Чтобы музыка звучала
(Из книги «О людях и для людей»)
У каждого своя судьба.И сколько бы мы ни пытались предвидеть своё будущее,вряд ли можно предугадать все её неожиданные повороты.Так случилось и в жизни Владимира Ивановича Сергеева.Случился в ней однажды вот такой,и довольно счастливый,поворот!Кто бы мог тогда подумать,кто бы мог в те годы,теперь уже очень далёкие и предвоенные,разглядеть в том босоногом мальчишке,с одной из самых хулиганистых улиц нашего посёлка,ту самую «искру божью» и просчитать будущую его причастность к миру искусства?! То есть,по его же теперешним словам, его фатальную:«…обречённость жить в музыке»?!
Думаю,что никто,и можно с большой долей уверенностью сказать:вряд ли!Не было для этого никаких условий тогда в его небогатой семье.В семье простого рабочего с конного двора нашего завода.И всё-таки, всё-таки,опять тут вмешался Его Величество Случай?!Но и такое наше,казалось бы,совершенно верное предположение окажется полностью и глубоко неверным!Был,был,конечно,случай.Случился однажды такой человек в судьбе Владимира Ивановича,который открыл ему путь в большой мир музыки! И этим человеком был его родной дядя!Но и без его «искры божьей» тут не обошлось.
«…Косогорцем я стал,– вспоминает сегодня Владимир Иванович,– когда мне было от роду всего ничего – месяц или два.В 1933 году мои родители,вместе со мной и моей младшей сестрой,переехали жить из деревни Ясная Поляна в этот,тогда ещё совсем небольшой посёлок.И поселились мои родители там,где я и сейчас живу.То есть,при въезде в посёлок,невдалеке от «пяточка»,где раньше была керосиновая лавка,а позже и «когиз» – книжный магазин.Рядом с домом – был конный двор.Дом,конечно, сейчас другой,на месте конного двора позже возникло овощехранилище и трамвайное кольцо. С музыкой я,кажется, тогда и родился.Не знаю сам:когда и как,но я очень рано выучил ноты! А играть на детской гармонике начал лет с трёх…».
Вот здесь-то и помог случай,то есть,родной дядя! Был он «зажиточнее»,чем родители Сергеева,работал в то время на Тульском оружейном заводе.Он-то и увидел тягу племянника к музыке.Купил ему (детский!)полу-баян.«…Если кто-то,где-то играет на гармошке,– смеётся теперь Владимир Иванович,– так я стрелой туда и мчусь. Слушаю,не отрываясь!Особенно любил ездить в Тулу,на базар,где гармони продавались. Там продавцы такие чудеса на гармониках выделывали,так виртуозно на них играли,что я,мальчишка,млел от удовольствия,удивления и восхищения!..».
– …Вот так бы,очень хотелось мне,тогда научиться играть!– восклицает он, завершая свой рассказ о своём детстве,– в посёлке нашем хороших гармонистов тогда было немного. Всё-таки, дорогим для многих в те годы был инструмент – гармонь!..
Первую свою награду Владимир Иванович получил в пять лет.«…Точно,точно!– кивает мне головой Сергеев,– тогда конкурс проводился в клубе Строителей у нас на Косой Горе. Клуб тогда находился на том месте,где сейчас на улице Пушкина находится здание Косогорского строительного управления.И награду свою первую помню – книгу! А называлась она – «Мальчик из Уржума». Это книга о Сергее Мироновиче Кирове…».
В десять лет Сергеев уже работал баянистом в заводском пионерском лагере. Располагался тот лагерь тогда на самой окраине посёлка,у самого леса,то есть, на Верхней Стрекаловке,в том самом месте,где ещё совсем недавно у нас был «городок строителей».Работал позже мальчишка-баянист ещё и в других лагерях:в Фалдино,в посёлке Скуратово.Играл на свадьбах.
…Немцев только – только отогнали от посёлка,как пришло в дом Сергеевых известие, что отец их семейства погиб на фронте.Мать «ахнула и заболела».Хотя она и продолжала работать,но семье её денег уже не хватало,так что и ему приходилось «подрабатывать» – где за игру ведро картошки дадут,где кусок мыла,а где и буханку хлеба.
– Владимир Иванович,– спрашиваю я его,– так что же:музыкантом надо родиться? Судьбу такую иметь? А вы говорили:«Принимаю в хор всяких! Даже с совсем не развитым слухом! Через год, два – они уже поют!».
– Здесь противоречия нет. Да, конечно, способным нужно родиться и что-то иметь в душе! «Искру божию»! То есть,иметь тягу к музыке,чтобы душа стремилась к музыке и пела,чтобы мучилась она без песни,стремилась выплеснуться вся наружу! Приведу такой пример.Отнюдь,не из музыкальной жизни.Учились мы в школе вместе с Женей Дрофиным.Теперь он член Союза художников СССР.Так он с детства рисовал,на чём придётся!И всех в классе рисованием заразил!Да я и сам этим делом не на шутку увлекался,но и тогда мы все считали:Женя – талант!И не ошиблись!Но надо понять и другое,что талант без постоянного труда глохнет,чахнет и засыхает.И потому очень важно пробудить детскую душу,зажечь в ней «божью искру»!Что я и стараюсь делать вот уже двадцать пять лет? Иногда маленький человек,ребёнок,и не знает,что он талантлив.И ему нужен только толчок,дать ему изначальное движение!Вот потому-то педагогом не всякий может быть да каждый!Очень трудная это профессия!..
Я с большим вниманием слушал Владимира Ивановича и с радостью думал,что сумел же я задеть его за «живое»,что вот сейчас-то он мне весь и раскроется!Какая у меня журналистская случилась удача!А он продолжал:
–…Прежде чем ученику дать задание,нужно ему так сыграть,чтобы он услышал всю красоту музыкального произведения, чтобы мелодия звучала в нём самом,чтобы, вернувшись с занятий,он тут же дома захотел её исполнить,повторить! Насладиться ею!
Его приверженность музыке и эти слова меня просто поразили:
– Владимир Иванович,а вы:какое музыкально- педагогическое заведение закончили?
– Годичные курсы военных дирижёров.А вы знаете, я вначале и не думал,что судьба моя будет связана с музыкой?!Ещё в школе, после одной из экскурсий в механический цех Косогорского металлургического завода, я загорелся желанием стать токарем.И у меня в этой профессии неплохо получалось.Шестнадцати лет мне не было,когда я,в феврале 1949 года,пришёл в этот цех.И вскоре здесь стал бригадиром комсомольско-молодёжной бригады.Моя бригада соревновалась с такой же молодежной бригадой,которой руководил Жора Макаров.Но тягаться с ним нам было трудно…
И Владимир Иванович полез куда-то в стол,вытащил из его ящика старую газету «Дзержинец» от 2 сентября 1951 года и подал её мне.Читаю:
«…токарь Георгий Макаров,обрабатывая чугунные сопла,применил скорость резания 286 м.в минуту.Токари Владимир Сергеев и Александр Борисов нарезают сейчас резьбу со скоростью 50-60 м.в минуту…». Говорю:
– Так это же разные операции!Так почему же вы не стали токарем?
– Стал.Да не остался.В 1952 году я был призван в армию.Служил в Германии.И сразу же попал в армейский Ансамбль песни и пляски.Вот здесь-то я и окончил курсы дирижёров! И прослужил двенадцать лет!
– А затем – возвращение на Косую Гору, домой?И хор «Солнышко»?
– Всё верно.Сергей Дмитриевич Соловьёв предложил мне тогда работать в Доме Культуры.В то время он был директором Дома Культуры,а я после армии работал уже учителем музыки в Косогорской средней школе № 2,ныне № 66.
– Что для вас значит педагогическая работа?Какое она место заняла в вашей жизни?
– Довольно значительное.Правда,преподавать я начал ещё в Германии.Предложили мне однажды работать в одной из местных гарнизонных советских школ.Вначале опыта не было никакого.И потому я не стеснялся ходить на занятия музыкой в немецкие школы.Потихонечку и опыта поднабрался.У меня появилось много знакомых среди преподавателей в этих школах.И потому я сейчас не случайно со своими солистами из хора «Солнышко» побывал с концертами и в ГДР,и в ФРГ,и в Польше,и в Чехословакии.Без ложной скромности скажу:«Имели везде успех!».
– Любят за рубежом баян,аккордеон,хоровую песню?
– Чрезвычайно!Даже на губных гармошках играют!Особенно в Германии!Во время моей службы мы давали по два-три концерта в день.В нашем ансамбле:хор,танцевальная группа и оркестр.В то время в Германии были очень популярны русские мелодии.В двадцать три года я стал Лауреатом Международного конкурса в городе Клингентале! Это очень музыкальный город!..
– Владимир Иванович,а что вы чувствуете,когда ваш хор «Солнышко» успешно выступает на сцене?
– То же,что человек, построивший красивый дом!Не было ничего– и вот льётся мелодия!Музыка!Прекрасно!Не всё,конечно,удаётся,что задумаешь.Но всё равно хорошо.А для себя отмечаешь то,что не так.Для дальнейшей работы…
– Сколько же мальчишек и девчонок прошли через ваш хор «Солнышко» за 20 лет?
– Думаю,что весь наш посёлок можно уже назвать поющим. Недаром же я написал, вместе с Геннадием Орловым,«Косогорский вальс»? Подсчитайте!В хоре – 150 человек.Каждый год почти он на половину обновляется.И на 20 лет умножьте?
– И вы каждый год с новичками начинаете работу с нуля?
– Да.Одни по возрасту уходят,малыши приходят.
– Не буду расспрашивать об успехах и наградах хора.Они довольно известны и хор известен.Лучше послушать,как он поёт,предлагаю всем читателям газеты на сцене нашего Дома Культуры послушать звучание хора.Причём,в день его юбилейного концерта,то есть, в честь двадцатилетия.Так,что ждите в гости!
– Будем рады.И сделаем всё,чтобы доставить удовольствие косогорцам от встречи с самым прекрасным на свете – музыкальным искусством!
А.Бочаров.
1991.
Свидетельство о публикации №215051500252