Русский профессор о хамах

Мне уже доводилось кое-что писать о судьбе Павла Романовича Петухова-Ваулина, родившегося в 1918 в крестьянской семье недалеко от Екатеринбурга, на Урале, в 1936м году поступившего в институт журналистики в городе Свердловске, но после его окончания, по каким-то причинам, суть которых остаётся не ясной, не работавшего по специальности, зато работавшего экскурсоводом в местном музее, воевавшего,  попавшего в плен, человека интересного, сложного, во многом противоречивого, которого – так уж вышло – прибило суровыми волнами судьбы к американским берегам ещё в 1950м году. Здесь в США он позднее стал профессором русского языка и литературы. Преподавал в Бостонском университете и в университете Южной Алабамы в городе Мобил. Женился на русской женщине по имени Галина, которая родилась 25 февраля 1926 года и умерла 9 марта 2010 года. Как пишет один из его биографов: «В 1984 с женой переехал в Ричмонд в штат Мэн, в русскую колонию, основанную бароном  Владимиром Пушенталем. Здесь собственными руками построил каменный дом, не без учета возможной  ядерной войны. Автор апокалиптического пересказа в стихах  «Сказания о граде Китеже» с рисунками его жены  Галины и романа «Записки секретного агента». В начале 80-х издавал квартальник на русском и  английском языках под названием NIVA (National  Institution for VictoriousAmerica). Публиковал полемические статьи с критикой политики  Соединенных Штатов, направленной на расчленение России. Родственники: сын Лев; внук Роман. В 1997  Ваулины переехали в Джорданвилл, чтобы жить поближе к Свято-Троицкому монастырю» (Из статьи в энциклопедии проф. Александрова)

Сам П. Р. Петухов-Ваулин много писал – в стихах, в прозе, в публицистике. Сотрудничал с некоторыми русскоязычными изданиями. Сам издавал альманахи «Нива» и «Слава». Скончался в 2007м году. Вот высказывания о нём его бывших студентов:

«Очень-очень сострадаю вашей утрате. Пусть память о нем будет вечной!» (несколько людей). - «Лев, я желаю выразить моё сочувствие тебе по случаю этого трудного события - утраты отца. Россия была стремлением, жаждой его сердца, - как минимум в те времена, что я видел, знал его».

«Мне горько признаться, и я сожалею за то, что не видел проф. Ваулина последние годы его жизни. Я знал его с конца 1970-х до начала 1980-х и всегда при встречах он одаривал меня теплой улыбкой. И как сказал о. Александр, всю свою жизнь он посветил для всех нас».

«Очень больно услышать о смерти мистера Ваулина... Он был очень хорошим человеком и великим учителем. Он умел делать обучение русскому языку приятным, веселым и возбуждающим. Я провел очень-очень радостно мои годы обучения в США русскому языку и русской литературе у профессора Ваулина. Я получал огромное удовольствие беседовать с ним и в последующие годы, когда вы всей семьей делали туристические вылазки, походы через Хиллсдале горы. Это было в годы, когда я обучался на Мастер-степень. Я также получал большое удовольствие обучаться русскому языку у миссис Ваулиной в течение года, когда я решил возвратиться в университет в 1979-80г.г. на подготовку моей докторской диссертации» .

«Все мы, бывшие его студенты, будем очень по нему скучать и всегда помнить о нем. В это время невосполнимой утраты примите наши лучшие пожелания и  глубокие сердечные сочувствия всей вашей семье Ваулиных. Он всегда будет одним из самых любимых наших учителей!».

«Примите моё глубокое соболезнование по поводу кончины вашего папы. Безусловно, он был очень хорошим человеком, если вы его олицетворяете в зеркале-образе его изумительного «Сказания о Китеже». Вечная ему память и пусть земля будет ему пухом».

А вот, что говорил сам П. Р. Петухов-Ваулин о главном труде своей жизни, фантастическом романе в стихах «Град Китеж»:



ОБРЕТЕНИЕ  КИТЕЖА


 Пути мои в небесный Китеж проходят вне нашей земной сферы. Если бы я жил одной земной жизнью, то не прошел бы и десятой доли своего жизненного пути. Когда красные в 19-ом году наступали на нашу деревню, две пули прошили мою люльку и одеяло, под которым я спал. Этого я не помню. Но я помню голод 1921 года и колючие лепешки из молотой липы...  Борьба за существование.  Ожидание ареста. Расстрелы близких людей. Студенческие годы. Рабочий батальон. 383 дня на передней линии фронта. Бегство из плена на лодке через Балтийское море. И многое другое... Не живя небесным, невозможно было пережить пережитое земное. Дорога в Китеж проходит в небесной сфере человеческой души. Обо всех этих путях поведает автобиографическая повесть "Обретение Китежа", которую я думаю опубликовать в  НИВЕ после того, как кончится печатание СКАЗАНИЕ О КИТЕЖЕ.  Приступая к чтению моего СКАЗАНИЯ, читатель сразу же увидит, что как бы ни было слабо и несовершенно мое творчество, оно идет по столбовой дороге русской литературы. Тысячу годов по этой дороге шли многие русские авторы к своей заветной мечте - к славному идеалу Святой Руси. По этому пути шел летописец Нестор. По нему же прошел и безвестный творец "Слова о Полку Игореве".


То обстоятельство, что Россия сегодня в плену у врагов, и что враги могут погубить и весь остальной мир, определило тему СКАЗАНИЯ. Ведь не может же человек представить себе, что вот, грянет великая война, тысячи атомных бомб взорвут атмосферу и погубят планету, и будет снова  Над вечной бездной вечный мрак.


Всякое существо содрогнется и отгонит от себя мысли об этом. Но с другой стороны, такая перспектива реально существует, и ею нельзя пренебрегать. Поэтому на случай мировой катастрофы должно же где-нибудь в мире существовать некое убежище, где жизнь может продолжаться. Этим убежищем может стать мир Святосферы невидимого Града Китежа, легенду о котором пророчески сотворил наш русский народ. И только ли это легенда? Стоял же до татарщины древний Град Китеж на месте нынешнего озера Светлояра, и перешел же он в иную сферу бытия и стал невидим - не только для врагов, но и для всех людей. Именно в это убежище, в светлое Царство Китежа и ушла жизнь после того, как люди загубили свою прекрасную Землю.
 
СКАЗАНИЕ О КИТЕЖЕ есть труд всей жизни и единственное большое творение моего пера.  Оно вынашивалось долгие годы на Урале и в Сибири, но настоящая работа началась только после 14 апреля 1943 года, когда для меня кончилась власть "отца  народов", и я попал сперва в Финляндию, а потом в Швецию и в Америку.

СКАЗАНИЕ переделывалось множество раз. Многие главы выбрасывались и заменялись новыми. Отрывки из книги публиковались в периодической печати и передавались по радио, начиная с 1943 года. Посвящение переделывалось сотню раз. Тридцать лет и три года, весь расцвет моей жизни, отдано СКАЗАНИЮ О КИТЕЖЕ. После этой первой полной публикации, работа над СКАЗАНИЕМ будет продолжаться до конца моих дней.

П. Р. Петухов. Ричмонд, Мэйн , Летом, 1979 г.



Конечно, кое в чём он перегибает. Не без того. Но глубинные тенденции подмечены верно. Теперь мы все без особого труда можем в этом убедиться.

Закончить же хотелось бы стихотворением П. Р. Петухова-Ваулина, являющим собою отрывок из второй книги, упомянутого выше, «СКАЗАНИЯ О КИТЕЖЕ», опубликованном в альманахе «СЛАВА» № 3 (141) летом 1997го года, на двадцатом году издания означенного альманаха, не теряющим своей горькой актуальности практически никогда:


Мы – хамы. Мы -  хамы.
Не знаем греха мы.
Мы отроков душим.
Религии рушим.
Ломаем каноны.
Меняем законы.
Сжигаем иконы
Снимаем короны.
Мы царские троны,
Сметая препоны,
Мы троны ломаем,
Мы храмы взрываем.
Мы – хамы-питоны.
Мы – хамы-драконы.
У нас легионы!
Мы строим сионы!
Мы царства разрушим.
Мы волю задушим.
Вы хамам служите.
Пред нами дрожите.
Мы, хамы – велики.
Мы, хамы – владыки.
Вы, гои – скоты.
Вы, гои – скоты.
Мы, хамы – живучи.
Мы, хамы – могучи.
Мы, хамы – шипучи,
Как змеи гремучи.
Мы Бога убили.
Мы папу купили.
Мы всех победили.
Мы всех покорили.
Мы – хамы. Мы – хамы.
Везде господа мы.
Мы ныне вельможи.
Мы дали вам ложи.
Ходите туда вы, наивные дети.
Повсюду на свете
Расставлены сети.
Мы – ваши тираны.
Вы – наши бараны.
Мы, хамы – гонимы.
Мы, хамы – судимы.
Мы, хамы – бранимы.
Мы, хамы – хулимы.
В пустыне палимы,
Голодные шли мы.
Мы небом прокляты.
Мы миром изъяты.
Мы ходим по свету.
Страны у нас нету…


Рецензии