Честь имею! История Орджоникид. ВОКУ Часть 10

Глава 111

Училище  в предвоенные годы
           (1937—1941 гг.)

Приказом НКО № 36 от 16 марта 1937 г. сухопутные военные школы переименованы в военные училища. В связи с этим Орджоникидзевская объединенная Краснознаменная военная школа была переименована в Орджоникидзевское Краснознаменное военное училище (ОКВУ), которое стало готовить командиров стрелковых, пулеметных и минометных взводов.
Учитывая обострившуюся международную обстановку и серьезный дефицит офицерских кадров, в 1938 г. оно переходит на новый, увеличенный штат и сокращенный двухгодичный курс обучения. Несмотря на то что срок учебы сократился на целый год, программа по ведущим военным предметам — тактике, огневой, инженерной подготовкам, топографии — осталась в прежних объемах. В результате интенсификации образовательного процесса учебная нагрузка значительно увеличилась. Это потребовало от командно-преподавательского состава и курсантов еще больших усилий и старания.
31 декабря 1939 г. в соответствии с распоряжением НКО более 2 тысяч курсантов старших курсов досрочно были выпущены из стен училищ для укомплектования вновь создаваемых стрелковых дивизий и Орджоникидзевского КВУ.
В 1940 г. вся система обучения и воспитания курсантов в училище была максимально приближена к условиям боя. Обучение курсантов проводилось с учетом опыта ведения боевых действий Красной армии у о. Хасан, на берегах р. Халхин-Гол, войны с белофиннами и первых операций Второй мировой войны. Среди курсантов было широко развернуто социалистическое соревнование. В свою очередь, и училище соревновалось с другими родственными вузами.
Учитывая возросшие потребности страны в командных кадрах в 1940 г. и переходом училища на ускоренный срок подготовки офицеров в течение 6 месяцев, часть его командиров, преподавателей и курсантов была переведена во вновь открытое 2-е Орджоникидзевское пехотное училище (в том числе будущий генерал-полковник А.Г. Мережко), со сроком обучения 2 года. В связи с этим Орджоникидзевское Краснознаменное военное училище стало именоваться 1-м Орджоникидзевским Краснознаменным пехотным училищем.
В целом по уровню организации и проведения боевой и политической подготовки в эти годы училище занимало одно из ведущих мест не только в округе, но и среди военных училищ Красной армии.
Так, в 1939/40 учебном году оно получило высокую оценку за работу по подготовке командных кадров для Красной армии, а по итогам весеннего выпуска командиров 1941 г. заняло первое место в СКВО и третье — среди военных училищ Красной армии. Будущий командующий внутренними войсками МВД СССР генерал армии Н.Д. Яковлев, проходивший в этот период службу в 28-й мсд, дислоцирующейся в г. Орджоникидзе, вспоминал: «Мой дивизион обычно выходил на отрядные учения совместно со стрелковым батальоном Владикавказской пехотной школы. Занятия в поле всегда хорошо готовились, проводились поучительно. Будущие пехотные командиры (курсанты школы) получали на них практические навыки по вопросам взаимодействия с артиллерией, ну а мы учились поддерживать огнем стрелковые подразделения при их развертывании во встречном бою, чаще всего головного отряда, выделявшегося из авангарда. Отрабатывали и подготовку атаки с ходу на поспешно укрепившегося противника, организацию артподготовки, поддержку огнем стрелкового батальона при ведении им боя в глубине вражеской обороны».
Руководили училищем в этот период его начальник полковник И.Я. Лаврентьев и начальник политотдела полковой комиссар Г.Г. Бурдин. Непререкаемым авторитетом у курсантов пользовались офицеры Томилов, Мартынов, Ушаков и др. Успешно занимался в его стенах педагогической деятельностью и будущий Герой Советского Союза начальник цикла тактики полковник Николаев. Училище превратилось в подлинную кузницу офицерских кадров. С 1930 по 1941 г. оно успешно произвело 12 выпусков командиров Красной армии.
Многие его питомцы свою высокую выучку подтвердили в боях в республиканской Испании, у о. Хасан, на берегах р. Халхин-Гол, в освободительном походе в Западную Украину и Белоруссию, на советско-финском фронте.
Как передовому училищу ему была оказана большая честь осенью 1939 г. участвовать в параде войск Ростовского гарнизона, посвященном 22-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, по итогам которого уровень подготовки курсантов был отмечен в лучшую сторону.
Большая помощь в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса, использовании учебно-материальной базы оказывалась коллективом училища созданному в 1938 г. Орджоникидзевскому военному училищу НКВД СССР имени С.М. Кирова.
Все это стало возможным в результате того, что в его стенах сложился сплоченный коллектив командно-преподавательского состава, который возглавлял полковник И.Я. Лаврентьев, начальник политотдела Г.Г. Бурдин, начальник учебного отдела полковник Сельчиков, заместитель начальника училища полковник Томилов, проходили службу грамотные офицеры Белогрищенко, Городничев, Калмыков, Курилов, Мартынов, Медведев, Наркевич, Огородов, Пискунов, Ушаков, Шелест и др.
Старший лейтенант в отставке А. Гусейнаев вспоминает: «Когда я перешел в десятый класс, в силу вступил закон, обязывающий всех выпускников либо служить в армии три года, либо в течение двух лет обучаться в военных училищах и становиться офицерами. Поэтому, когда военком спросил, хочу ли я учиться в наилучшем в Советском Союзе Орджоникидзевском Краснознаменном училище, я ответил:
— Хочу.
Первый экзамен был по физической подготовке. Требовались лишь те, у кого «мотор» в порядке, легкие чистые и мышцы крепкие. Следующий экзамен был по математике. Первое задание — доказать тригонометрическую формулу по учебнику Рыбника. С этим я справился.
В училище был жесткий режим. В десять часов вечера укладывались спать, утром в шесть часов подъем. Умывшись, после зарядки и завтрака с семи до двенадцати часов обучались военному делу: ползать по-пластунски, стрелять, захватывать без оружия вооруженного врага, пробираться сквозь вражеский огонь, окапываться перед атакой, ходить в разведку, брать “языка”. Учили нас руководить отделением, взводом, ротой, батальоном.
Нагрузка была огромная, но зато и кормили нас вволю. По утрам ежедневно давали двадцать граммов масла и мясное блюдо, хлеб 700 г. К сытному обеду подавали стакан вкуснейшего компота из отменного изюма.
В начале лета 1941 г. мы расположились лагерем в Дарьяльском ущелье. Обучались ведению боя в горах. Однажды мы упорно преследовали “врага”, окопавшегося на вершине горы. “Если вы собираетесь так же преследовать настоящего врага, то этого недостаточно! — услышали голос начальника училища полковника Лаврентьева. Его почему-то боялись, хотя никто не мог припомнить, чтобы он кого-то за что-то наказал. — Не сегодня-завтра придется встретиться с врагом в Карпатах. Почему бы нам не научиться воевать в горах лучше его?!”
Что бы это значило? Мы стали разгадывать смысл сказанных слов. Тут же вспомнились слова генерал-лейтенанта Копева на собрании офицеров СКВО, что на сегодня наш яростный противник — фашистская Германия.
Спустя неделю-две мы учились строить необходимый в бою блиндаж. День был ясный и тихий. В это время сверху кто-то зычным голосом прокричал: “Внимание! — Все замолкли. Батальон, человек 700—800, замер. Лейтенант продолжал говорить: — Я слушал радиоприемник. Объявили, что сегодня в четыре часа гитлеровские войска напали на Советский Союз. Идут жестокие бои. Черчилль осудил подлое поведение Гитлера и объявил, что Англия наш союзник”.
Через три-четыре дня нас подняли среди ночи и повели в казармы в г. Орджоникидзе. То, чему должны были обучать в течение двух лет, пришлось одолевать за месяц».
Значительный вклад в совершенствование учебного процесса вносила партийная организация и, прежде всего, секретарь партийной комиссии училища преподаватель социально-экономического цикла майор П.Н. Кцоев, будущий Герой Советского Союза, умерший 9 мая 1945 г. от тяжелой раны, полученной в боях за Берлин 8 мая 1945 г.
Большим событием в жизни училища явилось посещение его 15 сентября 1939 г. знаменитыми советскими летчиками депутатами Верховного Совета СССР Героями Советского Союза полковниками М.В. Водопьяновым и М.И. Шевелевым.


Рецензии