Как рулим, так и едим. Глава 41

.                Глава 41

                КАК РУЛЯТ ,ТАК И ЕДИМ

                « Судьба играет человеком.она изменчива всегда,
                то вознесёт его высоко, то в бездну бросит навсегда»
                ( Из школьного альбома.)

         По большому счёту развитие человеческой цивилизации и ход истории проходят через жизнь каждого человека.т. е. каждого из нас. Только , почему-то, мало осознаём. Живём, как говориться, хлеб жуём и не отдаём себе отчёта в том, что ход истории зависит от каждого из нас, от того, что мы не только творим, но и вытворяем.

            Каждый человек , появившийся по великой  счастливой случайности на свет божий, живёт для себя. Но как он, а вернее каждый из нас,  живёт это сказывается на других людях, с кем он прямо или косвенно соприкасается, контактирует, на кого распространяет своё влияние и в тоже время сам испытывает на себе их обратное влияние.

             Известно, героев нет, есть просто люди и всё зависит от того , в каком положении оказался человек в обществе, в государстве. И какими полномочиями наделён волей случая и благодаря собственным стараниям по воплощению в жизнь своих желаний.А желания у всех и каждого практически одни те же, так как мы -каждое поколение_ клоны от того, что первоначально сотворила природа по названию Бог.

                Первый полёт человека ( Ю. А. Гагарина) мало чем отличался от полётов Стрелки и Белки, которых посадили в капсулу и выстрелили на небывалую высоту, и она облетев вокруг шара, благополучно приземлилась на парашюте. Но с этого момента технический прогресс зашагал семимильными шагами, что подтверждалось появлением телевидения, которое позволило людям если и не быть  участниками , то хотя бы свидетелями , исторических событий.Увидеть своими глазами важнее чем просто услышать или прочитать.

               Самым большим и историческим событием окончания 64 года явилась новость, как снег среди ясного неба, о том, что 14 октября Н. С. Хрущёв «ушел на пенсию»

        Накануне  с утра пораньше нашу колонию посетил Зам  министра  МВД Казахстана полковник Волков. Оперативно ознакомившись  лично с положением дел в колонии, он на кратком совещании нач состава  предупредил всех нас, что ожидаются большие,(какие он не сказал) политические события , которые мы должны встретить спокойно, но быть начеку и обеспечить полный порядок в своём подразделении.
             Об отставки Хрущёва с поста Первого секретаря КПСС «по собственному желанию» нам , как и всей стране, стало известно на второй день из репродуктора, установленного в центре нашего посёлка. Это событие у меня вызвало не весёлые мысли. Вчера ещё было- «Ура! Ура!», а сегодня - «Караул!»

            И дело не в самом факте смены Хрущёва на Брежнева Леонида Ильича у руля государства, а в том, что пока человек у власти, его хвалят, а когда он теряет бразды правления его хают. Оказалось, что разоблачая  и развенчивая  «культ личности Сталина», Хрущёв проявил в дальнейшей своей деятельности   « волюнтаризм»- новое понятие, как будто можно что -либо сделать не проявляя волю и не прилагая усилия, чтобы планы,(мысли) превращались сами в дело.Оказывается , что Хрущёв подменил коллективное руководство  администрированием. Проявлял бахвальство и зазнайство, грубость и не знание дела.

            И это после 11 лет его руководства страной, после восстановления разрушенного хозяйства и начала покорения космоса, успешного жилищного строительства и обновления материально- технической базы строительства коммунизма.

                А в целом  Никита Сергеевич  как-то раньше времени пережил сам самого себя, не смотря на то , что в жизни за время когда он рулил государством, было повышенно благосостояние жизни людей. А всё , что осталось в памяти  после него, это повсеместное внедрение в севооборот «царицы полей-кукурузы» и квадратно-гнездового метода посадки картофеля.

                И что характерно, я не встретил ни одного сочувствующего ему. Те или иные политические события в стране мы воспринимает через призму личных ощущений, через то, как это меняет наше личное положение в жизни. А по скольку , это всегда не бывает однозначным, то сразу формируется противостояния, кто -за, а кто- против. Это активные стороны. А у большинства ничего не меняется. Это «болото» , на котором начинают «квакать  легушки», когда эти изменения начнёт затрагивать и их положение.

             Все люди не совершенны и чем вше их общественное положение, тем больше они оказывают влияние на людей государства.И этой участи не кому не избежать. « Разоблачив культ личности», тут же стали петь аллилую Хрущёву, как «верному ленинцу», а теперь надо исправлять последствия «волюнтаризма», а чем это завершится, станет ясным спустя десятилетия.

               Но , как говорится, война войной, а обед по расписанию.Смена лидера станет видна со временем, а на сегодня новое свидетельство успехов Советской науки и техники  запуск нового корабля «Восход» с тремя космонавтами на борту: Комаристовым, Феактивистами и Егоровы.  Слава КПСС !

               Осенняя пора- « пора очей очарования» посылала последний прощальный свой свой привет. С приходом ноября начались и зачастили неспешные обложные дожди. Ночные заморозки утяжелили листья на деревьях и они покинули ветви. Деревья оголились и всё тайное стало явным.

               В суете и заботах по уборке  урожая  закончилось бабье лето . Не без досадных  трудностей и не желательных потерь , всё что выросло за лето на полях, было убрано в закрома. Я за это время освоился в новой обстановке, вошел в курс дела  и освоился  в коллективе.Одно удручало меня, что с начальником колонии не было «единомышления» и «взаимопонимания», какие были у меня  с Аничкиным или Асташовым в Павлодаре.

               Зато я нашел общий язык с директором  вечерней школы Кулешиным Александром Федоровичем о повышении роли обучения заключённых на их исправления. Я ему стал активно содействовать ему в обновлении учебников и наглядных пособий, дисциплины посещений занятий, а он стал больше внимания уделять проведению дополнительных занятий и внеклассных мероприятий.

                По окончанию уборки урожая я получил первый урок по восточному гостеприимству, когда в застолье принимают участие только мужчины, а женщинам отводится лишь роль прислуги. На эту холостяцкую вечеринку «сабантуй», организованную заведующим подсобного хозяйства  Казрабаевым Нурбеком , по случую завершения уборки урожая, пришёл не один, а с Галей, чем все были нескрываемо удивлены., потому что с женой я был только один.

                Мы впервые сидели не за столом , а прямо на полу, на кошмах. По середине была расстелена клеёнка- « достархан», уставленная яствами. Основным украшением «стола»  была эмалированный поднос с горою отваренного мяса и головою барана и дюжиной бутылок водки «Столичная»

                После первых тостов за мир во всём мире и благополучное завершение уборки урожая, неловкость от присутствия меня с Галей , прошло. И чем больше ели и пили, тем мягче у всех становились сердца. О последствиях похмелья ни кто не задумывался.

              Лиха беда начало. С приходом слякотной поры, «пельменно водочной» погоды, продолжились « междусобойчики». Довольно частые застолья, куда нас стали приглашать, вызвали у Гали резкое осуждение и это предохранило меня от трясины и омута захолустной жизни. Во всяком деле- « лиха беда начало» Но благодаря тому, что я познал соль Галиных слёз, я стал отказываться от спонтанных предложений, и тем был сохранён своей судьбой. Это только говорят: « Пей, да дело разумей!».

                На 47 годовщину Великой октябрьской социалистической революции  к нам 7 ноября приехали родители на колхозном автобусе.Мы были несказанно рады их приезду , а они довольны тем, что мы,наконец, живём так близко. Что нас можно часто навещать.За осень мы сделали небывалые приобретения-купили холодильник «Днепр», пианино «Рекорд».диван -кровать. и кухонную утварь.К зиме жизнь начала входить в свои, желаемые для нас , берега. Одновременно появились слухи о возможных для меня переменами по службе.

              Для встречи Нового, 1965 года мы с Галей впервые в доме установили ёлку и с этого года мы её начали ставить каждый  Новый год, пока не выросли сначала наши дети, а потом и внуки.

              Главная новогодняя ёлка в посёлке была установлена в детском саду  и здесь же был организован праздничный утренник, на который в качестве Деда Мороза был приглашен я. Наряженный в красный халат, с белой раскошенной бородой, с волшебной палкой в руках и мешком подарков за плечами я был с неописуемой радостью и восторгом встречен детворой и мамашами.

 Я поводил  вместе со снегурочкой хоровод вокруг ёлки, выслушали выступления детишек, раздал подарки и не разоблачаясь от наряда Деда Мороза по всему посёлку провёл за руку свою дочурку Галочку на зависть всей соседской детворе. Она меня не узнавала как отца, а воспринимала за настоящего Деда Мороза. Потому что в свои 5 лет сама была безкрылым ангелом.

            Перед заходом в квартиру я оставил её с Галей, а сам зашёл к соседям переоделся, а когда вернулся домой, дочь мне с гордостью , с блеском счастливых глаз  поведала, что её сам Дед Мороз привёл домой, какой он большой и красивый, и сколько у него детских подарков. Только в детстве дети верят в сказки и волшебство и от этого бывают по настоящему счастливы. Мы сделали всё, чтобы её не разочаровать.

             Снежная и не очень холодная зима 654 года  быстро прокатилась на своих санях без чрезвычайных происшествий в колонии. Столичная публика вела себя в зоне без особых нарушений  установленного режима.  На производстве вязали веники из выращенного летом сорго, клепали из чёрной жести хозяйственные вёдра, а из оцинкованной жести банные тазики. В швейной мастерской шили рабочие рукавицы, строчили спец одежду для заключённых других лагерей.

                Учились в вечерней школе, участвовали в художественной самодеятельности и спортивных соревнованиях. Ежемесячно в отрядах проводились собрания с обсуждением итогов труда и поведения.

Я поставил дело так, что раз в квартал выездной суд на территории зоны проводил заседания и рассматривал представления администрации колонии на условно досрочное освобождение  «вставших на путь исправления» заключённых.  Это положительно сказалось на укреплении общей дисциплины,  не было нм одной попытки к совершению побега. Но за прошедшее время ни один заключённый не выделился из массы своей оригинальностью и не запал мне в душу, как скажем Вершинин, Лумер или Тасуев.

           С наступлением апреля в посёлок окончательно пришла весна. 7 апреля в квартире надоедливо досадно зажужжала , не известно от куда взявшаяся , большая чёрная муха. Настывшиеся за зиму деревья под лучами солнца стали облачаться в новый зелёный наряд. В палисадниках под окнами домов загалдела детвора.

           В моей работе, а следовательно и в жизни нашей семьи наметились без нашей воли  перемены.Так судьба играет человеком, когда человек « играет на трубе». Не видимые нити -узы судьбы связывают нас с другими людьми в силу сложившихся обстоятельств взаимодействия по месту работы и жительства.  Но кормило , которым управляется корабль твоей жизни находится в твоих руках и поэтому за тобой остаётся конечный выбор принять предложение или отказаться от него, сказать-да, или сказать-нет и стоять на своём решении, потому что любые последствия , как в одном случае, так и в другом   расхлёбывать тебе самому и от этого будут ли радоваться или страдать окружающие тебя близкие люди, а это  прежде всего твоя семья-жена и дети-, требуют хорошо продуманного , трезво взвешенного решения.

             Все важные решения правительства в государстве  прямо или косвенно влияют на поведение сограждан. Так для сокращения уровня преступности в стране было опубликовано  Постановление Партии и Правительства о реорганизации детских воспитательных колоний в специальные школы -интернаты и профтехучилища закрытого типа. Для содержание в них   «трудных» детей из не благополучных семей и совершивших правонарушения, но исключающих уголовную ответственность по возрасту.

            Все истоки преступной деятельности личности, как правило, начинаются с детства. Человек начинает расти и развиваться с пелёнок. Основы его характера закладываются в раннем детстве. когда  формируются его моральные качества, направляющие поведение человека.

          Особый период в жизни человека-подростковый период-ложная взрослость. Такие люди, как «плод до времени созревший, не радует ни вкуса и ни глаз».  Да и народная мудрость поучает, что воспитывать человека надо, пока он  поперёк лавки лежит, а не по вдоль. И у меня появилось желание перейти именно в такую школу или училище и перекрыть по примеру А. С. Макаренко , путь трудным детям в преступный мир. Всякое излечение бывает успешным, если оно начинается с ранней стадии заболевания, тело это или душа. Всякая дорога начинается с первого шага.
               Кто-то сказал, что наши недостатки -продолжение наших достоинств. И я с ним согласен. Юношеское моё стремление к идеалу наложило свой отпечаток на мою дальнейшую жизнь. Так обучаясь в 10 классе , я пережил внутреннее желание прервать учёбу и поехать поднимать целинные земли. Этот  романтизм не выветрился у меня и после , когда я познал на своём собственном опыте оборотную сторону медали жизни. И вновь мне захотелось идти туда, где всё только начинается.

             Но я тогда ещё не знал, какая это сложная, трудная и ответственная работа с подростками, нежели со взрослыми , видавшими виды заключёнными строгого режима, что буквально ждало меня завтра впереди.  Не зря говорится, что не зная броду, не суйся в воду. Но если бы все поступали так разумно, то мы бы до сих пор сидели на берегу и ждали, кто найдёт этот брод. Одни живут , чтобы есть, другие едят , чтобы жить.  В этом и вся разница.

            В середине апреля ночью прошел первый с грозами тёплый весенний дождь. Беспрерывные всполохи молний и следом за ними оглушительные раскаты грома не давали спать, тревожили и радовали одновременно. Дети спали беспробудно.  К утру всё утихло. Воздух после грозы был по особому чист и свеж, пахло озоном. Под лучами солнца , оставшиеся на зелёных листьях, капли дождя засверкали брилиантовыми  переливами.

            В газете «Правда» была опубликована статья «О серьёзных недостатках в подготовке педагогических кадров» . Эта статья  подтверждала, что я не зря окончил  пединститут  и что мои намерения, возникшие как бы сами собой, перейти на работу в спец школу соответствует духу времени. Приспособление организмов к окружающей среде не рушимый закон  природы и необходимое условие жизни. А человеку ещё необходимо идти в ногу с духом времени, в котором ему довелось жить.

            В работе с осуждёнными, где на первый план выступает задача «держать и не пущать», а потом уже все остальные , особой интеллигентности  не требуется. Есть Положение, Устав и Наставления, Указания и Приказы с верху на основе Законов. И руководящий принцип: « Приказ начальника-закон для подчинённого».  А от сюда -лень и бездумье: « Нам с тобою думать неча, если думают вожди». На это принципе процветают чинопочитание и подхалимство.

              Бороться с преступностью надо с устранения причин,её поражающих, а не с её следствием.Воспитанием следует заниматься в семье с самого раннего детства, со школы, когда развивается характер и закладывается гражданская сознательность  и ответственность за своё поведение перед обществом.

               Весна 1965 года омрачилась новым обострением международной обстановки в связи  вооруженного вмешательства США  во внутренние дела  Вьетнама, где шла гражданская война  между сторонниками социализма и капитализма.  Из Коммюнике об итогах Советско- Вьетнамской встречи на высшем уровне было заявлено, что СССР  намерено послать во Вьетнам  наших добровольце. В воздухе снова запахло реально порохом и в душах людей усилилась тревога о возможно  перерастании локального конфликта  во всеобщую мировую войну.  После  Победы  1945 года прошло 20 лет, за которые выросло новое поколение, а история свидетельствует, что через каждые 20 лет  в Европе происходили войны. Угроза миру была такой же реальной, как и ныне в 2015 году, в связи с гражданской войной на Украине...Остаётся только надеется , что все происки американского империализма закончатся , хотя и большими страданиями граждан, но малой кровью.

                22 апреля мы с  Галей торжественно на весь посёлок отметили моё 30 летее. Приём гостей устроили в общественной столовой посёлку, куда пригласили весь начальствующий состав , с которыми мы были фактическими не только сослуживцами , но и фактическими соседями. Через весь зал составили в один ряд все столы, уставили их бутылками марочных вин Алма-Атинского производства. Из станции Или привезли бочку пива с ручным насосом для разлива . Повара приготовили разнообразные яства и закуски. И мы закатили пир на весь мир...

                Был выходной день. Застолье длилось  пока не опустошили все бутылки и пивную бочку. Застолье прошло весело, но мужчины остались не довольны от того, что на столе не было ни одной бутылки с водкой. Вот здесь мы с Галей опростоволосились и дали маху.не выставив водку по идейным соображениям. Какими  же мы оказались пионерами в красных галстуках  среди  пьющих и курящих .Это был наш прокол, но нет худа без добра. Дело в том, что и без водки , кто хотел , тот напился, а ст. лейтенант Цыпайкин даже перепил и с ним случился сердечный приступ. Он упал в обморок и его едва отходили.

                У меня до сих пор мурашки по коже, когда представлю, что бы было в случае его смерти.  Мне бы  пришлось ответить по полной за «организацию коллективной пьянки на рабочем месте». А наш жилой  посёлок был и фактическим нашим рабочим местом. Но всё хорошо, что хорошо кончается. А мы получили полезный урок на всю оставшуюся нам жизнь.

            1 мая я весь праздничный день провёл в зоне, будучи ещё и ответственным дежурным по колонии. Я прочитал в клубе для всего контингента  лекцию о  « Между народной солидарности трудящихся всех стран» А после праздничного обеда  был показан фильм « Весёлые ребята» Ночь прошла без происшествий.

                На второй день, когда я отдыхал и занимался хозяйственными делами дома, из штаба колонии принесли телефонограмму  о том, что в понедельник, 3 мая  мне надлежит явиться в министерство к начальнику особой инспекции к подполковнику Аппорбекову.

                Эта телеграмма вызвала тревожные переживания своей неожиданностью и неизвестностью , почему в инспекцию и по какому вопросу?Выходной день прошел в утомительном ожидании , но ни какой я вины за собой не чувствовал.

                3 мая перед поездкой в Алма-Ату мне передали письмо из Павлодара от Вершинина, которое им было написано ещё 10 апреля, а дошло до меня только . Я его прочитал уже в машине по дороге в столицу.  Он писал:

                Володя, ты прости меня, но ты перестал носить мне духовную роскошь,и я посчитал тебя за начальника режима. Ты крикнул на меня, потом обвинил меня в том, что я творю и жалуюсь , а я не из тех. Когда меня побили, Завялов предлагал  завести дело,но я ответил: «Не надо, у них семьи и дети.»

            Потом я не хотел говорить с тобой в присутствии этой дебильной особи.

        Это письмо я пишу тебе кровью и слезами ...Трудно мне, очень трудно. Зачем ты пробудил меня? Уже неделю я не сплю ночей... подушка мокрая от слёз. В голове лишь ты и Галя.

                Какие вы замечательные люди! О, жизнь, познал ли кто твои глубины , как я? Страшного ничего не произошло, но оно может случиться ..

           Если ты не приедешь по получению этого письма, и если у меня не хватит духа выдержать, забываясь в работе, то поверь, я труп.  Я или зарежу себя,или кинусь на запретку.

                Скорей, если осталось в тебе частица той кровной заинтересованности.

                Юрий.
                10 апреля
                1965 год.

          Сердце моё больно сжалось, как от приступа стенокардии. Со дня написания письма прошло три недели. По штемпелям на конверте было видно, что письмо пришло действительно только сегодня, а где оно странствовало 23 дня, одному богу известно.

                Я не мог полететь к нему снова на крыльях Аэрофлота, как это сделал 3 года назад.из Павлодара в Омск, когда узнал из письма его матери , что он снова оказался за колючей проволокой.

                Я не смог бы полететь, если бы письмо пришло без задержки, но смог бы ему написать срочно письмо...А сейчас? Мотор автомашины натружено гудит и везёт меня самого в ещё неизведанные дали...

                Что я мог поделать в этой ситуации, как мог подставить Вершинину  своё плечо? Кроме того, я в замешательстве, что от меня хотят в особой инспекции министерства? Очевидно, чему быть, того не миновать...

             Я положил конверт с письмом во внутренний карман кителя...В голове выплыли строчки из  Полежаева  : «...не разцвёл и отцвёл в утре пасмурных дней...»

             Всё , что имеет начало, имеет и свой конец. Не всё во власти человека.  Есть обстоятельства, не только природного характера , которые не подвластны человеку, но бывают и обстоятельства не преодолимые и по расстоянию и по времени, для преодоления этого расстояния.

          С тех пор вот уже прошло 50 лет, а я помню о Вершинине, как о той синички, которую я вызволил из лужи раскалённого чёрного битума, в которую она влипла своими лапками и сама не могла взлететь. Но она не полетела в голубое небо на встречу животворного солнца и тогда, когда я её выпустил на свободу из своих рук.

                За истекшие пол века . а сегодня ,когда я дописываю эти сроки, на дворе  на кануне праздника Ильи Пророка ,11 сутки идёт августовский дождь 2013 года, до меня от Вершинина не пришло больше  ни одной весточки. Дальнейшая наша жизнь сложилась так, что мы разошлись ,как в море корабли, не оставив после себя и следа...

                И мне снова ,как реквием, приходят на память строки из Полежаева: « Не разцвёл и отцвёл в утре пасмурных дней»...Да прости мне Всевышний все мои прегрешения.....


Рецензии