Год 1953

Первые детские воспоминания, когда я стала осознавать себя частью семьи,  можно датировать 1953 годом. К этому времени мне было уже целых 5 лет, но, увы, до той поры я мало что помню. В начале 1953 года семья наша переехала в Уральский городок Березовск. До этого отец служил в Нижнем Тагиле, но там условия были совсем спартанские и пока, до лучших времен, меня воспитывали моя бабушка Мария и дед Сергей. Они жили в городе Скопине (Рязанской обл) и я с ними. Дом с большим садом, много яблок, вишня, смородина, огород  - они стали для меня и в последующие годы, почти до окончания школы, единственным местом, где я проводила школьные каникулы, отъедалась, подрастала за лето, взрослела, дружила с двоюродными тетками (они были мои ровесницы).

В Березовске  стало немного полегче: у родителей появилась комната в коммуналке и они смогли забрать меня к себе. Мама  вспоминает, что жили все равно очень бедно, но жили так после войны почти все.
               
И вот первое мое отчетливое воспоминание - кругом все рыдают, вся коммуналка!  Поневоле такое будешь помнить! 5 марта 1953 года - объявили о смерти Вождя. Мать прилаживает черную ленточку к портрету (неизменное украшение каждой квартиры в те годы). Уже позднее, став взрослой, понимая, что у родителей никогда не было никаких иллюзий относительно личности Сталина - они считали его извергом, убийцей - я спрашивала:  почему же  так рыдали??

Ответ был простой - от страха. СТРАХ - спутник любой семьи того времени, тем более семьи еврея. Соседка рыдает. А если ты будешь прыгать от радости - кто - нибудь обязательно донесет. Дело врачей было в самом разгаре. Ключевым словом в этом процессе было не "ВРАЧ" а "ЕВРЕЙ". Неважно, кем он был.  Истерия дошла до таких масштабов, что любой еврей подозревался в том, что именно он - убийца и по вечерам пьет кровь соседских младенцев.
               
Идеология Палача была востребована обществом. Иначе невозможно было бы превратить огромную страну в ад для многих миллионов граждан. Да и были (есть) ли  граждане?? Кто произнес эти слова:  "..если 800 выдающихся умов покинет Францию, Франция погибнет!"?
         
Россия за последние сто лет пережила невосполнимые утраты. Умы конечно, покидали, покидают и будут покидать, но даже не это главное. Первая мировая война, революция, гражданская война, репрессии, голод, немыслимые жертвы в последней войне (вспомнить только один Ленинград) и снова репрессии - страшные этапы физического уничтожения. Умы не просто покинули страну - они безжалостно были уничтожены. И это не могло сказаться на "качестве" граждан. Жуткий эксперимент на 1/6 части суши показал, что для того, чтобы с геномом человека произошли необратимые мутации, не обязательно ждать тысячу лет. Достаточно и жизни нескольких поколений.
               
Результаты не заставили себя долго ждать. Высокие технологии, научные открытия, достижения культуры и образования  в последние десятилетия Россию не балуют. Зато не убывают  толпы (увы, не только стариков!) с портретами "усатого".               

Будет справедливым сказать, что наша семья оказалась счастливее, чем многие другие. Никто не был уничтожен в тюрьмах и лагерях. Отец и его брат живыми вернулись с фронта. Тяжелые ранения спасли им жизнь, пока они валялись в госпиталях, война успела закончиться. А  их отец, Давид, погиб, по - видимому, в первые месяцы войны. Место гибели его так и осталось неизвестным. Но брат Давида, Барух Рейдерман увековечил память брата и других погибших родственников на земле Израиля.
               
Когда Баруху исполнилось  18 лет (в 1926 году) его приемная семья переселилась в Палестину.  Во время войны за независимость Барух Рейдерман был бойцом бригады Палмах, которая базировалась в кибуце Аелет-hа-Шахар, в Северной Галилее. После роспуска Палмаха, Барух остался в родном кибуце и там увековечил память не только моего деда, но и многочисленных родных, умерших, убитых, пропавших. Табличка с именем Давида расположена в верхнем левом углу плиты (см. фото).

Барух свято чтил своих родных и кибуц стал местом периодических встреч Рейдерманов из Европы, Америки, Израиля. После смерти Баруха инциативу взяла в свои руки дочь Баруха - Сара. Но с каждой встречей все меньше народу приезжает в Аелет-hа-Шахар. 


Рецензии
Вы понемногу возвращаетесь, Татьяна? Я тоже немного вернулся (совсем-совсем немного), а так осваиваю своё новое виртуальное ПМЖ.
Этого текста я не видел, но помню, что "главы" у Вас вполне самостоятельные, поэтому считаю себя вправе оставить отзыв. "О себе" здесь - только отправная точка для мыслей об обществе, кратких, но ёмких. И немного семейной истории. Она в самом деле счастливее многих (мне есть с чем сравнить). Но всё равно грустно под конец. Может, и от всех вызванных мыслей тоже...

P.S. Татьяна, я повторю вопрос: моё присутствие здесь больше нежелательно? Скажите об этом, и я больше не появлюсь.

Хайе Шнайдер   25.07.2017 19:44     Заявить о нарушении
Спасибо, Хайе. Рада за вас и тому, что мы "нашлись". Ваш П.С. ну, совсем не соответствует действительности. Я очень рада вашему присутствию и ценю любой ваш отзыв, тем более, что вижу - это не просто литературная рокировка и обмен любезностями.

Благодаря вам, я теперь попытаюсь здесь "навести порядок", сделать тематические сборники, может убрать нумерацию - они остались от книги. Многое убрано "под замок", но вы видели раньше почти все.

Ну, а про свои злоключения последних месяцев я вам рассказала. Последним событием в Германии просто раздавлена. И никак и ничем не могу помочь - только ждать и ждать.

Татьяна Киссель   07.08.2017 15:12   Заявить о нарушении
Да, Хайе, очень грустно. Тем более, что я только вернулась из России. И призрак Усатого маячит над самыми дальними ее уголками...

Татьяна Киссель   07.08.2017 15:29   Заявить о нарушении
Татьяна, я написал Вам. Простите, что был неуместно назойлив.

Хайе Шнайдер   07.08.2017 16:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.