Рецензия на спектакль Несвятые

"Несвятые" (Студия "25 ряд")

"Хорошо дуракам — захотел, лег на облака."

Вчера посчастливилось мне посетить премьеру спектакля Станислава Евстигнеева "Несвятые", поставленного по пьесе Александра Галина "Звезды на утреннем небе". Честно скажу - шёл с опасениями, ибо лично для меня Галин - драматург, который пишет невыносимо скучно, но при том постановки по его пьесам бывают действительно занимательными. Саму пьесу я в своё время осилил только с третьего раза - настолько она была перегружена какой-то бессмысленной болтовнёй и банальными до одурения "бабскими" разговорами, так что многого от постановки не ожидал. Каково же было моё удивление, когда спектакль не только оказался интересным, но и захватил всё моё внимание, заставив напрочь забыть и о моём предвзятом отношении к Галину, и о нелюбви конкретно к данному произведению.
В центре сюжета - снова человеческие судьбы, любовь и зелёный змий. Действие спектакля разворачивается в бывшем корпусе психиатрической лечебницы, а ныне - ночлежке для элементов в советском предолимпийском обществе нежелательных и антисоциальных. Заведует всем в бараке Пожарница - строгая женщина с богатым жизненным опытом. В одну ночь - аккурат перед проносом Олимпийского огня по улицам города, "под крылом" Пожарницы собирается самая разношёрстная публика - две подружки весьма лёгкого поведения, заядлая алкоголичка, ненавистная хозяйке девка-невеста сына и даже самый настоящий умалишённый.
Должен сказать, два с половиной часа действа пролетели абсолютно незаметно для меня. Молодые актёры студии "25 ряд", для которой спектакль стал официальным началом творческого пути, творили на сцене волшебство, превращая ужасную пьесу в потрясающее по своей увлекательности шоу. Надо отдать должное художественному руководителю студии Евдокии Алексеевне Германовой - труппа у неё подобралась что надо!
И первой, кто меня поразил, была Евгения Реваденко. Я уже имел счастье видеть Евгению в другом спектакле, и образ, созданный актрисой в "Несвятых" не то, что категорически отличался от виденного мною ранее - он вообще не укладывался в то амплуа, которое я "приписал" актрисе изначально. Одно из главных открытий дня. Очень многогранная актриса и великолепно исполненная роль. На её Анне практически держится весь спектакль - она является главным связующим звеном всех - таких разных - героев разворачивающихся событий. Проходит через всю постановку этаким лейтмотивом. Раскрывает по очереди каждого из персонажей, обнажая его душу и внутренний мир перед зрителем. Вскрывает раны, открывает глаза, налаживает связь, контакт, будит чувства, возбуждает, мирит. Оставаясь, в то же время, как бы ни при чём. Почему-то, вспоминается Горьковский юродивый странник Лука. Очень интересный взгляд на свою героиню и стопроцентное раскрытие оной. Браво! А уж про поразительную естественность состояния Анны и уморительные пассажи и жизненные моно- и диалоги вечно нетрезвого человека я и вовсе молчу. Искромётно и впечатляюще.
Следующим феноменальным открытием стал для меня молодой актёр Алексей Доронин, исполнивший в постановке роль местного малахольного Александра. Его Александр просто взорвал зал. Бесконечно смешной, живой и яркий герой, при том - максимально натуральный. Однозначно - один из лучших образов умалишённых, которые мне пришлось видеть на сцене! Голос, манеры, движения, мелкие детали - всё было идеально и до дрожи естественно. Его появление, финальная сцена первого акта и акробатический номер второго меня откровенно покорили. И если образ Аннушки проходит через весь спектакль идеей, связующей нитью, то образ Саши наоборот - рвёт рутину повествования, разряжает обстановку и заставляет зрителя хохотать во весь голос.
Впечатлила меня и Клара Яны Трофимовой. Яна идеально попала в свой образ - её жесты, мимика, поведение, речь и язык тела просто кричали о том, кто она. При том - ни грамма наигранности или искусственности. Всё максимально честно и жизненно. Своими короткими, но, безусловно, ярчайшими появлениями, Яна внесла в спектакль огонь, драйв и чувственность. Вот уж кого на сцене действительно не хватало! Отличная игра!
А вот образ Лоран показался мне разительно отличающимся от оригинального - я никак не мог бы назвать его "кукольным", наивным. Лора Надежды Кувшиновой, скорее, была этакой девочкой-девочкой. Мечтательницей, по-своему дурочкой, подружкой Клары. Но не куколкой. Чего-то в ней для этого не хватало. При том - отличная игра и интересная интерпретация героини.
Удивила меня и Варя Надежды Лариной. Вот уж кто оказался действительно неожиданным. Совсем не Пожарница Галина, но, однозначно, имеющая право на существования. Приятная игра, интересный персонаж, но не было ощущения жизненного опыта, умудрённости. Слишком "молодая" мать-настоятельница. Без "пыли времён" в глазах.
Очень необычный образ показала зрителю Алиса Ефремова-Лисичкина. Я был категорически не согласен с её Марией... ровно первые полчаса спектакля. Затем Алиса меня зацепила, убедила своей игрой. Очень необычно и приятно было видеть перемены её героини на протяжении действия, личный рост Маши, раскрытие её характера. Это две совершенно разные героини - до поездки и после. Меня искренне заворожили её сцены прямо перед отъездом и сразу при её возвращении - потрясающая игра!!
Ну и конечно же, Николай Даниэля Андрущука. Переигранность, излишняя эмоциональность вначале и постепенное вживание в своего персонажа, рост натуральности и доверия к его герою в течение всей постановки. Немного доработки - и от героя Даниэля невозможно будет оторваться! Драмы! Больше драмы!
Что касается постановки в целом - то получилось достаточно интересно. Не могу сказать, что я целиком и полностью согласен с интерпретацией героев пьесы, но, вне сомнений, эта точка зрения заслуживает внимания. При том, что текст оригинала практически не менялся, я бы сказал, что режиссёр очень здорово подошёл к трактовке пьесы. Из скучнейшего произведения выжали максимум и подали так вкусно, что пальчики оближешь! И постарались здесь и режиссёр, и актёры, и художники. Декорации, постановка света, музыкальное сопровождение (отдельное спасибо за вступительный "Popcorn") - всё отлично создавало настроение и помогало зрителям прочувствовать атмосферу места. Особенно здорово удалось Станиславу Ивановичу проработать смещение фокуса зрителя, расставление акцентов - очень грамотно и профессионально. То, что действительно запомнилось и понравилось!
Понравилась и идея с фоновыми вставками на арьерсцене - оригинально, интересно, но не всегда понятно - зачем и почему именно так и именно сейчас. Зато - очень в настроение и мило получилось!
И всё же - были небольшие замечания к постановке. Например, начало мне показалось немного провалившимся - сумбурно, невнятно, взбаламошенно. И от того - чуточку скучновато и не цепляюще сходу. Тот же переход диалога в арьесцену и музыку получился немного скомканным и невнятным - отличная находка, но реализация требует доработки.
Также было заметно, что в некоторых сценах актёрам не хватало естественности - они, скорее, исполняли роли, чем жили. Хотя, думаю, это проблема почти любой премьеры.
А вот что действительно было обидно увидеть - это упущенную возможность с обыгрыванием силуэтов, с игрой теней в шикарной сцене с переодеванием Марии во втором акте. Прямо так и просилась эта сцена на звание одной из ключевых, если бы уделить её побольше внимания! Уверен, что в будущих показах этот пробел будет устранён - уж больно заманчивый момент!
В целом же, получился чудесный спектакль - в духе той же "Сирены и Виктории" и прочих произведений Галина. Тяжёлые и небанальные, но очень понятные человеческие судьбы и переживания, борьба за любовь, жёсткая сатира на советское общество и его порядки, тщательно прописанные персонажи, трагедии каждой из героинь и, в то же время, очень светлая и весёлая история - полная сюрпризов и забавных каламбуров. И Александра.
Так что прекрасный повод открыть для себя новый молодой театр, но как я считаю, скорее, через пару-тройку месяцев, когда спектакль хорошенько обкатается и выйдет на свой максимум.

"Последним готова была поделиться, запомни. В следующий раз ты мне нальешь. У нас теперь должна быть коммуна."


Рецензии