Озеро

   Впереди расстилалось идеально ровной гладью озеро, сверху напоминающее идеальной формы овал. Озеро это было окружено со всех сторон горами, настолько высокими и отвесными, что они более всего напоминали некую непреступную стену, охраняющую озеро со всеми его секретами. А вершин этих гор и вовсе не было видно – настолько велики они были. Всё, что было подвластно взгляду, устремлённому вверх, – это тёмно-синее безоблачное небо, заполненное до краёв мирно сверкающими, подобно лучшим алмазам мира, звёздами, стерегущих убывающий диск луны. Кроме этого здесь можно увидеть лишь небольшой клочок земли с сочной зелёной травой, ковром лежащей сверху, и две фигуры, сидящие плечом к плечу, молчаливо и умиротворённо.
 
   Это место – особенное. Его нельзя найти на карте мира или где-либо ещё. Здесь нет времени, а физические законы и вовсе ненужная в этом месте вещь. Нет здесь погоды и температуры: нельзя увидеть дождь, снег или хотя бы солнце. Нет суеты или бытовых проблем. Всё это осталось за гранью, где-то там далеко, за надёжными горами.
 
   Это место – единственное. И стоит только забраться на вершину горы и взглянуть на горизонт впереди, как исчезнет и озеро, и небо со звездами и луной, а горы превратятся в равнину, покрытую растительностью с живо ползающими насекомыми. Время же снова начнёт свою бесконечную гонку, а тело начнёт притягиваться к земле под действием силы тяжести. И сколько бы стараний ни было приложено – назад дороги нет, все пути к озеру стёрты, да и само озеро больше не существует.

   Это место – то, где находятся только двое, сидящие настолько рядом на маленьком кусочке земли, что порой кажется, будто бы это только один человек, отбрасывающий тень. Внешность первого человека довольно незаурядная – она ровно такая, какой кажется с первого взгляда. Это девушка. Внешность второго – кривое отображение внешности первого. Это мужчина.

   Большую часть времени эти двое сидят молча, но иногда абсолютная тяжёлая тишина вздрагивает, когда девушка начинает разговор. Она всегда заговаривает первой. Так было всегда, так есть и так должно быть.

   - Как долго мы здесь сидим? - спросила девушка, говоря как можно тише, чтобы не сильно докучать тишине.
   - Больше, чем мгновение назад и меньше, чем будем через мгновение, - ответил мужчина. Он всегда давал неоднозначные ответы. Но это было всего лишь спецификой отношений этих двоих, без которой их общение было бы невозможным.
   - Но у меня есть дела. Возможно, мне уже пора, - неуверенно сказала девушка.
   - Какие, например?

   «Важные», хотела сказать она, но не решилась. В том мире, из которого она пришла у неё действительно была целая куча дел. Там ей было восемнадцать, ровно столько, чтобы она могла считаться в том мире взрослой. А у взрослых всегда множество дел. Конечно, сейчас она только лишь начала жить взрослой жизнью, однако она знала, что ей подобает быть ответственной и продуктивной – это то, чего ждут от неё все и что она должна дать. Взамен она получит награду – почёт, финансовую стабильность, спокойствие за завтрашний день и удовлетворение собой. И вот, в том мире она студентка, живущая от сессии к сессии, понимающая всю важность усердия в учёбе и необходимость преуспевания в ней. Помимо этого она должна не забывать посещать спортивный зал, чтобы держать себя в форме. Зачем? Чтобы нравится людям, чтобы привлечь «того самого», чтобы завести потом семью. И если всё это занимает примерно девяносто процентов свободного времени, то оставшиеся десять она тратит на хобби, на друзей. И эта жалкая одна десятая действительно то важное, что заставляет жить, даёт желание двигаться дальше. Девушка знает правила игры «жизнь», она знает, как играть и что делать. Но…

   - Почему ты сомневаешься? – спросил мужчина у девушки.

   Она промолчала, не зная, что ответить.

   - Ты сомневаешься, потому что ты не знаешь, верно ли ты живешь. Потому что не знаешь, ты ли выбираешь направление своей жизни или за тебя его выбирают другие, а возможно твой путь был предопределён ещё очень и очень давно. Не так ли? – ответил за неё мужчина.

   Девушка кивнула, и тогда собеседник продолжил.

   - Но более всего тебя коробит то, что почти всё твоё время уходит на вещи, которые едва ли приносят тебе удовольствие. И вот ты приходишь уставшая, допустим, с учёбы в то место, которое для тебя является домом, и понимаешь, что на самом-то деле вся неприятная рутина на сегодня не закончилась, и что пока у тебя есть силы держать глаза открытыми, ты будешь стараться уменьшить количество навалившихся на тебя дел. И когда ты сделаешь свой максимум на этот день и ляжешь спать без снов, какой будет твоя последняя мысль?
   - Что завтра надо доделать то, что я не успела сделать сегодня.
   - Верно. А если ты доделаешь все эти дела, что случится потом?
   - Не знаю, - задумчиво произнесла девушка.
   - Почему?
   - Потому что такого пока не случалось.
   - Почему? – повторил мужчина.
   - Потому что завтра у меня появятся ещё новые дела в совокупность к первым, - заключила она, уверенная, что нашла верный ответ.

   В следующее мгновение над озером снова стало мертвенно тихо. Девушка уткнулась взглядом на ровную гладь воды в озере, отливающую серебром. Мужчина же смотрел в её сторону, но как будто не замечая её. Глядя на воду, девушка вдруг поняла, что всё озеро было серебряным, будто отлитым из металла в ровную овальную форму. Она посмотрела на небо, решив, что это лишь причуды небесных светил делают водоём таким необыкновенным. Но снова взглянув на озеро, девушка уже была полностью уверена, что вода серебристая сама по себе, а не потому что где-то там в бесконечно далёком пространстве находятся звёзды, которые стремятся поделиться своим светом со всем, чего они смогут коснуться.

   - И тебе это не нравится. Не так ли? – как бы между делом поинтересовался мужчина. И затем уточнил – Я о новых делах каждый день.
   - Смотря какие дела, - ответила девушка.
   - Те, которые занимают у тебя больше всего времени. Те, от которых ты бы с радостью избавилась, будь у тебя возможность.
   - Да, не нравится. Но я знаю, к чему ты ведёшь. Я занимаюсь ими, потому что так надо, я думаю о последствиях, об ответственности, возложенной на меня. Да и вообще, это логично и правильно. Мы все вынуждены заниматься порой тем, что нам не по душе, стремясь к поставленным целям. Так делают все, иначе нельзя.
   - То есть ты такая же, как все остальные? – без капли ехидства поинтересовался собеседник.

   Девушке стало обидно. Она всегда ненавидела, если её сравнивали с кем-то, а тем более ставили с кем-то в одну линию. Едва ли что-либо на свете так задевало её самолюбие так же сильно, как это. Потому в этот раз, как и всегда, она надула губы, а взгляд уперла вниз – в траву под ногами, почти что касающуюся серебряной глади озера.

   - Нет, я не такая, как остальные, - наконец, с чувством выпалила она.

   Мужчина посмотрел на девушку, как ей показалось немного снисходительно. Однако на самом деле, его лицо не выражало ровно никаких эмоций, и не выражало никогда.

   - И почему же ты особенная, - спросил он.

   Девушка ожидала этого вопроса, но не знала, как бы лучше на него ответить, чтобы доказать раз и навсегда ему (и себе), что таких как она быть не может, что именно ей предназначено быть лучше остальных, именно ей предстоит жить счастливо, на уровень выше остальных. И если в голове девушки всё это казалось настолько элементарным, то подобрать слова в свою защиту казалось почему-то делом непостижимым.

   Мужчина поерзал на месте и вдруг сфокусировался на лице девушки. Такого раньше не случалось.

   - Почему ты молчишь?
   - Я не молчу, я просто подбираю слова, - виновато протянула девушка.
   - Слов многие тысячи, тебе не хватает? Мы можем придумать новые, если хочешь.
   - Нет-нет, - вздохнула она. – В общем, я уникальна хотя бы потому, что я – это уникальный набор генов, полученный от моих родителей, у меня уникальная внешность, голос, родинки. Также я одеваюсь, как нравится мне, у меня есть свой стиль.
   - Что ещё?
   - Ещё у меня уникальный характер со своей комбинацией черт, накопленных за жизнь, некоторыми из которых я горжусь, а от других хотела бы избавиться. Но это не суть. Но самое важное, - вдохновённо заговорила девушка, - мои взгляды на жизнь, моё мировоззрение – всё это принадлежит только мне, потому что только я их создала и выносила.

   Закончив, она повернула голову к мужчине и посмотрела в его глаза. Они были похожи на её глаза, разве что более тёмными, и девушка никак не могла точно определить их цвет. Но что самое важное, она ни разу не смогла определить по его глазам, что он чувствует. Глаза мужчины были красивы и выразительны, но выражали они только спокойствие и недостижимую отстранённость.

   - Трудно говорить об уникальности, когда ты используешь тот же язык, что и миллионы других людей и те же слова, которые звучали когда-то в устах других людей, доказывающих свою уникальность.

   - Но как же мне иначе доказать тебе, если не использовать речь для этого. Так выражаются люди, так устроено общение и так общаемся мы с тобой.
   - Я же предлагал тебе придумать новые слова. Разве нет?
   - Хорошо, - теряясь, согласилась девушка. – Но это не меняет того, что я человек, не похожий на остальных.
   -  И это сомнительно. Ты только представь себе число в семь миллиардов. Столько людей в мире, откуда ты родом. Должно быть трудно для воображения. Поэтому сначала вообрази себе свою семью. Это трое – ты, твоя мать и твой отец. Пойдём дальше – твои бабушки и дедушки по отцовской и материнской линиям. Уже семеро. Добавим сюда всех далеких родственников, столько, сколько было на свадьбе твоей двоюродной сестры. Это около сотни. А сто человек – это уже большое число, согласись. Но и оно совершенно ничтожно по сравнению с армией великого древнего полководца, где было сорок тысяч человек. И если сорок тысяч когда-то способны были сотрясти мир, то сегодня это число ничего не значит. В части стран в сутки рождается более сорока тысяч людей. И среди миллиардов людей эти новорожденные теряются, будто иголка в стоге сена. И вот попробуй после этого представь семь миллиардов людей, стоящих на огромной равнине. Можешь ли ты увидеть всё то место, которое они занимают, способна ли ты вообразить это? Если можешь, то твоё воображение исключительно. Но сейчас не об этом. Лучше подумай, неужели среди семи миллиардов людей не найдется человека, похожего на тебя? Человека, обладающего внешностью, голосом, вкусами и предпочтениями, похожими на твои? Семь миллиардов шансов, не так уж и мало.
   - Но я не думаю, что они будут обладать те ми же вкусами и взглядами, что и мои.
   - А что представляют собой твои взгляды, под действием чего они появились?
   - Они результат моего жизненного опыта… - начала девушка
   - … основанного на жизненном опыте людей до тебя, на их взглядах на жизнь, а также на взглядах твоих современников. Ты только лишь выбираешь, что тебе ближе по душе. Так, ты читаешь книгу, и перенимаешь идеи автора в зависимости от того, близки ли они тебе по душе или нет. Смотришь спектакль в театре, выступление спортсменов на соревнованиях – всё это генерирует твои вкусы и взгляды. Но ты не создавала их сама, ты только лишь выбирала из предложенных тебе установок, - закончил мужчина.

   Затем помолчав, он добавил.
   - Но всё, что ты видишь вокруг себя, когда идешь, например, на учёбу или в кино – всё это кто-то придумал до тебя. И зачастую, эти изобретатели были первыми среди остальных – теми, кто именно создавал, а не потреблял. И когда-нибудь ты тоже можешь стать создателем. Сейчас ты молода, и тебе нечего предложить миру. Но это только на данной поре. Ты живешь так, как подобает жить, как правильно жить – перенимаешь опыт поколений и поколений людей, и этот базис, вполне вероятно, будет тем, на котором ты сможешь создать в своё время что-то настолько удивительное, что людям вокруг останется только раскрыть рот и ахать.
   - Тем не менее, выходит, что я не уникальна? – грустно спросила девушка. – Но ты упоминал душу, что по поводу неё?
   - А вот это верное замечание, - сказал мужчина.

   Он подался корпусом вперёд и дотронулся до озера. И вдруг по идеально ровной глади воды пошли многочисленные волнения, начинающиеся в том месте, где мужчина дотронулся кончиком  своего пальца до воды, разрастающиеся и заканчивающиеся где-то вдалеке. Мужчина дождался, пока озеро снова не станет представлять собой монолитную ровную поверхностью, и тогда произнёс:

   - Что ты видишь перед собой?
   - Ну, вижу озеро, горы и тебя.
   - А теперь наклонись к озеру и скажи, что ты видишь теперь?

   Девушка сделала так, как сказал ей мужчина. Склонившись над озером, она увидела серебро, отливающее от воды и своё отражение – черты своего лица, глаза, нос, рот, спадающие вниз волосы, увидела свои плечи и часть торса.

   - Я вижу себя, - сказала она.
   - А теперь закрой глаза и взгляни в своё отражение по-новому.
   - Что? Как это?
   - Просто попробуй, - настоял мужчина.
   - Хорошо, - согласилась девушка и закрыла глаза.

   С закрытыми глазами она потянулась в сторону озера и повернула голову к тому месту, где должна находится вода. Сперва она видела только темноту своих век и хотела было открыть глаза, как вдруг она увидела… Вначале это был желтый луч света, молниеносно пробежавший от её груди к голове. Затем другой – красного цвета. И вскоре появились мириады лучей, стекавшихся со всех частей её тела к самому его центру – там, где было её сердце и легкие. Здесь лучи начинали кружиться с неистовой скоростью, периодически угасая, чтобы освободить своё место для других лучей. Там, где их не было, не было и света. Так, девушка не видела своих рук или ног, лишь её торс сейчас светился красно-желтым светом, подобно какому-то внутреннему солнцу, очень маленькой звезде.

   - Что это? – не открывая глаз, спросила она у мужчины.
   - Это то, что ты называешь душой, - ответил он.
   - А как ты это называешь?
   - Так же, как и ты. Я все делаю так же, как и ты. Опиши мне то, что ты видишь.
   - Я вижу много света, собранного в моей груди и рядом. Он очень яркий – желтый с красным.
   - Так выглядит тревога, - сказал мужчина.
   - Что? С чего ты взял?
   - Я докажу. Попробуй успокоиться. Тебе только лишь нужно глубоко вдохнуть и выдохнуть, отключить сознание.

   Девушка сделала, как сказал ей мужчина. Хоть и не сразу у неё получилось подчинить себе своё тело и разум, тем не менее, вскоре она действительно расслабилась и перестала сосредоточенно думать. И по мере того, как она успокаивалась, свет в её груди погасал, и, в конце концов, девушка не видела жёлто-красного цвета. Лишь чуть-чуть его осталось в самом центре, но и он погасал.
 
   - Это спокойствие, - вдруг сказал мужчина. - Здесь, с помощью этого озера ты можешь увидеть всё, что захочешь: ярость, страх, отвращение, печаль, радость, тревогу, любовь, депрессию, презрение, гордость…
   - … счастье, - произнесла девушка. – Могу я увидеть счастье?
Мужчина запнулся, но в следующее мгновение приблизился к девушке так, что его рот оказался на уровне её уха, и сказал:
   - Всё, что тебе нужно, это подумать о том, что делает тебя счастливой.
И она вспомнила. Тот единственный пока момент её жизни, когда она была настолько счастлива, что всё вокруг казалось ей невероятно прекрасным, созданным для того, чтобы радовать. Когда она была окружена людьми, которые её любили и заботились о ней и когда на душе не висел груз бытовых и эмоциональных проблем. И о чудо! Мгновенно её тело осветилось настолько ярко, что если бы девушка действительно смотрела глазами на этот свет, то наверняка бы прикрыла их рукой. Началось всё с головы. Ярчайший желтый свет заполнил её от макушки до шеи, распространяясь ниже. И вскоре желтый свет нашёл себе пристанище в центре её груди, а везде вокруг ютились алые лучи, доходя до кончиков пальцев ног и рук.

   - Я вижу! – торжественно воскликнула девушка.
   - А теперь открой глаза, - сказал мужчина.
   - Но я не хочу терять этот свет, - произнесла она.
   - Доверься мне.

   Она неуверенно открыла глаза. Свет исчез. Но приятное теплое чувство внутри осталось, разливаясь по всему её телу.  Девушка улыбалась.

   - Как приятно, - сказала она. – Как мне удержать его навсегда, это чувство.
   - А вот это уже зависит от тебя. Я не могу сказать тебе, что тебе нужно делать. Я здесь лишь для того, чтобы показать тебе то, ради чего ты живешь. А именно, чтобы быть счастливой. Ты должна методом проб и ошибок пытаться достичь этого чувства. И оно для тебя всегда будет индикатором того, что ты движешься в верном направлении. Просто доверься себе, ведь все твои чувства – это отголоски тебя.
   - Понимаю, - откликнулась девушка.
   - И ещё. Ты и правда уникальна. То, что ты видела сейчас – это отражение тебя настоящей, та часть тебя, которая действительно создаётся и меняется исключительно из-за тебя. То, как ты живёшь, что чувствуешь – отражается на твоём подсознании и душе. А по поводу твоих мыслей я соврал. То есть большинство твоих дум действительно искривлённое эхо чьих-то умозаключений. Но здесь, рядом с этим озером ты думаешь самостоятельно, и все твои мысли – только твои.
   - На самом деле, это вряд ли, - сказала девушка. – Это только благодаря тебе я задумываюсь о чём-то, о чём не думала прежде.

   Мужчина посмотрел ей в глаза. Впервые он смотрел на девушку так пристально.

   - Посмотри на меня и скажи, кого я тебе напоминаю.

   Девушка пригляделась к лицу мужчины. Его внешность была незаурядна, и… очень похоже на её – черты лица, волосы и прочее. Вот только вся его внешность была какой-то размытой.

   - Ты – это я! – с удивлением выдавила девушка.
   - Я всего лишь часть тебя. Тень, если угодно.

   Девушка подняла руку. Тень повторила движение.
 
   - То есть благодаря мне ты оказался тут? – спросила девушка.

   Тень кивнула.

   - Значит, всё это время я разговаривала сама с собой. Значит, все эти мысли действительно мои! – обрадовано рассуждала девушка. – Но, в таком случае, я всё это время была одна.
   - Ты не одна, - ответила тень. – Возможно, только в этом мире. Но мир этот твой, и он создан лишь только для тебя единственной. Эти горы – дают тебе ощущение защиты, а зеркальное озеро – твой проводник внутрь себя. Ты могла бы создать любой другой мир – настолько большой или маленький, насколько тебе нужно. Однако ты создала именно такой, потому что тебе его хватает, чтобы разобраться в себе. И мне кажется, а это значит, что и тебе так кажется, что ты во всем разобралась, и совсем скоро этот мир рухнет.
   - А как же ты?
   - А я останусь. Я буду твоей тенью всегда. Но вряд ли я тебе ещё когда-нибудь понадоблюсь. Но запомни. Если случится, что когда-нибудь ещё ты задумаешься о том, что делать дальше, в какую сторону тебе двигаться, то ты всегда можешь выстроить себе новый мир. И я буду там.
 
   После этих слов, мужчина перед девушкой как будто растворился, потерял все свои очертания, и растекся на траве черным пятном рядом с ногами девушки.

   «Как жаль», - подумала она. И пока она думала о последних словах своей тени, мир вокруг неё рушился. Бесконечно высокие горы быстро начали уменьшаться, пропуская лучи света с пространства за ними. Пришедший свет же погасил синеву ночного звёздного неба, съедая многочисленные далёкие звёзды. Озеро пропало последним. Оно уменьшалось медленно. И когда от него оставалась лишь небольшая серебряная лужа, девушка закрыла глаза и напоследок взглянула в эти воды. Она снова увидела счастье. 


Рецензии