Исторические взгляды славянофилов

Славянофилы противопоставляли народное начало государству и требовали изучения внутренней жизни народа."Народная" тема славянофильской историографии значительно отличала ее от государственно правовых тенденций западничества.Обращение к исторической традиции дворянской Руси придавало взглядам славянофилов консервативный оттенок.  Социально политическая концепция раннего славянофильства сформулирована одним из его идеологов Константином Сергеевичем Аксаковым (1817 1860).Исходным для Аксакова являлся вопрос о народе и государстве. Размежевание их функций решалось в плоскости политической теории :"Внешняя правда -Государству,внутренняя правда-Земле.Неограниченная власть -царю,полная свобода жизни и духа-народу. Свобода действий и закона-царю, свобода мнения и слова-народу". Политическая жизнь и политическая история объявлялись принадлежностью государства.От него отделялся строй народной жизни,как выражение народного духа сего неизменными началами. Таким национальным началом провозглашалась община,противопоставлявшаяся родовому строю и индивидуалистическому началу западного мира.Понимание общины славянофилами как проявления национального духа противостоит позднейшему народническому учению об общине с ее резко выраженным социальным содержанием. В вопросе возникновения Киевского государства славянофилы приняли теорию "призвания"князей ,сформулированную Погодиным.Но славянофилы настаивали на сохранении самостоятельной функции за народом,на своеобразном взаимодействии государственного и земского начала. В этой связи деятельность Петра 1 представляется славянофилам не только нарушением исторической традиции,но и нарушением установленных отношений Земли и Государства. "Государство совершает переворот,разрушая союз с Землей и подчиняя ее себе." Обвиняя Петра в "европеизации" России, уничтожении ее своеобразия,славянофилы отрицали необходимость петровских реформ.Наиболее полно взгляды славянофилов были изложены в статье Ивана Васильевича Киреевского(1806 1856)" О характере просвещения в Европе и о его отношении к просвещению России".Антитеза Восток-Запад оказывается изначальной:мистика Востока и художественная культура Греции противостоят рассудочной римской культуре,а православие противостоит католичеству. Противостоянию России и Запада посвящена и статья Петра Васильевича Киреевского(1808-1856)"О древней русской истории".Ее значение состоит в попытке омежеваться от концепции Погодина,утвердить самостоятельное значение народного начала. Алексей Степанович Хомяков (1804-1860) в "Записках о всемирной истории" попытался нарисовать схему всемирной истории.Философски-религиозная антитеза провославия и католичества переносилась Хомяковым на дохристианские времена как противопоставление греческой и римской культуры.Еще ранее как антагонизм иранского и кушитского начала,объединяяэти противоречия в философском противопоставлении идеи "свободы",выражающей мистическую сущность православия, и идеи необходимости,воплощенной в рационализме Запада.   Ярким представителем славянофильского направления был профессор Московского университета И.Д.Беляев(1810-1873).Его исследование "Крестьяне на Руси"(1860)является первой попыткой создания систематической истории крестьянства. Славянофилы много сделали в области изучения народного творчества. В этом отношении значительна роль П.В. Киреевского и А.Ф. Гильфердинга в качестве собирателей и издателей русских песен и былин.


Рецензии