Век графомании

      Сейчас время бума в литературе. Мы пережили золотой, серебряный века, но сегодняшний – это особый период. Пишут все, кому не лень. Естественно, число графоманов растет и растет. Пишут независимо от пола, возраста, появился жанр – «женский» роман, «женская» проза. Такой бум – своего рода реакция на долгие годы цензуры в советское время. 
     Можно с полным основанием сказать, что мы живем в век графомании. Никакой отрицательной коннотации в это слово не вкладываю, это всего лишь констатация факта, что литератором может считаться сейчас каждый, кто захочет. В графоманы даже записывали Льва Толстого за его длинные произведения, за страсть к сочинительству. И что мы наблюдаем в итоге?

     Во-первых, изменилась роль писателя. Печатное слово потеряло свою магическую силу, в советское время верили всему, что было написано. Писатели сегодня представляют собой больше размытую корпорацию, которую условно можно назвать профессиональной группой, поскольку появилось огромное число людей, для которых занятие литературой – это скорее хобби. Нарративы, биографии, воспоминания и т.д. – способ компенсации, нереализованности в профессиональной деятельности, способ избавления от всякого рода страхов, комплексов, способ выговориться, «прокричать» о своей боли, невзгодах, а также способ самоутверждения, придание себе большей значимости. Сочинительство снимает стресс, человек освобождается от чувства подавленности, ненужности, что имеет место нередко во времена общественных кризисов, социальных потрясений. Обыкновенный человек приобретает таким образом возможность быть услышанным, понятым, «оправдаться» перед собой, близкими, социумом, подняться над обыденностью, повседневностью, освободиться от гнета, давления внешнего мира с его условностями, навязанными правилами, нормами.
В эпоху постмодернизма с его нестабильностью, плюрализмом, вариативностью, поиском альтернативных социальных сценариев, проектов, состоянием переходности, маргинальностью, множественностью социальных, культурных практик повседневный мир человека всё больше обладает притягательностью. Возникает большой поток литературных трудов, значительная часть которых может представлять интерес в качестве документов, свидетельств эпохи, но никак не являются ценными с точки зрения литературы как особого жанра. К тому же сейчас литература делится на две категории: большая литература, массовая литература.

   Во-вторых, сейчас, как никогда, люди стали ощущать себя творцами истории, отсюда интерес к такому жанру, как мемуары, популярность социальных сетей, блогов в Интернете. История становится чередой рассказов, написанных «простыми» людьми.  Мир, таким образом, поддается расшифровке, раскодированию, «расколдовыванию». Владеть словом – владеть миром. Но здесь таится опасность – утрата целостности Бытия, распадение мира на отдельные фрагменты, куски. Но если не собрать фрагменты в единое целое, мир может распасться, а это чревато исчезновением границ, прежде всего культурных, нравственных.
    Такая литература – инструмент создания миллионов «малых» историй, средство создания Большой истории. Этим инструментом обыкновенные люди стали пользоваться всё чаще. Мастерски овладевают им немногие, но именно они попадают в Большую литературу, минуя подготовку в профессиональных учебных заведениях. Они создают свои литературные общества. Но далеко не каждому пишущему удается подняться на соответствующий рефлексивный уровень, многие так и остаются на уровне банальности.


Рецензии
И каждый, кому хочется, имеет полное право назвать себя писателем. А что такого? Но почему-то никто не хочет называться токарем или пекарем. Загадка.

Алексей Курганов   14.05.2015 14:24     Заявить о нарушении
Одно дело хотеть, другое дело - быть. Называть писателем может себя каждый, но в действительности, является таковым? Что касается токаря или пекаря - это ведь все-таки рабочие места, трудовые функции. Как можно сравнивать?

Нинель Сорокина   14.05.2015 19:46   Заявить о нарушении
Кстати, такой профессии - ПИСАТЕЛЬ - у нас в стране НЕТ.

Алексей Курганов   14.05.2015 19:49   Заявить о нарушении
Я не утверждаю, что писатель - это профессия. Вот что по этому поводу сказал писатель (или литератор?) Д. Глуховский: я абсолютно убеждён, что писатель – это не профессия, это не ремесло даже, это посмертное почётное звание для человека, который внёс серьёзный вклад в национальную культуру".

Нинель Сорокина   14.05.2015 19:52   Заявить о нарушении
Нинель, я сказал не очень понятно: дело в том, что такой профессии нет и в ПРИНЦИПЕ, и ОФИЦИАЛЬНО, в Госреестре профессий.

Алексей Курганов   14.05.2015 22:28   Заявить о нарушении
Простите Алексей что вклиниваюсь в Вашу беседу. Была ли профессия писатель в Советское время? В госреестре такая профессия навряд ли существовала, потому что в этом же реестре определялась тарифная ставка, согласно которой выплачивалась зарплата. Писателям зарплата не выплачивалась. Если такой профессии не было, то почему писателей не причисляли к тунеядцам? Известно что к ним причисляли и тех, кто получал доходы, но не в виде зарплаты. Налоги при этом выплачивались не писателем а издательствами, а с писателя эта сумма удерживалась с гонорара. Или я ошибаюсь? Заодно прошу прощения за вклинивание в Вашу беседу и у Вас Нинель.

Эйно Тимонен   14.06.2015 09:55   Заявить о нарушении
Нет, Эйно, всё нормально. Кстати, я этих технически-рассчётных деталей, которые вы в своём комментарии привели, не знал. Спасибо за информирование.

Алексей Курганов   14.06.2015 11:15   Заявить о нарушении