Как родился Галиан. Глава 27
За едой Ксанф рассказал о своей вылазке в поселение и похвастался содержимым принесенного мешка, в котором оказались увесистый кусок отварного мяса, козий сыр, репа, лук, изюм, два каравая хлеба и плошка с медом. Кроме того мальчик вооружился луком со стрелами, намереваясь охотится во время нашего путешествия.
Когда мы тронулись в путь, я спросил:
- Нет ли поблизости храма или святилища Персефоны?
- Есть, - без раздумий ответил Ксанф. – В Лебадии. Там находится святилище в пещере и священный участок, который называется «Дверь Коры».
- Мне бы хотелось посетить это место. Ты не против?
- До Лебадии мы сможем дойти к вечеру, если не будет непредвиденных задержек, - рассудительно сделал оговорку Ксанф. – Это по пути.
Нам пришлось обходить болото. Передвигаться было не просто. Топкие места чередовались с каменистыми участками в виде небольших возвышенностей, изрезанных сухими руслами ручьев, которые весной текли в Кефис.
Меня поражало, с какой легкостью Ксанф находил безопасную дорогу. Даже в густонаселенном районе Коронеи мы умудрились пройти безлюдными местами. Естественно, города я не увидел. Нам встретились лишь несколько пастухов, да две женщины, несшие в гидриях воду. На мое замечание по этому поводу Ксанф не без гордости ответил, что знает свое царство, как линии на руке…
После полудня, обойдя еще несколько болот, мы вновь вышли к берегу Кефиса, делавшего в этом месте большую петлю. Солнце палило нещадно. Мы искупались в реке и устроились передохнуть в тени деревьев. Когда перекусили, Ксанф продолжил рассказ о своих героических предках. Незаметно меня сморил сон…
В путь мы тронулись после полудня, а на закате, как и предполагал Ксанф, подошли к Лебадии. Город представлял собой довольно большое поселение без крепостных стен, живописно раскинувшееся на пологом холме.
Переправившись вброд через быструю речку Геркину, мы вошли в рощу Трофония. Быстро темнело. Ксанф взял меня за руку, уверенно шагая среди деревьев. Вскоре мы оказались на небольшой поляне. Там стояла темная каменная глыба, в которой я не без труда разглядел мужскую фигуру. Плавно выступавшее из монолита изображение чем-то напоминало скульптуры Огюста Родена. Мальчик пояснил, что это Трофоний, а вытесал его Дедал – знаменитый мастер из Афин. Мне приходилось читать, что Трофоний и сам был известным архитектором. Вместе с братом Агамедом он построил храм Аполлона в Дельфах, сокровищницу Гирия и несколько менее знаменитых сооружений…
Как рассказал Ксанф, Лебадия прежде называлась Мидеей и принадлежала миниям. Трофоний, сын царя Орхомена Эргина, жил здесь. Но Геракл разбил войско миниев и передал Лебадию во владение царю Фив. Он обложил Орхомен данью, что вынудило Трофония и его брата пойти на воровство. При строительстве сокровищницы Гирия они сделали тайный ход. Несколько камней в фундаменте сооружения могли поворачиваться, открывая доступ к царским богатствам. Гирий не мог понять, куда исчезают его сокровища. Чтобы поймать вора, он устроил хитроумный капкан, в который при очередном грабеже попался Агамед. Трофоний не смог освободить брата. Чтобы скрыть правду, он решился убить Агамеда и унести с собой его отрубленную голову…
Когда Трофония хотели избрать царем, он отказался от такой чести и поселился в этой роще, посвятив себя служению Деметре. Богиня наделила раскаявшегося грешника пророческим даром. Вскоре слава ясновидца разлетелась по округе, и к нему стали стекаться толпы людей. Не желая соперничать с оракулом Аполлона, находившимся в соседней Фокиде, Трофоний скрылся в пещере. Когда он умер, никто не знает. Но в пещеру продолжали спускаться люди, чтобы узнать пророчества Трофония…
Ксанф вывел меня к круглой площадке, вымощенной камнем. В ее центре чернела расщелина, окруженная невысоким парапетом. Рядом был врыт столб, предназначенный для устройства, помогавшего людям спускаться в расщелину.
Мальчик со знанием дела объяснил ритуал получения пророчества Трофония. Прежде всего, требовалось пройти обряд очищения. Человек некоторое время должен был прожить в особом помещении – храме Доброго случая, под покровительством богине Тихе, совершая омовения в речке Геркине, соблюдая пост и принося жертвы богам. За всем этим следили жрецы.
Но во время войны некоторые служители оракула были убиты, иные разбежались. С тех пор никто не рисковал спускаться в пещеру, потому что из нее было трудно выбраться, да и толковать видения, посещавшие людей, было некому…
Святилище лежало в руинах. Мы расположились на ночлег у одной из уцелевших стен. Ксанф развел костер. Мы поели и улеглись спать. Мальчик быстро уснул, свернувшись калачиком, а мне не спалось. Над кронами деревьев священной рощи стояла полная луна. Устав ворочаться с боку на бок, я решил пройтись вдоль речки. Лунный свет хорошо освещал тропинку.
Ксанф рассказывал, что исток речки находится где-то неподалеку, в пещере. И речка, и пещера были названы именем дочери Трофония Геркины, которая была подругой Коры. Однажды богиня подарила ей гуся, а тот убежал в пещеру, застряв среди камней. Чтобы его достать, Кора сдвинула один из валунов. Из-под него забил источник, давший начало речке. Впоследствии Геркина стала жрицей богини Афины. Случайно увидев голову горгоны Медузы, которую Персей принес в храм богини, жрица окаменела. Ксанф утверждал, что каменная Геркина до сих пор стоит в пещере…
Свидетельство о публикации №215051500795