Поэма Храм Сердца. Часть 71

Портрет отца Корнея императора Пустоглаза.
Чей взор очей более глубокий Пустоглаза или Любдура?
Какие Божественные Законы являются скипетром в руках царя?

Ещё один год канул в лета.
Враг беспощадный вдруг напал
По Воле Божьего совета
На Любодура. Он менял
Границ расширенные вехи
И конные вершил набеги,
И убивал мечом мужей,
И угонял жён и коней.
Кто же войною неизбежной
( Как наказанье за грехи
Братоубийственной руки )
Восстал душою неизвестной?
То - муж из царствия Покрас,
Отец Корнея, Пустоглаз.

Я опишу портрет словами
Его в движении и вам
Изображу черты маз`ками*
Прошедшего по головам
Жертв подданных к безумной власти.
Блеск алчных глаз безумной страсти;
Злобный огонь злобных ресниц
На ярком фоне бледно лиц;
Рот хитрый, тонкий и невзрачный;
Лоб, наползающий на нос;
Скул ниспадающий откос,-
Воссоздавали много-мрачный
Образ героя-старика,
Запечатлённый на века

Прим.: мазками( мазок ед. чис. )- наложение краски отрывистым и коротким движением кисти.

В сердцах людей, им побеждённых.
Чем же герой вельмож пленил,
Что вотчины уговорённых
В единое соединил
Царство Покрас? Быть может, словом,-
Угрозой или уговором?
Нужным подарком в нужный час?
Или направленным на вас
Игрой его меча глубокой?
Ничем герой не пренебрёг,-
И потому в кротчайший срок
Рукою хитрости жестокой
Смог своё царство укрупнить
И вотчины их подчинить.

Взор Пустоглаза, мне порою,
Бег рысака напоминал,
Летящего под злой осою,
Чиё гнездо тот растоптал.
Конь то бежит, то вдруг споткнётся;
Хвостом игривым отобьётся;
И повернёт и полетит,
Но та во след ему жужжит.
Он не смотрел в глаза вам прямо,
А тихо так, издалека,
Запоминая на века,-
О чём вам говорила дама
И что ответили Вы ей
Огнём блистательных речей?

Сравним глаз хитрых выраженье
И Пустоглаза и Любдур
По глубине их проявленья
На человеческих натур
На чашах совести. И что же
Увидим мы? О, милый Боже?!
Вес первой чаши много раз
Опередил второй на глаз!
Так белый слон, отягощённый
Брюхом своим, идёт к реке,
Но, мощным шагом удручённый,
Не замечает треск сучья -
И мнёт и давит муравья.

Нос Пустоглаза - царь дыханья!
Его на мой бы обменять,
Тогда б за доли воздыханья
Поэму смог я написать!
Я показал бы гор вершины
И нарождение лавины,
И солнце без карандашей,
Воздушных красок и кис`тей
Дыханье-уловимым носом.
Герой наш этот нос имел
И потому никто не смел
Сокрыть намеренье вопросом.
Запах его почует нос
И пресечёт ударом розг.

Мать Пустоглаза - Мелкодума,
Его отец - Люботиран
Любили властвовать разумно
В захваченных войною стран
Над оскорблёнными царями
И разорёнными князь`ями;
Учили сына быть царём
И содержать войска и дом;
Глаз зоркий становить на ближним;
Под страхом воинов держать;
Суду и казни предавать
Вельмож, дерзнувших словом лишним
На императора сказать
Иль словом умным намекать.

Каким же должен быть властитель
На нашей матушке-земле,
Чтоб царствовать, как повелитель,
Иль в Белом Доме иль в Кремле
По Воле Божьей вдохновлённой
И в каждом вздохе проявлённой?
Он - царь! Он должен быть суровым!
Он должен быть к борьбе готовым!
Но царь не может быть жестоким
И из-за страха убивать
Или в темницу заключать
Соперника. И гневнооким
Не может взором он блистать
И подчинённых унижать.

Я вам скажу:"Божьи Законы
Есть скипетр во руках царя,
Его смиренье у иконы,
Порыв души госуда`ря.
Три раза должен царь молиться
На день; и одухотвориться;*
И своё сердце очищать
И мысли злой не допускать.
Царь выбирает окруженье,-
Вельмож достойных чтить Закон.
И сам показывает он
Его народу воплощенье
Его величия в делах,
Поступках, мыслях и словах."

Прим.: одухотвориться - 1 значение -наполнить себя добрым, чистым и духовным
Светом пламенной молитвы.

Законы я напоминаю
Царям земным: Первый Закон-
Закон Движения. Я знаю,
Как забываем вами Он!
Закон есть вечное движенье,
Развитие и становленье
Великой Цели - Духом стать
И власть служеньем освещать.
Да! Да! Я не оговорился!
Я повторю второй вам раз,
Чтоб Вы запомнили наказ:
Правитель каждый день молился,
Гнёт власти одухотворял,*
Служенью людям посвящал.

Прим.: одухотворял - 2 значение - наполнить духовным содержанием ( Силой
Трёх Божественных законов ) каждую мысль, каждое слово и каждый поступок.

Движение он направляет
К Великой Цели каждый день;
На ближни цели разделяет
Её; и, позабывши лень,
Примером жизни вдохновляет,
Водительствует, возвышает
И окруженье и народ
И их на подвиги зовёт.
Так постоянное движенье
Возобновляет силы в нём,
И царь горит любви огнём
И держит цели направленье.
За ним идут: его народ,
Страна и страны, и весь род.

Второй Закон - Цели Великой,
А Третий - Остановки След.
Там царь по Воле Многоликой
Плод радости иль горечь бед
Пожмёт в назначенное время.
Он может снять поступком бремя
С шеи своей; и курс иной
Подкорректировать рукой
И выбрать верное решенье;
Пойти путём иным и стать;
На остановках проверять
Проложенное направленье.
Так мичман курс в морях на глаз
По маякам сверяет наш...


Рецензии