Оставшиеся самими собой. Португалия. Ч. 2

На фото автора  -  возле входа в ресторан в старом районе Шиаду;  возле пушки в крепости Лиссабона;   на фоне монастыря Жиронимуш;   гидроплан "Лузитания";   современный жилой квартал на набережной в районе Экспоцентра.   Лиссабон, Португалия.




        ОСТАВШИЕСЯ САМИМИ СОБОЙ. ПОРТУГАЛИЯ.


                Часть 2.


Португальская кухня очень разнообразна, каждый регион имеет несколько своих «фирменных блюд». Конечно, простое население  питается    скромно. В основном это жареные на углях сардины с картофельным пюре и суп «калду-верди» из картофеля, лука и листочков местной капусты, побеги которой достигают в высоту 3 – 4 метра!

 В этой связи вспоминается такой случай. Нас везли на автобусе по пригородам Лиссабона в курортный "рай" Синтру. На дороге велись ремонтные работы, автобус притормозил. И прямо напротив моего окна я увидела африканца-португальца, который сажал в землю (земельный участок размером 30х100 см) рассаду капусты. А рядом на таком же маленьком участке земли росла та самая капуста, как ее здесь называют, местной разновидности. Это была не капуста в нашем понимании, а голый стебель высотой метра 1,5, лишь на верхушке росло 3-4 листочка.

 Следует добавить, что португальцы живут очень скромно, в пригороде это не особняки, а маленькие наделы земли, в лучшем случае размером 20х20 метров, где стоит маленький одноэтажный домик из монолитных железобетонных конструкций (ведь Португалия находится в зоне повышенной сейсмической активности), панелей или блоков, выкрашенных в белый цвет, от палящего солнца.

 А на оставшемся участке земли, как правило, растет одно лимонное дерево и немножко огородных грядок с перцем, капустой и зеленью. И множество цветов!
Будучи сама огородником-любителем, я поняла, что капуста там такая странная не по причине какого - то особого сорта, а потому, что в жарком климате она просто не завязывает кочанчики, а растет вверх.

И понятно, почему этот дядечка сажал капусту в сентябре – зимой не так жарко и в меру дождливо, как у нас в сентябре – октябре,  чтобы капуста хоть немножко стала похожа на себя.

 Но уж в чём себе не отказывает местное население, так это в крепкой чашечке настоящего кофе, который здесь умеют варить. Это вам не растворимый кофейный порошок, который предлагают экономные, если не сказать жадные, англичане, и не разбавленный кофе в уличных кафе Франции. Это настоящий кофе !

Наш тур в Португалию был еще и гастрономическим. Мы хотели попробовать исконно португальскую кухню. И к этому вопросу я вернусь еще не раз, путешествуя с юга на север Португалии.

Завтрак в отеле нас приятно удивил: еда была разнообразная, не континентальный завтрак англичан. Только сыров ( из козьего, коровьего и овечьего молока) и колбас местной рецептуры, фаршированных овощами, было несколько видов. И, конечно, незабываемый по вкусу кофе!

 Приятно было начинать путешествие с приятного завтрака! А это значит, как показала практика наших предыдущих путешествий, что португальцы хлебосольные люди, и по всей стране нас ждут завтраки с таким разнообразием свежих, экологически чистых продуктов.

 Нельзя не вернуться к Азорским ананасам, которые были в изобилии на столе. Они не дикорастущие, выращивают их  фермеры на плантациях, примерно как мы томаты в теплицах.

Дело в том, что на Азорских островах, расположенных в Атлантическом океане на расстоянии почти в 2 тысячи километров от материка, погода непредсказуема, то дождь, то ветер, а то и буря. А растут ананасы долго, от года до двух,  на одном кустике вызревает только один плод. По размеру плоды маленькие, около 1 кг. Но более сочные и сладкие, чем в других странах, поскольку на острове много влаги и тепла.

Стоит один такой ананас от 1 доллара. Мест на островах, защищенных от холодных ветров, для выращивания плантаций не так уж и много. Поэтому Азорские ананасы выращиваются только для внутреннего потребления и встретить их в других местах невозможно. А по вкусу они действительно сильно отличаются от африканских - очень сочные и очень сладкие, можно есть без конца. Даже по прошествии времени слюнки текут при воспоминании вкуса!

Первые впечатления от поездки по Лиссабону были очень приятными. Город очень отличается от всех других столиц Европы своей самобытностью.

Бросилось в глаза, что улицы и дороги не заасфальтированы, а выложены базальтовым камнем с Азорских островов и острова Мадейра. Много зелени, причем разной, от финиковых пальм до кедров и эвкалиптов. Встретились и огромного размера араукарии, в 16 веке завезенные из Австралии, и тюльпановое дерево, напоминающее дерево магнолии, высотой от 2-х до 3-х метров.

 Тюльпановое дерево, или мелиодендрон тюльпановый из семейства магнолиевых, в природе существует на востоке Северной Америки. Цветет розовым, жёлтым и фиолетовым цветом. Понятно, откуда оно было завезено - ведь эти берега Северной Америки и осваивали португальцы и испанцы. Сегодня по северной широте дерево растет аж до столицы Норвегии Осло.

 В это время года тюльпановые деревья цвели, и с высоты второго этажа автобуса можно было разглядеть на нем цветы, и впрямь похожие на махровые красные тюльпаны.

И все это вдоль улиц и в скверах города. Повсюду стоят кованые скамейки, где отдыхали люди, доброжелательные и радостные.

Вообще нигде признаков суеты, автомобильных пробок и всего, чем полны столицы Европы. Старинные здания с многочисленными коваными средневековыми балкончиками обрамлены кафельными плитками с росписью – азулежу в мавританском стиле.

 В некоторых кварталах города казалось, что мы попали в средневековье. Самому старому трехэтажному дому, выложенному из булыжника, около 800 лет!  И тем не менее, город жил своей повседневной жизнью. Как-то все здесь было гармонично.
По европейским меркам Лиссабон город небольшой. В нем проживает около 700 тысяч человек, а с пригородами около 1,5 миллионов.

Название городу дали еще древние финикийцы, заглядывающие сюда и торговавшие с местным населением еще в 1 тысячелетии до н.э. Название происходит от финикийского Алис Уббо, дословно любимая бухта. Город издревле служил портовой гаванью.

 При арабах в 715 году город стал называться Лисбуна (в наше время в аэропортах мира на табло его называют Лисбоу).  В 1147 году город был отвоеван первым Португальским королем Афонсу Энрикишем 1, а спустя 100 лет стал столицей страны. К этой теме мы ещё вернёмся в конце моего повествования, она очень интересна.

Расцвет города пришелся на правление короля Мануэла 1 (1495 – 1521 г.г.), когда португальцы совершали свои знаменитые морские путешествия и создавали первую колониальную империю. В порт Лиссабона ежедневно заходили тысячи судов, груженных  драгоценными товарами из Африки, Индии, Южной Америки. Тогда Лиссабон стал самым богатым городом Европы. Тогда же и были созданы многие знаменитые архитектурные памятники столицы.

Но в 1755 году в Лиссабоне произошло разрушительное землетрясение, вслед за подземными толчками на город обрушилось цунами, следом свое дело доделал вспыхнувший пожар.

 Город был уничтожен почти полностью, погибло 40 тысяч жителей. От былой славы и богатства не осталось и следа. Благодаря министру короля Жозе 1 маркизу Помбалу, который выпустил облигационный займ для восстановления Лиссабона, город был восстановлен.

Достигнув небывалого могущества, в одночасье страна была обескровлена и уже былого могущества никогда не восстановила.

Наверное, и вся история человечества о том, что любой народ, любой правитель, посягнувший на мировое господство, рано или поздно будет низвергнут.

Проходят века и об этом люди забывают. И вновь появляется кто-то, кто мечтает о покорении всего земного мира.

В начале 19 века  вторжение наполеоновской армии принесло новые разрушения. Не разрушенные сокровища были разгромлены и дограблены,  началась новая история Португалии.

 С середины 19 века Лиссабон стали расширять и украшать в соответствии с новыми веяниями моды и градостроительства. Стали создавать парки, общественные здания и проспекты. Большое внимание уделял градостроительству в 30-40-е годы 20 века и Салазар. Самым впечатляющим памятником архитектуры стал подвесной мост через Тежу, построенный в 1966 году, а после революции в 1974 году получивший название «Мост 25 апреля».

Однако со времен былого могущества и славы (до момента землетрясения 1755 года) остались лишь единичные архитектурные строения.

Например, акведук, который и по сей день является запасным, как водопровод, который был построен в средние века и несет чистую воду в город из глубины страны. Протяженность его около 60 км.

В целом же Лиссабон произвел на нас впечатление скромного города. Основным общественным транспортом, несмотря на узкие извилистые улочки, является трамвайчик. Он по сей день является символом города, как и Лондонский трамвай. Но желтый. Современный транспорт – троллейбус, и даже проложено метро.

 На узких улочках старинного района Алфамы, кстати, не пострадавшего во время разрушительного землетрясения потому, что этот район был построен на скальных породах, поражают взор многочисленные ремесленные мастерские, продавщицы рыбы и овощей.

Сегодня это район бедняков, а когда-то был самым престижным в городе. В окнах на облупившихся стенах видны лица пожилых людей. В стенах видны трещины, краска облупилась, их уже давно не красили.

 В одном из таких дворов в маленьком окне, встроенном прямо в дверь, глаза в глаза столкнулись с лицом сухонькой старушки. Она высунула нос в окно и жадно вдыхала морской воздух. А в глазах – спокойствие, смирение, мудрость прожитых трудных лет жизни.

Надо сказать, Португалия сегодня считается самой бедной страной в Европе. Молодые люди уезжают на заработки в другие страны ЕС. А средняя пенсия в стране в 2-3 раза ниже, чем во всей Европе. Вот и приходится старикам экономить на всем. Даже на свежем воздухе.

Район Белен неразрывно связан с эпохой Великих географических открытий. Именно из гавани Рештелу, где сегодня простирается зеленая площадь перед монастырем Жеронимуш, португальские каравеллы отправлялись в свои знаменитые далекие плавания.

На берегу стояла маленькая часовня Генриха Мореплавателя, в которой молился Васко да Гама 8 июля 1497 годы в ночь перед отплытием в Индию и в которой его встречал король Мануэл 1 после возвращения в сентябре 1499 года.

Сейчас, когда порт исчез, а берег продвинулся вглубь реки на многие метры, Белен стал живописной зоной отдыха. Сегодня это прекрасная набережная, на парапете которой можно посидеть и представить себя в том времени, когда путешественники готовились отплыть в надежде найти новые страны и континенты, когда они снаряжали свои каравеллы не зная, куда занесет их судьба.

А сегодня здесь воздвигнут монумент – памятник первооткрывателям, построенный в 1960 году в ознаменование 500-летия со дня смерти Генриха Мореплавателя.

Этот монумент выполнен в форме каравеллы 52 метровой высоты, на котором можно увидеть фигуры Генриха Мореплавателя, Васко да Гамы, открывателя Бразилии Педру Кабрала, Фернана Магеллана, королей Мануэла 1 и Афонсу 5. На мостовой перед монументом выложен огромный морской компас и мозаичная карта мира, на которой отмечены морские открытия 15 – 16 веков. 

Лишь два сооружения эпохи великих открытий, сохранившиеся после землетрясения 1755 года, радуют взор людей сегодня. Это Беленская башня, воздвигнутая королем Мануэлом 1 как оборонительное сооружение вдоль устья Тежу, и монастырь Жеронимуш (монастырь св. Марии), построенный на месте часовни Генриха Мореплавателя.
 В благодарность за открытие морского пути вокруг Африки и за счет сокровищ, привезенных Васко да Гама из Индии, король Мануэл 1 начал строительство монастыря в 1500 году. Надо сказать, что Беленская башня была построена на воде, а часовня стояла на берегу. Между этими сооружениями около 500 метров. Но сейчас оба сооружения находятся на суше.

В 1425 году, когда начинается период активного кораблестроения, начались исследования Африканского побережья и Атлантического океана. В этом году была захвачена крепость в Марокко Сеуту. Особенно активно мореплавание стало развиваться при принце Энрики, известном как Генрих Мореплаватель. Его интерес к географическим исследованиям и технологическим совершенствованиям в совокупности с огромной энергией и личным энтузиазмом и породили волну Великих географических открытий. Об этом более детально будет мною сказано в конце повествования.

16 век в Португалии был неразрывно связан с идеей миссионерства и созданием первой в мире империи. Это был период правления короля Мануэля 1, и породило новый уникальный стиль, известный сегодня как «мануэлино».

 Отсюда и убранство монастыря, отражающее вселенские воззрения его основателя короля Мануэло 1 и могущественные финансовые источники, которыми он обладал.
Монастырь сооружался с размахом той эпохи – завоевания колоний и притока предметов роскоши. Но проект по его строительству был настолько грандиозен, что так никогда не был завершен в полной мере.

Стиль мануэлино характерен своими декоративными элементами, особенно резьбой по камню. И это характерно не только для этого монастыря, но и для всех сооружений того периода.

В монастыре находятся гробницы Васко да Гама, а также поэта Луиса Камоэнса, описавшего морские подвиги португальцев в эпической поэме «Лузиана», самого короля той эпохи Мануэла 1, членов его семьи и потомков.

Сказать честно, мы не были готовы к столь тщательному осмотру всех достопримечательностей монастыря, к тому же экскурсовод у нас был со знаниями, едва больше наших. И потому наш осмотр этого исторического сооружения свелся к визуальному. Лишь по приезде домой мы сами заинтересовались подробностями тех исторических событий. 

А в тот момент нам было интересней посетить Морской музей, расположенный также в одной из частей монастыря. В его собрании представлены традиционные португальские суда, навигационные приборы для управления кораблем, поразившие нас своим и внешним видом, и искусностью, с которой сделаны. А также картины, иллюстрирующие морскую историю. В том числе и экспонаты, свидетельствующие о  малоизвестных у нас эпизодах покорения португальцами мира.

Например, гидроплан «Лузитания» (по названию иберийских племен, живших между реками Тежу и Доуру в 5-3 веках до н. э.), на котором в 1922 году впервые был пересечен Атлантический океан от Лиссабона до Рио-де-Жанейро.

Осмотр монастыря мы закончили в монастырском кафе, где с чашечкой крепкого кофе всего за 3 евро подают творожное пирожное, рецепт которого до сих пор знает только шеф повар.

 Говорят, когда замешивается тесто, повар уединяется в помещении, к которому только у него доступ. Этот рецепт пришел из глубины веков и держится монахинями в строгом секрете.

 Пирожное действительно очень вкусное, нежно-воздушное. Жаль, что маленькое, на два укуса.

Первый день осмотра достопримечательностей Лиссабона мы закончили посещением крепости Сан-Жоржи, которая после отвоевания Лиссабона у мавров в 1147 году королем Алфонсу Энрикиш была перестроена в резиденцию португальских королей. Но после землетрясения 1755 года лежала в руинах аж до 1938 года, пока Салазари не начал восстановительных работ.

 Нынешний замок хоть и не подлинный,  но оставляет приятное впечатление и дает возможность почувствовать себя в том далеком времени. А  вид на город, который открывается со стен крепости, завораживает.
 
 Вечер первого дня пребывания в Лиссабоне завершился в маленьком уютном ресторанчике клубного типа в районе Шиаду. У этого района репутация творческой и интеллектуальной богемы.


Глава из книги "Оставшиеся самими собой. Португалия", 2012 год.


Продолжение часть 3 - http://www.proza.ru/2015/05/17/1766


Рецензии
"Наверное, и вся история человечества о том, что любой народ, любой правитель, посягнувший на мировое господство, рано или поздно будет низвергнут."
Признаться, тоже возникла эта мысль, когда прочла о разрушении Лиссабона. Но, тогда, можно ли считать португальцев оставшимися самими собой? Наверное, что-то должно было остаться в характере от прошлого...
А читать очень интересно!Информации достаточно, чтобы сложилось впечатление об этой стране.

Спасибо, Татьяна!


Елена Гончарова 2   31.10.2018 14:16     Заявить о нарушении
Елена, читайте Библию, там всё написано о попытках мирового господства.
А португальцы - христиане, ими и остались.
Об этом и пишу.

Татьяна Дмитриева Рязань   31.10.2018 14:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.