно сказать, – попытки переформатирования научным мировоззрением понятия самого времени и именно в библейском и евангельском их осмыслении и прочтении… Хотя, разумеется, экспериментаторы, в большинстве своем, были бы несколько смущены, когда бы нашли, что они льют воду на мельницу пророков, евангелистов и апостолов и в каком-то смысле приближают время Библии, по которому земное время, рано ли поздно, будет отменено… Так было предсказано две, и даже три тысячи лет назад – Библией…

7.
И был голос Иоанну на острове Патмос, и сказал он ему: «времени уже не будет» (Откр. 10:6). То есть, – в контексте откровения, – того, которое было для человеков… А будет уже не земное, не человеческое, но Божие – вечное, протекающее сразу во всех временах, время, как оно есть у Господа, будто за пазухой, для которого «один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Пет. 3:8). И для которого «тысяча лет, как день вчерашний» (Пс. 89:5). И время это будет для всех, всегда, везде и во всем.

8.
С 2006 года Европейский центр ядерных исследований (ЦЕРН), тот самый, в чьем ведомстве находится и БАК, в течение нескольких лет раз от разу объявлял о зафиксированном датчиками превышении скорости света частицами нейтрино, выпущенными из ускорителя под Женевой в подземную итальянскую лабораторию под Гран-Сассо, пока, наконец, 22.02.12 итальянцы не списали открытие на погрешности, допущенные измерительными приборами. Но опыты не были отменены. Европейцы нацелены на новые эксперименты…
Немецкие учёные из университета Кобленц-Ландау Гюнтер Нимц и Альфонс Штальхофен никак не собираются отказываться от аналогичного заявления, сделанного в 2007 году после опытов по перемещению фотонов между двумя призмами на расстоянии метра друг от друга, объясняя полученный ими результат особым законом квантовой механики – туннельным эффектом, что, якобы, не противоречит СТО.

Заявления подобного рода, несмотря на существующий запрет в СТО на превышение световой скорости, практически то и дело идут то с одной, то с другой стороны света, как от солидных коллективных научных центров и лабораторий, так и от отдельных учёных… Но достижение сверхсветовой скорости не есть панацея… Это только одно из направлений выхода за пределы специальной и общей теории относительности. учёные с разных сторон штурмуют теорию…

9.
Описание излагаемых мною ниже физических экспериментов упрощено донельзя (для краткости) и в силу этого же упрощения далеко не точно, но в данном случае для нас важнее иметь общее представление о проводимых учёными опытах.
В классической механике существует незыблемый закон, по которому одно тело может воздействовать на другое только непосредственно (скажем, путём столкновения) или через среду, через цепь других тел. Прочее – фантастика. Из области вымысла. Вот почему физики в начале прошлого века были потрясены теоретической возможностью дальнодействия – (исключающего любой контакт) – в квантовом мире, причём на неограниченные расстояния и на бесчисленное число других объектов. Не случайно Эйнштейн назвал это дальнодействие – жутким. Феномен исходил из теории так называемой квантовой запутанности, предполагающей зависимость состояния (параметров) одной частицы от состояния другой, находящейся рядом или удалённой на любое, в том числе, и бесконечное расстояние. И таких частиц, опять же, может быть немеряно, практически их целый континуум. Теория указывала на то, что при изменении состояния одной частицы, то есть в связанных между собой системах, адекватно меняется состояние другой или множества подобных частиц. И, наконец, изменения эти происходят мгновенно, в принципе, со скоростью, могущей многократно превышать с. (Правда, речь здесь не шла собственно о самих объектах, материи или энергии, но только свойствах этих объектов, представляющих собой виртуальную информацию, наподобие той, что мы получаем ныне в компьютерах, битах, плюсах и минусах…)
Однако это были только предположения, хотя и облечённые в физические формулы. Теорию нужно было поверить практикой, – (иначе не доказать её истинности), – научиться измерять параметры бесконечно малых объектов, передавать эти значения по специальным каналам связи и фиксировать изменения на другом объекте…
Пришло время… И научились…
Опыты привели к сногсшибательным результатам.
На практике было продемонстрировано явление мгновенной квантовой телепортации, то есть «перенос» через пространство изменённого состояния одной частицы на другую… При этом изначальные свойства первой частицы разрушались… Другая (через третью, для упрощения мы не говорим о ней ) наделялась её состоянием и становилась аналогом первой (5.Полно и связно передать суть экспериментов без того, чтобы у читателя не возникло вопросов, кажется, невозможно. Даже если это делает специалист. Я в этом убедился при чтении бесчисленных статей по квантовой телепортации. Совсем понять может только специалист специалиста).Что и давало возможность сказать о явлении как о телепортации. Конечно, здесь нельзя говорить в буквальном смысле о двойнике или клоне, поскольку речь идет лишь о перемещении состояния, но не самого вещества или энергии… И тем не менее… Это только начало… Уже телепортированы состояния не одних фотонов, но также электронов и даже атомов, включая стабильные ионы. На очереди телепортация свойств молекулы, вируса, бактерии… А там дойдёт, рано или поздно, и до человека…
Специфика настоящих опытов требует двух каналов связи – собственно квантового, – о нём ничего не известно, в смысле того, как и за счёт чего осуществляется перенос состоянии одной частицы на другую по этому каналу, – так и классического, с применением материальных светоносителей.
Так вот, в эксперименте швейцарских учёных из Женевского университета (2007г.) выяснилось, что собственно квантовое взаимодействие спутанных частиц при временно;м его измерении происходит со скоростью, превышающей скорость света в 100000 раз. Но поскольку в опытах задействован и обычный канал связи, то считается, что скорость не могла быть выше с. Такие вот тонкости…

Причём, тут любопытнейший момент… Опять же, слишком долго углубляться в подробности… Если, опять же, кратко, – речь о следующем.
Квантовое состояние частицы меняется от одних измерений, производимых над нею – это все равно, как если бы мы менялись от взгляда на нас, или от мысли, оценивающей, скажем, наш мозг…
Жуткий, по определению Эйнштейна, и – чудный мир, напоминающий библейский… Бог мог испепелить Моисея взглядом…
Все это говорит о том, что время, в принципе, так или иначе, обратимо…
И что Дантовский рай – принципиально – возможен… То есть, в данном случае, на уровне квантовых реалий… Вопрос в том, чтобы перенести возможности этого уровня на уровень макромира… Что, опять же, в принципе, вполне допустимо… Тогда и можно будет перенестись в любую точку мира, в любое измерение по мановению палочки… Ну этак через сто – двести лет…

10.
И ещё. Для объёмности впечатления.
Фотоны для опытов в запутанных системах сейчас получают и разносят между собой искусственно, на расстояния уже до десятков километров, – начинали же с метра…
Приоритет здесь за китайцами (научно-технический университет Китая и университет Цинхуа), которые в мае 2010 года сумели разнести фотоны на расстояние в 16 километров.
Причём классический канал связи между передатчиком и приёмником в лице оптоволоконного кабеля был заменён на лазер. Информация летела на кончике лазерного луча… По воздуху… В свободном пространстве… Читатель сам вправе решить, с какой скоростью движется лазерный луч…
Потрясающе!..
Придёт час, и объекты запутанных систем научатся находить и определять как они есть – в самом космосе…
Даже трудно представить и вообразить открывающиеся сверхвозможности…

11.
Есть ещё один путь… И сколько всего их, неведомо никому…
В рамках конгресса Global Future 2045, прошедшего в России в 2012 году, говорилось о том, что если учёным удастся в микромире прорваться дальше уровня «нано» (10 минус в 9 метра) до уровня 10 в минус 30, то на этом уровне нас ждёт многомерное пространство. В нем, по определению, не может быть ограничения на превышение скорости света (поскольку согласно СТО это касается только трёхмерного пространства), следовательно и ограничения на передачу сигнала, то есть информации, – и, значит, в принципе, добавляем от себя, по некой, покамест фантастической, аналогии с микромиром, станет возможным и в нашем мире создание таких условий, при которых окажется доступной именно та телепортация, то перемещение в иные измерения, которое и было осуществлено Павлом Флоренским в отношении Вергилия и Данта…
Для перемещений в многомерном пространстве вообще может не потребоваться световых скоростей, отпадёт нужда собственно в преодолении чудовищных расстояний, достаточно будет – потайной двери, чтобы войти в параллельный или иной какой мир, прячущийся за маской нашего мира…

12.
Так или иначе, в той или иной степени вся релятивистские эффекты специальной и общей теории относительности, все реалии, точнее сказать, ирреальности новой квантовой физики с её загадочным миром, в котором всё не так, всё наоборот, в котором частицы возникают ниоткуда и исчезают в никуда, где все непредсказуемо и будто бы беспричинно, нежели как в доквантовой физике, всё это как-то касается райской сферы Данте в реконструкции Павла Флоренского. Или наоборот.

Те же мировые линии в четырёхмерном геометрическом пространстве Минковского (введены в теорию в 1907 – 08 г.г.), – если говорить философски о них, эти некие геометрические абстракции, на которых, образно говоря, одновременно располагается наше прошлое, настоящее и будущее, – вполне вписываются в существующий вечно и сразу во всех временах рай Данте, или его иллюстрируют…

Тем более пребывает в русле похождений Данта и Вергилия теория времени всемирно известного русского астрофизика Николая Козырева (1908 – 83), которую он разрабатывал в течение всей жизни и которую можно считать своеобразной интерпретацией или, быть может, даже доказательством реальности вышеназванных мировых линий не в абстрактном, но в реальном их наполнении. Разумеется и опять же – если эта теория как-то подтвердится…
Я имею в виду прежде всего полученные и зафиксированные Н. А. Козыревым, совместно с инженером В. В. Насоновым (6.Козырев Н.А. Астрономическое доказательство реальности четырехмерной геометрии Минковского. В кн.: Проявления космических факторов на Земле и звездах. М.-Л., 1980. С. 85-93 (Серия: Проблемы исследования Вселенной. Вып. 9). Также: Козырев Н.А. Избранные труды. Л., изд-во ЛГУ, 1991) сигналы , идущие от звезд по линии их Вселенского путешествия, как из точек, в которых звезды видимы (то есть где, с учетом времени прохождения света, находились в прошлом), так и из невидимого спектра их координат (математически вычисленных), где они в действительности пребывали на момент экспериментов, а также из мест, в которые ещё только должны были попасть, то есть из гипотетического будущего…
Датчики в каждом случае равно фиксировали сигналы, притекавшие из бездны времени…
Астрофизики таким образом сообщались не с одним настоящим, но и с прошлым, по отношению к которому они были будущим, и с будущим, по отношению к которому они пребывали в прошлым… Эти опыты означали, что сигналы вообще как бы пренебрегали понятием скорости, которая была или минусовой, как у Павла Флоренского, ставя следствие впереди причины (будущее поперёд настоящего), или, по дополнительным параметрам опытов, означали, что есть некий особый канал связи, как у Нитца, в котором ничто не препятствует прохождению сигнала практически с безграничной мгновенной скоростью. Это ничто Н.Козырев назвал «пустой» точкой пространства (точка в физике может означать как абстракцию, так и сколь угодно большое и сколь угодно малое тело или объект, наделённый единством физических показателей). В данном случае «точка» – вся бездна космоса, ибо мир, по утверждению Н.Козырева, в одно время и материален, и пуст в каждой точке… Следовательно, и разнороден и в одно время един. Время все разом способно присутствовать и открываться в каждом и в любом пункте Вселенной…
Но ведь это, опять же, почти то самое библейское истолкование времени, о котором говорилось выше… (Это уже другой вопрос, что Николай Козырев самое время наделяет плотностью и скоростью, то есть теми функциями, которыми обладают масса и энергия, и так далее…)

13.
Даже беглый обзор некоторых событий в научном мире, несмотря на общую тенденцию к рационализации науки, подводит нас к той мысли, что по существу вся современная физика вольно или невольно ставит физические проблемы в той плоскости или у той черты, за которой стоят понятия слишком относительные и отвлечённые, либо и вовсе мнимые, либо столь же невероятные, тяготеющие к абсолютным величинам… Наука как будто сама и вновь подталкивает нас к вечным проклятым вопросам. Парадокс или знамение времени? Что тут сказать… Но, кажется, что прежде ничего подобного и в самом деле не было… Будто мы и впрямь стоим на пороге невероятных и как бы смущающих нас открытий, опрокидывающих все наши смыслы, – а если быть более точным, возвращающих человечество к первым, самым первым его откровениям и прозрениям, первосмыслам – оттого и смущающих…
Библейское прочтение и переосмысление мира, как это ни парадоксально звучит, представляется как бы все более актуальным и даже необходимым в свете современной науки…
Теология, вбирая научный опыт, как в случаях с Павлом Флоренским, Коллинзом и д' Эспанья, и опираясь на него, делается учением все более всеобъемлющим и универсальным, обретая вполне конкретные и внятные черты и в последних своих метафизических глубинах.

14.
Казалось бы, вот вновь пришло время Христа… Или во всяком случае, вот время, когда подготавливается новый приход Христа…
На это можно так ответить. Если и подготавливается, то именно в свете Апокалипсиса.
Да, с одной стороны как будто пришло время истинного понимания Христа. С другой. Христос совсем и окончательно изгоняется из общества. В чём дело? Дело, как представляется, довольно просто и в общем банально. Как это ни странно…

С эпохи Возрождения, напомню, наступает новое время, которое в общих чертах в вершинных своих проявлениях уже вполне соответствует индивидуалистской психологии человека индустриального и постиндустриального общества. Частью это время было подготовлено Средневековьем, частью отталкивалось от него, развиваясь в борьбе с ним и преодолевая его. Европа с середины прошлого тысячелетия словно просыпается ото сна Средневековья с его ирреальным временем, с его кошмарами, с его затверженной схоластикой, но и с его целокупностью, с его чувством света и тайны, которыми мир ежеминутно может быть преображен. Реформация (16 век) с отколовшимися от католиков протестантами это уже – и сразу – под маской благочестия – по сути почти атеизм. Под давлением идей Гуманизма, Просвещения и далее под знаменами Либерализма влияние христианского учения в обществе существенно ослабевает и почти сходит на нет. На авансцену истории выходит свобода и своеволие (Шопенгауэр, Ницше). В одно время совершается промышленная революция. Человек самоутверждается в собственной силе. Вот он, центральный момент. Человечество обуяет гордыня. Цельность мировоззрения покрывается трещинами. Знание узко специализируется. Мир распадается и дробится. Миром правит рационализм и прагматизм. Мир впадает в низость, в истерию хищничества и потребительства.
Христос (постепенно) исчезает из сознания цивилизации. Или если и присутствует в нём (как сейчас), то уже номинально.
Может быть, что весь этот этап есть в какой-то степени и необходимый этап в истории человечества. Но… Очевидно, что он затянулся… История в её нынешнем виде заходит в тупик. И уже по этому одному и вновь нуждается в смене своих парадигм.

«Раскрепощение» человеческой личности, начиная с эпохи Возрождения, и осознание человечеством в 19 веке собственной мощи, с её колоссальным разрастанием в веке 20-м, оборачиваются тектоническим цивилизационным сдвигом. Именно этот факт, и именно осознание собственной мощи, на мой взгляд, приводят к смещению основ человеческого бытия из плоскости отношений человека с Богом в плоскость отношений с самое собой. Проблема Бога, как ничего не решающего, заменяется проблемой человека – всё-могущего или всемогущего. И соответственно все коренные вопросы человеческого существования переходят из области, из юрисдикции, так сказать, Творца в область юрисдикции его создания.
Что же из этого получается…

15.
Мощь подразумевает и заключает в себе всё – власть, достаток, продление жизни … Управление живой и мёртвой материей… По взятой на себя роли Творца управление целой Вселенной. Поскольку сама мощь – от разума, – разум ведь производит идеи, по Канту, это уже усвоено как дважды два четыре, – то именно разум, в конце концов, фетишизируется и делается как бы человеческим Богом. Соответственно все силы теперь бросаются на постижение настоящего метафизического феномена. Ибо постижение это сулит фантастическое, в разы, увеличение объёма и качества самой мощи.
Панацея – так грезится – в создании искусственного интеллекта, аналога человеческого, но тысячекратно более быстрого и более, простите за повторы, мощного, под управлением человека. Сим интеллектом, так мнится, разрешатся все наши вопросы.
Одно тянет за собой другое. Разум хотя и есть категория виртуальная, но подразумевается в конкретном материальном органе, а именно в мозге, его носителе. Собственно мозг как объект и делается теперь исключительным приоритетом науки и общества (либо вскорости и исключительно таковым сделается). Все силы бросаются на мозг.
Поскольку сам мозг состоит из вещества, то, естественно, изучается все то, что видимо и зримо, что твердо и ощутимо – материально – на клеточном, молекулярном, нейронном уровне, и изучается, прямо скажем, методом тыка или ощупывания, вслепую, путём воздействия разного рода раздражителей на те или иные участки мозга и улавливания и фиксации ответных реакций…

Между тем… В соответствии с перенаправлением если не центра, то удельного веса научных интересов на разум, неизмеримо возросший в своём абсолютном значении для человека, и привязке протекающих в человеке феноменальных процессов к мозгу, то есть к сугубо материальному объекту, вопросы духа как бы в установленном сверху порядке (наука делается властительницей дум и законодательницей мод, к ней обращены все взоры) подменяются вольно или невольно вопросами плоти. Так называемые проклятые вопросы человеческого бытия также и вообще в глобальном масштабе смещаются к проблеме чистой материи, перетекают в материальную плоскость, привязываются и сводятся к утилитарным задачам. Та же проблема бессмертия теперь решается посредством физических манипуляций на уровне генома человека или метаболизма клеток, с помощью биоинженерии или химии, либо путем хирургического вмешательства и замены одних больных органов на другие здоровые… Не случайно тот же широко разрекламированный российский «Проект 2045» по совершенствованию человека предполагает всего лишь технологический (то есть чисто технический) апгрейд человеческого организма и соответственно – человеческого интеллекта. Постепенно и незаметно неумолимо философия, этика, эстетика практически лишаются смысла, становятся лишними, их место заступает здравый смысл, рацио, логика, счёт, которыми оперирует и к которым вообще апеллирует разум. Чудовищные подмены, о которых нет времени задуматься. Жизнь предсказуемо засыхает, человечество лишается одушевления… Мир профанизируется и опускается…

16.
Теперь ещё раз пройдёмся по уже обозначенной ветке, но несколько под другим углом зрения…
Ладно, казалось бы, c отходом от Христа и с утверждением материализма и позитивизма, мир должен был приобрести мировоззренческую устойчивость и стабильность, некую фактурность, объёмность, тяжесть и основательность, соответствующие самому понятию материалистического. Но на деле случается обратное.

Начиная с 19-го века, с колоссальным развитием техники и фундаментальных открытий в химии и в физике, и в 20-м, в связи с расщеплением ядра и овладением колоссальными потоками энергий, как я уже сказал, да, приходит осознание собственно человеческой мощи. С одной стороны.
Но с другой, приходит осознание шаткости мира и бытия, которые могут быть уничтожены самим человеком.
Разработанная Эйнштейном и рядом других учёных теория относительности становится, может быть, в сознании человечества не столько научным фактом, сколько неким метафизическим проклятием 20-го века, вносящим в самое Вселенную и бытие некую дополнительную неопределённость и двусмысленность.
Квантовая физика, наука, чьим объектом становится скорее ирреальный, во многом только мыслимый и незримый мир (микрокосмос), нежели мир реальный, с пугающей методичностью выдаёт нам обескураживающие нас картины иной и другой, новой, неизвестной нам Вселенной, которая все более приобретает черты ирреальности и иллюзорности…
Здесь все загадочно и почти непостижимо. Здесь все на грани…
Так, не исключено, поскольку Вселенная много тяжелее той, массу которой мы в состоянии просчитать на сегодня по известным нам в ней элементам и соответствующим их свойствам, то она не одна, их две, может быть, три, и так далее, до бесконечности… Вместо трёхмерного нам предлагается до девяти состояний и измерений пространства, которые не поддаются мысли. Вообще, нами открыто лишь пять процентов вселенского вещества… Прочее таинственно скрыто от нас… Допускается, что Вселенная в одно время может быть и жива, и мертва, как тот кот Шредингера в знаменитой логической ловушке австрийского учёного… Иначе говоря, существует и не существует… И так далее, и тому подобное…
Теории информационных полей, которыми пронизано пространство и из которых оно, в сущности, может быть, и состоит, окончательно превращает мир в фантом. Собственно информационный взрыв, развитие информационных технологий по экспоненте, за которыми не поспевает сознание, оборачивается действительной, а не мнимой информационной паутиной, в которой барахтается сознание и из которой уже не в состоянии выпутаться…
По существу Вселенная превращается в нечто трансцендентное и ирреальное, в призрак.
То, что Платон некогда именовал идеальным миром эйдосов в свете СТО и квантовой физики обретает как бы буквальное бытие или прочтение…
Правда, среди этих иллюзий вознёсшийся Христос предстаёт уже некой твердью и реальностью, может быть, последней из имеющихся.
Вот парадокс и странность нынешнего сознания.

Сведём выше обозначенные положения вместе.
Без идеи, без Бога – как ни странно – именно материальный мир – рушится… И, чудно – по каким-то таким законам – ну, казалось бы, превращайся во что угодно, нет же – превращается сам по себе со всей своей материальностью и вещественностью в иллюзию, в фикцию, едва ли в ничто… Странно, странно… Что за сумасшедшая логика материализма… С другой стороны…
Собственно внутренний мир человека обездуховляется, одереневает и – тяжелеет… Это такое состояние, которое стремится к состоянию камня… И человек проваливается (как будто) в ничто (по аналогии с миром Павла Флоренского), в иллюзию… И как уже ничто не связывает человека с небом, так и на земле ничто его уже не удерживает… И, чудится, не удержит…
Вот уже растворяется перед ним бездна…


Рецензии