Галичина... нацизм. урус-булгар, 9 век. рзд. 1

Э.Дейнекин. Галичина.Генеалогия нацизма.
        Глава 9.  УРУС-БУЛГАР  В 8-9 ВЕКах
                Раздел 1 (согл.набора иллюстраций)
                СОДЕРЖАНИЕ  РУБРИК:
ГАЛИДЖ-НОВГОРОД
РУСЬ,РУСЬ,РУСЬ,РУСЬ…
УРУС-БУЛГАР. Продолжение.
ХАЗАРЫ  И  РУСЬ  СОГЛАСНО  ВЕЛЕС-КНИГИ
760….800гг  НАСТУПЛЕНИЯ ХАЗАР  НА УРУС-БУЛГАР. АК-УРУСЫ
БАЛТАВАР  И  ЕГО  САРДАР
БАЛТАВАР  АЙДАР УГЫР
АЛЬЯНС  ХАЗАРИИ  С  ГАЛИДЖЕМ
ОЧЕРЕДНЫЕ  ГАЛИДЖИЙСКИЕ  ВОЙНЫ
18  ЛЕТ  МИРА МЕЖДУ ВСЕМИ ЧАСТЯМИ УРУС-БУЛГАРА
КОНЕЦ  ДЕРЖАВЫ  УРУС-БУЛГАР.
АСКОЛЬД  И  ДИР. Продолжение
ВАРЯЖСКО-РУССКИЙ  КНЯЗЬ  ЭРЕК

                ГАЛИДЖ-НОВГОРОД
  С Новгородом- на- Волхове мы познакомились ещё в главе№7; начало его следует отсчитывать от –(минус)9 века, но под другими именами. В гл.№8 мы его оставили под именем Хольмгард. А по летописям Иделя Новгород значится так:
(Цит.234)  «Галидж - 1) город Ладога;         2) город Новгород Великий;
3) булгарский балик, современный город Галич (Мерский).
Галиджийцы - 1) первоначально - одно из названий скандинавов;
2) новгородцы, которым в 1111 году удалось захватить у Булгарии Северный Шуд, расположенный между Белым озером и Сухоной»  [8.Словарь].
   Однако это сообщениие относится к временам  не более, чем 9век. До того было действующим именно скандинавское Хольмгард. Архео-историки честно признаются:

(Цит.235) «Начала» Новгорода также не знают наши достоверные летописные известия. Они застали город существующим. Город импонировал древностью уже его первым историкам - лето¬писцам. Верный признак этого - окружение прошлого города легендами, связывание его с мифическими или полумифиче¬скими личностями. Странствующие легенды о братьях-основа¬телях, апостолах-просветителях и пр. - общая черта истории крупнейших городов европейских народов…         В пределах Новгородской области имеется несколько горо¬дов, так и называющихся «старыми», в которых отдельные исследователи склонны видеть политические центры более древние, чем Новгород, уступившие позднее ему свое значение и определившие тем самое его имя - «Нов-города». С. Ф. Платонов видел такой древнейший центр приильменских сла¬вян в Старой Руссе, лежащей по другую сторону оз. Ильменя…Б. Д. Греков считает таким центром Старую Ладогу, лежа¬щую на другом конце р. Волхова. [W]
   Сопоставление цитат 234 и 235 выявляет троицу исторически связанных топонимов: Ладога, Галидж;Новгород.
   Что касается «новгородцев», то здесь тоже связанная четвёрка этнонимов: ильмы & словены &русы &галиджийцы,
   Чуть заходя на пол-века вперёд, посмотрим цитату из ДТ:
(Цит.233.2)  «В 745 году Авару представился случай применить оружие и внутри собственной страны против восставших балынцев. Восстание подняли урусы, недовольные возвышением анчийцев и размерами балтаварских налогов. Балынцы тут же поддержали этот мятеж, ободренные прибытием к ним ульчийцев с острова Артан. Эти ульчийцы были изгнаны галиджийцами, но для того, чтобы их боялись, называли себя галиджийцами. Они построили на большом озере крепость Галидж и возглавили бунт... [8]
   Здесь мы опять имеем колоссальную историческую информацию, сжатую до предела, и – такую информацию, каковой никогда не было в классике.  В частности:
1. Ульчийцы (славяне) покинули некий остров Артан, изгнанные галиджийцами (кельто-галлами, ругами); но такого острова не было, а Артаном в Иделе называли всю Прибалтику.
2. Ульчийцы-славяне сами себя обозвали именем врагов и построили на о.Ильмень крепость Галидж, но именно эта крепость могла предшествовать Великому Новгороду.
3. Урусы, подкреплённые псевдо-галиджийцами, подняли восстание против Башту(Киева).
4. Балынцы – волыняне и поляне – поддержали урусов. Здесь, уже по 745 году, мы видим начало большой вражды между Новгородом и Киевом, (между русским Севером и «урусским» югом). Да, Галидж-Новгород беспрерывно заполнялся «руссами»(рашн) изо всех уголков Балтийского Поморья, а Киев заполнялся «урусами», в эпицентре которых анто-славяне (анчийцы) и ославяненные булгары. Посредине оказались «балынцы» - будущие белорусы и волыняне, которые имели возможность примыкать то к одной, то к другой стороне.

                РУСЬ,РУСЬ,РУСЬ,РУСЬ…
   Ко времени появления Киевской Руси древне-исторические источники показывают нам такое количество «Русей», что можно со счёта сбиться. Используя источники [18], [23], [29] и иные, соберём на одной карте всё страны и народы, имевшие в своём самоназвании корень «рас(раш)», «рос(ш)», «рус(ш)»

   Карта 31-Гл. МЕСТА  РАСПОЛОЖЕНИЯ  «РУСей» разных.
 Числами обозначены:
1- Росомоны-скандинавы.
2- В Эстонии Роталия-Руссия с островами Эзель и Даго.
3- На побережье Рижского залива Русь Варяжская.
4- Пруссия.
5- Арсания = Артания=Руян=Рюген=Русь Варяжская, порт Росток.
6- Боруссия.
7- Росомоны Приильменья/Русь Новгородская и росомоны Приднепровья.
8- Червоная Русь.
9- Русины.
10- Рашка(Ruska) сербская.
11- Русколань.
12- Одросия.
13- Две Руси в Германии (округ Гера, Тюрингия).
14- В  Подунавье: Ругия, Рутения, Руссия, Рутенская марка, Рутония, Ругиланд на территории нынешней Австрии и Югославии.
15- Рутения Галльская.
16- Этрурия=Этрусия (этруски).
17- Пургасова Русь.
18- Аорсы.
19- Урус-Булгар.
20- Русский каганат (роксоланы)(по Г.Вернадскому).
Цветом на карте обозначены генеалогические платформы:
Жёлтый-;R1a*;  оранжевый-;R1a1; серый-;K+P+R+R1&J&N; розовый- I1+I2+I2a; красный- ;R1b1b; бордовый-;R1b1a;
Очень возможно, что этот перечень не полон, но достаточно, чтобы задуматься, ЧТО  ТАКОЕ  РУСЬ?

                УРУС-БУЛГАР. Продолжение.
Граф 6.4-Гл. ХОНСКАЯ ДИНСТИЯ  ДЕРЖАВЫ  ИДЕЛЬ.


             ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ  КОММЕНТАРИЙ К ГРАФУ 6.4-Гл
   Родовая наследственность размывается в поколениях более, чем 4-5. Национальные маркеры царей Иделя от №120 до №125 могут быть абсолютно твёрды по зелёной имэнской линии ;J, а масгутская (красная) и ;R1b1b2   сакская(жёлтая)  ;R1a не подтверждаются новыми сообщениями о жёнах царей. Лишь для Айдара и хазарского Уруса появились сведения о женской скифской(сакской) линии, поскольку Таргиз(Тарвиль) – исключительно скифский пра-родитель.
(Цит.235) «Абдаллах ибн Башту в своей “Хазарской истории” пишет, что матери хаканов Айдара и Уруса были родными сестрами из урусского рода Услан. Это родство не позволяло балтавару воевать непосредственно с хазарским хаканом, ибо булгарские традиции запрещали воевать против родичей под страхом проклятия Аби. Аби называют алып-би - мать Иджика,…Сеид Якуб со слов Абдаллаха ибн Микаиля Башту рассказывает, что мать Айдара - уруска Арья-Услан жила сто пятьдесят лет и нянчила даже своего правнука Алмыша. Некоторые говорят сейчас, что в честь нее и горы напротив Казани и Болгара называются Усланскими,  ... Арья-Услан рассказала как-то своему внуку Джилки, что ее род идет от самого прародителя сакланов богатыря Таргиза, которого булгары зовут Тарвилем,» [ 8, Гази Барадж]
   Сам Айдар,женившись на угырской(баджанакской)княжне,внёс своим потомкам угорский ;Q1a.

РЕЛИГИОЗНАЯ  ПАЛИТРА  УРУС-БУЛГАРА.  Окончание 1 килолетия характеризуется территориальными движениями религий, переменами религий большими этническими общностями, военными столкновениями на этой почве.
   Мир уралоидов, разметнувшийся от Атлантического океана до океана Тихого, был до этого времени, несмотря на масштабность, однородным в религии – тенгрианство. Классика применяет термины «язычество», «идолопоклонство», которые носят очень туманный и уничижительный смысл. Народы санскрита тенгрианство именуют «Веды(ведичество»). Варианты тенгрианства были приняты, кроме  gaplogroup имэн;J, ариями ;K, карами;N и даже американоидами-онграми ;Q – варианты отличались лишь языковыми интерпретациями. Циркумкарпатский регион, Греция, Рим, германцы,  скандинавы – все имели такие же свои варианты тенгрианства. Славяне, как аборигены Европы-кроманоиды, ;I, более всех отличались оригинальностью, но 15-тысячелетний индоевропейский микст с уралоидами-сарыйцами приблизил их религии к восточным типам. Галльский (;R1b1a) пантеон тоже не мог сильно отличаться от вышеназванных, ибо они тоже урождённые уралоиды, но тесный контакт с друидической антильской религией внёс глубинные искажения тенгрианства.
   А вот анатолийская метрополии галлов не была затронута кельтикой, и, как известно, в Галилее сотворилась колыбель христианства. Вера в Иисуса Христа и его вероучение легко и быстро распространилось именно на восток. Маланкарская православная церковь («христиане апостола Фомы») в Индии основана в 52 г.от Р. Х.
   Как Азия, так и Европа дали несколько ветвей хритианства. Галлы в совокупности с кельтами на западе Европы упорно сопротивлялись движению христианства, также как и их соседи славяне и германцы. А галичане Восточной Европы, через греко-ахайский(Византийский) плацдарм, опережая всех, внесли своё, родное галилейское вероучение в Прикарпатье, Прибалтику и Варяжскую Русь. На Днепре и Висле им, видимо, помогали полоны-куявяне, принёсшие из Индии Маланкарское православие ещё в 4 веке.
   В державе Идель христианство не было чужеродным, но с 630года в него стало врываться ещё и магометанство. Начало произошло в молодом государстве Хазарии, бывшем в начале подданным Иделю-Булгару.
(Цит.236) «в 737 году. Опомнившийся<хакан Хазарии> Кук-Куян решил загладить свою вину и объявил газиям<арабами>, что хочет примирения с султаном и разрешает поэтому своим подданным принимать истинную<исламскую> веру. Тогда приняла ислам часть бурджан<дагестанцев>, дабы воины султана не разоряли их во время своих походов на хазар, а вот кара-булгары воздержались по причине нечаянного разграбления газиями их торгового каравана..»[ 8, Гази Барадж]
Как видно, принятие или непринятие ислама было лишь уловкой некоторых общностей для усиления своей самозащиты. Спустя всего 7 лет наследник Кук-Куяна
(цит.236.2) «Барджиль… отказался сесть на трон по обычаю из-за боязни быть придушенным и объявил о принятии им веры яхудов<хорезмийских иудеев>. Его поддержали мурдасы, буртасы, куманы, джурашцы, сакланы и кук-огузы, но вот кыргызы-сабаны выступили против и были изгнаны.» Перечисленные этносы поддержали верховного правителя Хазарии формально, ради того же поддержания благополучия в насквозь торгашеской Хазарии, как и принятие ислама; после исчезновения иудейских каганов лишь ничтожная часть людей Хазарии оставили себе иудейскую религию (караимы)
.
РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ  ЦАРЕЙ(БАЛТАВАРОВ) УРУС-БУЛГАРА. В графе №6.4-Гл  внесём дополнительные обозначения цветом для религиозности личностей в Хонской династии Иделя: серая рамка-тенгрианство, зелёная рамка-магометанство, бордовая рамка- христианство, голубая рамка-иудейство.
До Бат-Бояна все были тенгрианцами и на этой почве имели взаимопонимание со славянами и руссами-ориями. Бат-Боян был в молодости отправлен заложником в Арабский султанат и приобщился там к исламу. Но в Башту(Киеве) он сменил вероисповедание на христианство, а в конце жизни вернулся в родное «язычество». Но при нём в Киеве появились христианские церкви – это 7-м веке! За 300 лет до «официального» крещения Руси.
УРУС-БУЛГАР  И  ВАРЯЖСКАЯ  РУСИЯ
   Царь Идель-Булгара №120 Бат-Боян Илятбир, в древнерусских летописях известный как Будимир, сделал много для укрепления Урус-булгара и для нейтрализации посягательств Хазарии на земли Иделя.
   Его сын Бу-Тимер наследовал от отца престол Башту  всего на 10 лет; его предательски умертвил хазарский каган, когда тот был в гостях у кагана.

(Цит.237)  Царь Иделя №122 «Сулаби, в отличие от отца, недолюбливал войны и всячески старался избегать их. Зато балтавар охотно занимался делами торговыми и сделал оживленными сухопутные и водные дороги, идущие в Аварию, Артан(Прибалтику), Рум(Византию), Джалду(Крым), Сэбэр(Сибирь) и Кашэк(касоги на Кубани). Лучшую часть ульчийцев он отделил от остальных игенчеев и, велев им нести повинность по изготовлению судов, назвал их субашами. Он также устроил 10 джиенных округов и сам охотно объезжал их, выбирая на них в тарханы бояров и собирая дань мехами и продуктами. Однако, когда Кук-Куян<каган Хазарии> сообщил ему о том, что гурджийский<грузинский> бек стал притеснять Хонджак<гунны в Дагестане> в отместку за помощь хонов своим собратьям, балтавар вышел в поход. Наши легко разбили нестойких в бою гурджийцев и вновь схватили Джухмана<грузинского бека>. Но его седобородый отец вдруг явился в булгарский лагерь и предложил Сулаби взять его в плен в обмен на свободу сына. Пораженный такой сильной родительской любовью, Сулаби не только даровал свободу и отцу, и сыну, но и побратался с Джухманом и взял его имя. Обрадованный гурджийский бек дал слово не притеснять Хонджак и платить хакану дань, и Сулаби с легким сердцем отправился восвояси...
… Сулаби правил 27 лет и умер в 727 году, оставив власть своему сыну от аварки Авару. При нем опорой булгарской власти в Кара-Булгаре, который называли и Кара-Сакланом - в отличие от хазарского Ак-Саклана - стали анчийцы. А анчийцы, как я уже отмечал, являются смесью части ульчийцев с некоторыми родами урусов и булгар, от которых унаследовали мужество. … Анчийцев освободили от всех повинностей, кроме воинской, и взятым от них на службу не разрешалось даже жениться во время несения ее.
Однако анчийцы с удовольствием несли эту повинность, ибо были воинственны и получали за нее обширные земли в округе Башту и хорошее жалованье.»
  Расположение царя Сулаби к аборигенам Поднепровья антам(анчийцам) могло быть простой государственной мудростью, но и тем также, что его дед и отец, возможно, брали в жёны местных боярынь (в ДТ такие с ведения не обнаружены). Писано только про Авара, что его мать (одна из жён Сулаби) была аварка, что отразилось и в имени царя.
   «Авар по просьбе матери совершил несколько походов на фарангов в поддержку авар и помог этому племени поправить свои дела. А походы эти балтавар делал через горы Учулы, названные так некогда Шамбатом в память о трех своих сыновьях. Они были оставлены им вместе с матерями в Дулобе тогда, когда он принужден был отступить оттуда обратно в Башту... [ 8, Гази Барадж]

А вот отношения с урусами/балынцами  постепенно ожесточались.
С урусами анчийцы были во враждебных отношениях, 
(Цит.232.2.продолжение) «…Восстание подняли урусы, недовольные возвышением анчийцев и размерами балтаварских налогов. Балынцы тут же поддержали этот мятеж, ободренные прибытием к ним ульчийцев с острова Артан. Эти ульчийцы были изгнаны галиджийцами… Они построили на большом озере крепость Галидж и возглавили бунт... Авар разбил урусов. Одна половина их предпочла подчиниться балтавару, но другая предпочла бегство. Некоторые беглецы ушли в Галидж, но большинство их переселилось на Шир, где получило название буртасов. [ 8, Гази Барадж]
Времена – 745….гг.
  Барджиль, новый хакан Хазарии, весьма обрадовался смуте в Кара-Булгаре и не только не вернул беглецов, но и построил для них город Урус. Это, видимо, тот «русский город», который краткое время существовал в устье Дона. Точно также и галиджийцы радушно встретили артанских русов и построили для них на озере Ильмер(Ильмень) другой город Урус. Разгневанный Авар послал своего старшего сына Тат-Утяка на север, и тот разрушил Галидж и Урус до основания. Испуганные мятежники бежали еще дальше на север, но спустя некоторое время вернулись и возобновили свои поселения...
   В данном описании под «урусами» , очень вероятно, понимаются не балтийские (варяжские) русы, а ории Русколани, не нашедшие добрых отношений с Хонским «режимом» Башту(Киева), отделившиеся от своих былых побратимов антов, ушедшие к ильмерам. (Цит.238)     «Также (и) Ильмерцы, которые нас неоднажды хранили, и с нами слились, и кровь вот свою дали и нам... В древн.ости были на Руси Хазары. Нынче же всё - варяги... Мы же - Русичи, никак не варяги... Дощечка 5б (1) (5б)  Джагфар тарихы сообщают, что значительная часть повстанцев-урусов, разбитая царём Урус-Булгара, ретировалась в Хазарию и нашла там друга-кагана. А вот Велес-книга никаких компромиссов с хазарами нам не поведала.

                ХАЗАРЫ  И  РУСЬ  СОГЛАСНО  ВЕЛЕС-КНИГИ
   В данной повести мы всеми силами стараемся увидеть давние события с разных точек зрения. Летописец Велес-книги очень неадекватно описывает «хазарское иго», совмещая время хазар с временем готов, и др. временными несоответствиями.
(Цит.238.2) « Борусы не имели совета власти Веча вопреки... Хазары же на них пошли, и не было воинов у тех... Пятьсот ведь лет был тот раздор, и не скоро с ним покончили, и стоил нам он ярма хазарского... /Дощечка 3б.\  Действительно хазары по-серьёзному «навалились» на Киев только после 860 года, и длилось это «ярмо хазарское» не долго.
   Нам интересно сопоставить сведения о том , как протекало сопротивление хазарской экспансии и кто возглавлял его.
(Цит.238.3) « В жизни трудной времена... и был-то во степях болярин Скотень... Он-то не поддался Хазарам. Был он Иранцем... и у Иранцев помощи просил. И они... конницу послали и били Хазар. О том сказаны и слова другие, потому как взял он Русичей, что оставались под Хазарами... А кто ж добрался до Киевского града - там и поселился... А Русичи, что не желали под Хазарами остаться, к Скотеню пошли.
     И так скиталась Русь в округе... Иранцы всеми злоумышлениями пренебрегли и наших в кабалу не брали, и Русам так жизнь русскую оставили... А Хазары брали на свою работу в кабалу и женщин, и детей. Скверно было и весьма... худое творили...
     Именно тогда около Скотеня Готы грабительски на Русь напали. И он вооружился, и наши пращуры двинулись на них. В то время конница Иранцев ударила и Готов разбила. Разбиты были Готы и бежали с поля... То кровь ведь русская лилась... и красною земля была... Молниеносными ударами разбили Русы землю готскую и мечами уничтожили всякого, и землю их взяли себе, и к своему пришли...
     А тут Хазары захватили нас, поскольку Вече у нас пропало, и напали на нас... И в бой как львы летели Русичи и говорили: "Пропадем мы, как Перун о нас не позаботится". И Он помог.
     И Готов поразили, первее же - Хазары наелись праху, ... были первыми разбиты. И вот Русь не стала их трогать пока и говорит: "И что же еще будет...".
     Хазары же убежали к Волге от Дона и Донца... там срам имели...   воины их были, наземь бросили мечи свои и повернули, куда глаза глядят.
     В тот раз Готы перешли к другим местам, на полночь отошли, и там пропали, дальше идя. Русь же устремилась на эти земли, что к Руси были присоединены кровушки реками. Дощечка 4а (II 4а)
Да, в летописи, на которую мы ранее твёрдо опирались в датировке событий, здесь произошла «разбалансировка» времён. Но это не важно, если есть более достоверные источники. Гораздо интереснее такие моменты:
1. «Иранцы» нанесли самые значительные, победные удары как по готам, так и по хазарам. Кого русы-ории именуют «иранцами». Того Ирана, который мы знаем сегодня две тысячи лет назад не было; Древнейший Иран отображает Ирий, Иртыш, ирменов, которые ещё известны как асы Урало-Сибири. Выходит, люди Русколани (ории, анты, борусы, карпы и др.) не понимали их принадлежность к державе Идель, но видели вблизи себя асов-иранцев, как представителей «Ирана».
2. Герой летописи «Болярин Скотень…был он иранцем» и г`отов бил и хазар, а ещё русофилы его признают воеводой руссов против греков, ромеев… То есть живучий воин, лет 700 жил и успешно воевал. Вразумительного разъяснения по болярину Скотеню нет более ни в ВК, ни в иной литературе. Кроме одной (слабоватой) параллели: «Ас- Джир, бывший сардаром анчийского ополчения» в Башту во время осады его хазарским войском.  Сардар – тот же болярин, вот только Скотень был-то «иранцем», а не анто-славянином. Может быть один из царей Урус-Булгара поименован русским эпосом Скотенем?

              760….800гг  НАСТУПЛЕНИЯ ХАЗАР  НА УРУС-БУЛГАР. АК-УРУСЫ
  Хазарский каганат наступал на владения Урус-булгара медленно, но верно – привлечением на свою сторону народов Ак-Булгара.Достигнув практически северной части Итиля (Волги), хазары создали союз против Башту с галиджийцами Артана.
   В области Миша(Мещёра) взбунтовались маджары(мадьяры); усмиряя их погиб царь Кан-Караджар. На трон вступил 15-летний Угыр-Айдар. Долгое время его «дядькой-наставником был болярин Будим. Велика вероятность, что это был князь(вождь) народа будины (см.карту №22-Гл). Буди;ны (др.-греч. ;;;;;;;;) — древний народ, обитавший, по Геродоту севернее савроматов , и в то же время примыкавший к неврам .Геродот пишет, что будины были многочисленны, голубоглазы и рыжеволосы и ведут кочевой образ жизни. К числу основных занятий будинов относятся охота и рыболовство. Будины археологически соответствуют балтским или славянским народам юхновской культуры. Аппелируя к многочисленности будинов, Б. Н. Граков отводил им обширное пространство от воронежских до полтавских лесостепей, покрытое, по сути, единой (с не очень существенными вариантами) археологической культурой. Будь то балты, либо славяне, но «юхновцы» – это сарматы(САРМАТАИ). Совершенно не удивительно, что сарматы Приднепровья стали мощной опорой царя-уралоида. Они получили имя Ак-урусы (восточные русы). Лингвисты считают, что именно с территории древних будинов развивалась современная версия русского языка.

                БАЛТАВАР  И  ЕГО  САРДАР
(Цит.239) «В 816 году отряд Будима, действуя по приказу балтавара, овладел галиджийской областью. Балтавар был так доволен этим, что назначил бояра тарханом покоренного Балына.
Ранее тарханами назначались только члены царского рода. От сардара Будима, похоже, началась та самая НАСТОЯЩАЯ  РУССКОСТЬ, каковой ныне гордится славянский мир и Россия.
[W]: Боярин Будим хорошо известен в классике как «Вадим Храбрый». Многие русские историки, приводя сказание о Вадиме, считают его вымыслом. По мнению историка С. М. Соловьёва, лучше всего оно объясняется рассказом летописи о неудовольствии новгородцев на варягов, нанятых князем Ярославом, об убийстве последних и о княжеской мести убийцам. Тот же учёный, по-видимому, склонен объяснить Вадима словом «водим», что в областных наречиях означает «коновод», «передовой», «проводник». [W]
(Цит.239.2)  «Будим восстановил Галидж<будущий Новгород> и Урус<Старая Русса> и с разрешения Айдара, целиком доверявшего ему, построил Шамлын<Смоленск>, Джир<Ростов> и Мен<Минск>. Мен был назван так потому, что здесь собиралась тысяча балынских ульчийцев-воинов для обеспечения “джиенных поездок Будима по его наместничеству, а свое тарханство он именовал “Ак Урус” - для отличия от урусской области в Кара-Булгаре. Такие же тысячи собирались в Галидже, Шамлыне и Джире. И этих воинов называли “ак уруслар” или “уруслар”, ибо они служили урусскому бояру... При этом Будим, не доверяя балынцам, нанял тысячу анатышских<датских> альманцев и пять тысяч байлакских<польских> ульчийцев из племени кулбак… Айдар всячески поощрял деятельность своего бояра, ибо Будим стал присылать ему вдесятеро большую дань...[8,Гази Барадж]

                БАЛТАВАР  АЙДАР УГЫР
Ок. 825года в Башту пришла весть о готовящемся нашествии хазарского кагана Карака на Кара-Булгар. Вслед за этим явились послы хакана и заявили: “Ты уже пять лет не платишь дань Хазарии, а между тем пределы и доходы твоей державы во много раз увеличились. Если ты и сейчас откажешься от выплаты - хакан принудит тебя силой!”
25-летний царь Айдар окружавшими его исламистами был настроен на переход из «язычников»-тенгрианцев в ислам. Он дал весьма любопытный ответ : послал кагану обоюдоострый альманский (германский) меч со словами: “Я посылаю тебе этот меч для того, чтобы ты знал: после того, как я принял истинную (исламскую) веру, Тангра поразит всех моих врагов обоими остриями!” То есть, балтавар , перейдя в ислам не отказался от верховного Бога предков Тангры, и соединение двух Вер символизировал двусторонним лезвием меча. Молодой, но разумный царь, видимо, отображал в себе народ Урус-Булгара, одна часть которого прочно оставалась в тенгрианстве, другая часть – восточная- постепенно переходила в ислам.
За отказ платить Хазарии дань(вознаграждение за охрану границ общей империи) каган отправился с войском в сторону Башту. Следующая цитата характеризует этнический состав Западного Урус-Булгара, где явное численное превосходство составляли анто-славяне. Кара-булгары – это довольно широкая смесь уралоидов, в большей степени – онгров-угыров. Ведь (цит.239.3) «Угыр заключил мир с моджарами<мадьярами-онграми> и женился на дочери угырского бека Юлай-Бата Аскала... Расположение Угыра к (мадьярскому) бояру еще больше возросло после того, как тот построил для него новую крепость, которая была названа в честь погибшего кана “Караджаром”<Чернигов>. Родство царской Хонской династии с другим родом, как обычно, отразилось в общественном имени царя – Айдар Угыр(венгр).

(Цит.240) «В войске балтавара было 20 тысяч бойцов, из которых 10 тысяч составляли анчийцы, 5 тысяч - кара-булгары, 3 тысячи - урусы и 2 тысячи - анатышцы и ак-урусы Будима. Моджар не было, так как они отправились в набег на сульских бурджан, притеснявших тамошних авар. Войско балтавара подошло к Харька в тот момент, когда хазары устремились на штурм, и отбило вражеский натиск.» В это время отсутствовло войско маджар, не успевшее подойти к полю боя. « Несмотря на мужество анчийцев, 70 тысяч закованных в железо тюрков прорвали их ряды и боковым ударом опрокинули урусов и бывших с ними 2 тысячи кара-булгар…С другой стороны в этот момент по тюркам ударили возвратившиеся с набега моджары. Мнившие себя уже победителями хазары опешили от неожиданности и обратились в паническое бегство. Наше войско рубило врагов до реки Кичи-Шир<Северский Донец> , и из них вернулось в свою ставку и в самом жалком виде только 7 тысяч... .[8,Гази Барадж]

                АЛЬЯНС  ХАЗАРИИ  С  ГАЛИДЖЕМ
Поражение хазар привело к череде замен в каганате”. «Язычники» Хазарии ликвидировали иудейских правителей и поставили каганом  Уруса - внука (по женской линии) царя Урус-Булгара Тат-Утяка и урусской княжны. Он долгое время скрывался от иудеев в Тама-Тархане (Тмуторокань) у племянника Тат-Утяка Тамьяна. Этот каган Урус  не стал мириться с троюродным братом Айдар Угыром и готовил Хазарию к следующей войне. Очень вероятно, что ему грезился трон своего деда в Башту(Киеве).
(Цит.240.2) «Уже в 832 году Урус стал настолько силен, что смог подкупом склонить галиджийских садумцев и ульчийцев на свою службу. Неверные восстали и провозгласили прибывшего к ним с деньгами сына Уруса Чинавыза хазарским наместником Галиджа. При этом мятежники беспощадно вырезали значительную часть кулбаков и урусов, а уцелевшие бежали вместе с Будимом в Башту.
В том же году отряд галиджийцев во главе с Халибом прошел по Идели и погромил Болгарское бекство, а затем, по приказу Уруса, произвел опустошительное нападение на Тимер-Кабак и Азербайджан. После этого хазарские баджанаки ворвались в Джалдайскую степь и наполнили ее бесчинствами. .[8,Гази Барадж]
Альянс двух врагов Урус-Булгара, альянс денежный, ибо обе стороны, и Хазария и Галидж были в первую очередь торгующими державами, - опасность нешуточная.
В цит.№240.2  вполне понятен этнический состав северян: галиджийские садумцы-скандинавы и галиджийские(галичанские) ульчийцы(славяне). И те и другие уже привыкли себя именовать руссами. Очень вероятно, что среди садумцев видную роль играли росомоны; через 30 лет они исторически громко себя проявят в Башту-Киеве.
   Обращаем внимание на главную военную силу Хазарии – баджанаков (по-русски «печенеги»). Много ранее другие рода баджанаков (берендеев) под именем северов соединились с русо-антами, и даже считаются «славянским племенем». Теперь же пол-тысячелетия спустя иные (сибирские) рода баджанаков-суваров просто нанимались денежному хазарскому кагану для войны с кем угодно. Вполне можно считать это обычным казачьим делом, тем более, что савиры относятся к сакскому (пра-казачьему) суперэтносу ;R1a*

                ОЧЕРЕДНЫЕ  ГАЛИДЖИЙСКИЕ  ВОЙНЫ
   Противоборство Урус-Булгара и Галиджа за Приильменье (часть Гардарики) не отменило нарастание мощи самого Галиджа Варяжского, разместившегося от Чудского озера до Королевства Дания, пронизывая своими торговыми и военными делами многие здешние государства. Однако за судьбой Гардарики зорко следили также из Скандинавии. Гази Барадж Тарихы отмечает новую фамилию среди знаковых фигур этого времени – Халиба(на языке Иделя – «победитель»). Позже его имя становится Ас-Халиб, поскольку он был садумцем, представителем Скандинавии (Швеции), а любовь скандинавов к титулу «ас» широко известно. Ас-Халиб был сильный военачальник. Особенно впечатляет его нападение на арабов Азербайджана. При этом – ещё один исторический сюрприз – нападение скандинавов происходило не с севера, а с юга!
 (Цит.241)   «Вернадский Г.В. приводит русов, упоминаемых в персидском переводе «Истории» Табари в связи с событиями 643 г. Когда авангард арабской армии подошел к Дербенту, его правитель сделал следующее заявление арабскому командиру: «Я зажат меж двух врагов, хазар и русов. Последние – враги всего мира". Земли хазар распространялись до Кавказа. Тогда, как можно одновременно зажать арабскую армию с двух сторон? Ведь Дербент расположен вдоль узкой полосы берега Каспийского моря так, что для арабов справа – море, слева – горы, впереди в Дербенте – хазары. Поэтому на юге, т.е. сзади, русы – враги всего мира. Напомним, что события происходят в 643 г., поэтому варяги с Балтики не могут перелететь на юг Каспия, а через Босфор не пройдешь. Каким образом эти вездесущие русы умудрились в центре Азии напасть с юга на арабов, когда арабы сами пришли с юга. Ответ элементарен. Хазары просят русов-асов выйти с Памира по Амударье на юг Каспия, как только хазары заманят арабов из Апшеронского п-ова на север, и те втянутся в "бутылочное горлышко" между морем и горами Кавказа (вершины Дюбрар и Бабадаг). Все, арабы в мышеловке. На узкой полосе нет маневра. Здесь не одна армия погибла и погибнет…Еще раз напоминаем, что события происходят в 643 г., когда славянские племена не знали, что такое Русь.[24]
   Реальность того, что события 200-летней давности повторились Ас-Халибом, состоит в скандинавском истоке его имени: Аскольд ;Ас-Халиб. Норманны его звали Hoskuldur. На Руси он имел прозвание "Сарматский тирарь", т. е. “пасынок”, как об этом сообщил В. Н. Татищев в "Истории Российской". В скандинавских сагах он стал известен как Haskuld. 
   Поскольку в д.р. выше (с помощью Велес-книги) было доказано, что Аскольдов в истории Руси было немало, а Ч.Тукембаев убедительно показал, что у росомонов Аскольд – это не имя собственное, а должность «генерал», то многочисленные подвиги Ас-Халиба, очень вероятно, были собраны летописями одному персонажу от разных «генералов»-росомонов.
(Цит.241.2) «Аскольд – это золотой ас, т.е. это непростой воин-ариец, а потомок полководца арийского отряда левого крыла, начавшего свой путь от Роскемдарьи в Кашмир. Корень "ас" имеет божественное начало, поэтому имя – Аскольд, тождественно Манасу для всех асов. Манас или Аскольд – это спустившийся с небес ас для всех асов и россов на земле. Теперь значение слова арий в древних скандинавском и ирландском языках становится ясным. Древние норманны называли ариями тех норманнов, которые принесли на родину славу побед в арийских походах. Первый Аскольд (Манас) овеян славой вторжения в Индию и Иран.[24]
Только в 840 году старшему сыну Айдара Джилки удалось нанести баджанакам решающее поражение и заставить их остатки вернуться на Джаик<Яик=Урал-река>.  Тогда же сын Будима Ас совершил поход на Галидж и вновь подчинил его Айдару. При этом не было никакого кровопролития, ибо Чинавыз<хазарский наместник> бежал, а оставшийся за него Халиб предпочел покориться без боя. Ас никого не наказал, и обрадованный Халиб объявил себя его братом и взял себе его имя. Только Джир<Ростов Великий> отказался подчиниться Кара-Булгару, и Асу пришлось взять его приступом. У этого города находится холм, насыпанный Асом на могиле своих воинов, и называется он Урустау. В память об этой победе Ас(Будимович) стал называть себя и Джиром.[наш пересказ Гази Барадж тарихы]
АК-БУЛГАР (Волжкая Булгария)  ОПЯТЬ СОЕДИНИЛАСЬ С Урус-Булгаром. Бек Болгара Барыс, услышав о победе Джир-Аса, явился к нему с изъявлением покорности Айдару и был щедро награжден за это и отпущен в свое владение...
   Хазарский каган Манас, сменивший Уруса, запросил у Башту мира и получил его.
18  ЛЕТ  МИРА МЕЖДУ ВСЕМИ ЧАСТЯМИ УРУС-БУЛГАРА
(Цит.242) В 840 году по заданию балтавара<тебир-канцлер> Микаиль провел перепись населения, которая определила число подданных Айдара во Внутреннем Кара-Булгаре - в 500 тысяч, включая 50 тысяч кара-булгар, в Балыне - в 600 тысяч... Во Внешнем Кара-Булгаре и Буляре - за вычетом хозяйств служащих - число дворов, плативших налоги в размере стоимости одной куньей шкурки, составляло 173 тысячи...» .[8,Гази Барадж]
   Подсчёт везде совершался по «дворам»-налогоплательщиков, поэтому на 1млн 200тыс домохозяев в Урус-Булгаре могло числиться 6-8 млн чел. Но надо иметь в виду, что неучтённых безхозяйственных кочевников ,особенно ширских(донских) в державе Идель могло быть столько же или больше, чем осёдлых. Также надо понимать, что Хазария в этих переписях населения не участвовала.

(Цит.242.2) «В 855 году кан Айдар умер и по его завещанию был погребен в городе имени его отца - Караджаре, ибо всю жизнь он горевал о нем.
…в 858 году иудейские хазары, возглавляемые им, зарезали хакана Манаса ночью в шатре во время кочевки, а обвиненные в этом кара-булгарские купцы, шедшие через хазарские владения в Дима-Тархан, были тут же казнены.Вслед за этим бек Ильяс поставил хаканом послушного ему сына Манаса Исхака по прозвищу Аксак Тимер и вторгся с ним в Кара-Булгар.» .[8,Гази Барадж]
   Чтобы понимать тексты, связанные с Хазарией, помним, что здесь почти с самого начала этого государства действовала парная система правителей: парадный правитель хакан(каган) и теневой,( как правило – всесильный,) бек.

                КОНЕЦ  ДЕРЖАВЫ  УРУС-БУЛГАР.
(Цит.243) «После смерти Айдара газии<мусульмане> подняли на хаканский трон его старшего сына - мусульманина Габдуллу Джилки. Младший брат Джилки Лачын, не расставшийся с суевериями, и некоторые неверныс Кара-Булгара были этим недовольны и стали помышлять о мятеже.» .[8,Гази Барадж]
   Лачын тут же присоединился к хазарам с язычниками в нападении на Кара-Булгар. Союзникам удалось у ставки Балтавар(Полтава) обойти выступившего им навстречу Джилки и заставить его отступить в Караджар(Чернигов). Воодушевленные успехом враги двинулись к Башту(Киев).
(Цит.243.2) «Между тем помощник Ильяса Чинавыз добрался до Балына и объявил себя послом нового хакана в Галидже. Халиб, также связавшийся с Ильясом, тут же выдал бывшего при нем Будима, а тот незамедлительно бросил его на растерзание, толпе недовольных балтаваром галиджийцев. После этого злодейского убийства оба, не мешкая, двинулись с отрядом галиджийцев на Башту и прибыли к столице Кара-Булгара почти одновременно с хазарами.» .[8,Гази Барадж]
В классике смерть тархана Будима описывается несколько иначе:
[W]: Вади;м Хра;брый (Вади;м Новгоро;дский, Вадим Хоробрый, убит в 864 году) — легендарный предводитель новгородцев, восставших в 864 году против князя Рюрика.В наиболее ранней древнерусской летописи «Повесть временных лет» имя Вадима не упоминается. В некоторых поздних летописных сборниках XVI века появилось предание о смуте в Новгороде, возникшей вскоре по призвании варягов в 862 году. Между новгородцами оказалось много недовольных самовластием Рюрика и действиями его сородичей. Под предводительством Вадима Храброго вспыхнуло восстание в защиту утраченной вольности. Вадим был убит Рюриком, вместе с многими своими приверже-нцами. В изложении В. Н. Татищева Вадимом был местный словенский князь. [W]
     Первое расхождение- по датам: 864г вместо 858г. Второе – восстание против галиджийского самозваного князя Рюрика, вместо – наоборот – восстания галиджийцев против киевского балтавара. Источник классической версии единственный: В Никоновской летописи, составленной в XVI веке, так рассказывается об этом событии:
«Того же лета (864) оскорбишася Новгородцы глаголюще, яко быти нам рабом и много зла всячески пострадати от Рюрика и от рода его. Того же лета уби Рюрик Вадима Храброго и иных многих изби Новгородцев советников его.»
Здесь добавляется ещё один вопрос истории : возникновение Новгорода? Самое раннее иностранное упоминание Новгорода (Немогард, ;;;;;;;;;;) содержится в сочинении 949 года византийского императора Константина Багрянородного. Археолошические данные показывают не ранее 930г. Никоновская летопись не даёт никакой даты ни для рождения Новгорода, ни для года смерти Вадима Храброго.
Поэтому в д.р. признаётся дата летописей Иделя: 858 год, а  с восстанием «новгородцев» против Рюрика придётся разбираться позже.
(Цит.244) «Джир, бывший сардаром анчийского ополчения, запер трое ворот Башту и приготовился дорого продать свою жизнь. Но тут явился посланник Ильяса и объявил о желании хакана - в случае изъявления баштуйцами своей покорности ему - даровать Баштуйской и Урусской областям положения отдельного от Кара-Булгара княжества Русь с центром в Башту. Значительная часть жителей столицы была этим смущена и явилась к Джир-Асу с требованием немедленно сдать город хазарам. Сардар держался две недели, ожидая помощи от балтавара, и, не получив ее, принужден был вступить в переговоры с неприятелем. Обе стороны уговорились на том, что Джир получает титул русского бека и правит под наблюдением хазарского наместника Ас-Халиба, а Башту выплачивает Хазарии дань и помогает войсками. Ас-Халиб со своим отрядом въехал в Башту и занял свое место. Тут же у одних ворот, получивших название Яхудских, учредили хазарскую таможню, а часть города была отдана под хазарский квартал. За три дня жители собрали дань, и Ильяс увел хазарское войско от города. В Батавыле<Путивль> он для вида поднял на кара-булгарский трон нового балтавара - покорного хазарам Лачына - вместо свергнутого Джилки.Так из-за мятежа Лачына перестало существовать единство державы Кара-Булгар.» .[8,Гази Барадж]
   Здесь мы можем не согласиться с летописцем, ибо разорвалась на 4 части Хонская династия царей Иделя, сама держава тоже разложилась на 4 части (Волжский Булгар, Дунайский Булгар,  имея лишь проблемы в верховной власти. Самозванный царь Лачин сидел в Путивле(Батавыле), законный царь Габдулла Джилки (его старший брат) – в Чернигове (Караджаре), а посередине между ними в Киеве(Башту) управлялись аж два хазарских наместника Ас-Джир и Ас-Халиб.

              АСКОЛЬД  И  ДИР. Продолжение. Начало в главе №5.
   В булгарских летописях есть Ас-Халиб, но нет Аскольда; В древнерусских летописях есть Аскольд, но нет Ас-Халиба. Откуда взялись тот и другой (если они не одно и то же лицо) – не сказано. Во вот в современном украинском сайте анонимный автор сей вопрос уверенно разрешает:
(цит.245) « Чаще Аскольд или "Великий Аск", как переводится его имя, служил хазарам. В 832 г. во главе рати ладожан он плавал по Волге, разорял провинции Волжской Булгарии, разграбил Тимер-Кабак, т. е. современный Дагестан, и Ширван, т. е. современный Азербайджан, и жил награбленным. Затем Аскольд захватил Ладогу, но встретился там с Диром и его войском. Во избежание худшего он заключил мир с Диром и побратался с ним, взяв часть его имени. Так Аскольд стал Ас-Халибом. А Дир пошел походом на крепость Джир (современный г. Ростов Великий), взял ее и велел насыпать в честь своей победы курган, который назвал Урустау, т. е. "гора русов". С тех пор Дир стал называть себя Ас-Джиром. Отец Дира Будим контролировал военное положение в Кара-Саклане…» [30]
   Здесь читатель сам увидел несколько натяжек украинских «исследователей»:
1. Какая часть имени Дира стала «Халибом»?
2. Ас-Джир, сын тархана Будима, был от рождения назван Ас, а  Дир до смерти был Дир.
3. Дир и Джир не являются синонимами.
4. Русские летописи и Аскольда и Дира полагают подчинёнными варяга Рюрика, а их появление в Киеве относят к 860 году : 
(Цит.246) «И поидоста Аскольд и Дир по Днепру, и идуче мимо и узреста на горе градок; и упрошаста и реста „чий се градок?“. Они же (горожане) реша: „была суть три братья. Кий, Щёк, Хорив, иже сделаша градокось, и изгибоша, и мы седим, платяче дань родом их козаром“. Аскольд же и Дир остатса в граде сем и многм варяги съвокуписта, и начаста владети Польскою (т.е. — полянской) землею» 

Наши украинские коллеги продолжают удивлять оригинальнейшими сведениями.
   
(Цит.245.2) " Хазары-язычники подняли восстание и свергли кагана Карака, поставив на его место язычника Уруса , сына Асанкула, из рода Кубан. Во время его правления в Хазарской державе усилился внутренний кризис и создалось благоприятное время для образования независимого от Булгарии и Хазарии русского Киевского княжества. А происходило это так: после того, как Дир, он же - Дирос Эллинский "Велесовой книги", или Ас-Джир булгарских летописей, занял Киевский стол (852 г.), киевляне на вече согласились признать его своим князем, преемником династии Белояров. Но Хазария не собиралась отказываться от своих прав на Киев и была не прочь укрепить свое владычество.
При Дире наступило процветание торговли, киевские купцы вышли на международные пути, богатство Киева возросло, город разрастался. К Киевскому княжеству присоединилась вся Древлянская земля и часть современной Белоруссии до Припяти, так как ею владел отец Дира Будим.» [30]
   Из цитаты видно, что украинские историки знакомы и с Велес-книгой, и с Джагфар Тарихы, но используют их весьма выборочно, чтобы сконструировать абсолютно новое украинское усмотрение древнерусской истории. При этом наисильнейшими и наиблагороднейшими деятелями старины должны быть явные предки украинцев. Показывая Дира Элинского из ВК, не заметили, что летопись представляет множество Диров в разных веках. Показывая воеводу Ас-Дира из ДТ «хорошим парнем» местного древлянского  разлива, не заметили его происхождения из будинов и его, вместе с отцом Будимом (Вадимом Храбрым) – верной службы царю Урус-Булгара. Ни Будим, ни Ас-Джир русскими князьями не были, преувеличение это исходит даже не от древних летописцев, а от более поздних толкователей эпоса. В частости: мы в цитатах данной повести уже видели, как негативно русколаны-куявяне относились к Диросу Эллинскому, (по существу) – варягу.
   Честный исследователь истории должен обязательно задать вопрос: почему в древнерусском правительственном небосклоне Дир и Аскольд в разные века появляются всегда вместе? То ли эта «сладкая парочка» вечна и является на землю для свершения специфических «варяжских» дел, то ли реальные люди присваивают сии громкие имена.
ТЕОРЕМА 9.1. Летописный Дир ( осовременный «князь киевский Дир» ) никогда не существовал.
   Выше в д.р. убедительно показано Ч.А.Тукембаевым, что вместо двух всегда был один человек по должности Аскольд-ад-Дир= «генерал-как-лев»; физические лица были в разных веках разные, и были они – из росомонов-скандинавов, причём либо из азиатской, либо их северо-европейской стороны
   Таким обрпзом, воевода Ас-Джир Будимович имел своё собственное имя, никак не связанное с Ас-Халибом.;

                ВАРЯГИ.Продолжение, начало в гл.№7
   Летописи Востока не знают понятие «варяги», новсё их содержание сваодит варягов к галиджицам (по современному – к галичанам).
   Летописи (труды историков) Запада тоже не знают понятия «варяги», новсё их содержание сводит варягов к «руссам».
   Средина между Востоком и Западом – пра-Русь (Можно сказать: Русколань, Урусия) в
знать; для них она – Варягия.
   В.Н.Татищев в главах №31 и 32 совей книги [22] провёл колоссальное обследование понятия «варяги», из которого нам достаточно видеть краткое резюме:
(Цит.)246) «Хотя имя варяг у русских испорчено, но у северных варг и варгионы довольно известное, как в гл. 31, и сам Байер выше многократно показал, и что оное есть образное или поэтическое и поносное, но в те времена похвальное, н. 5, о том ни спорить, ни сомневаться невозможно, но во многих народах это имя в значении волки употребляемо»[22].И с этим спорить невозможно, ибо виднейшие люди среди вараг – вильцы (волки) из г.Волина, лютичи(лютые) из Одер-Лабского междуречья, а само слово у славян ясно отображает «враг» или «вор».

                ВАРЯЖСКО-РУССКИЙ  КНЯЗЬ  ЭРЕК
«Пора о Рюрике писать рассказ»- чем не Ленин древности?! От 856 года появляется это имя в г.Ладога.
(Цит247) «…посмотрим на имена первых царей, из варягов бывших. Имеем мы из всех первого Рюрика. Это имя какого есть народа, как не скандинавского или датского? О Рюрике, датском короле пятом и десятом, Саксон Сиаланденский объявляет, стр. 47, оный у Эрика короля или королевского монаха в Истории датской Рорик называется. В расписании же рунском королей датских, от Олая Вормия изданном, Рорек. У норвежцев знатный есть Грорекур, или Рорекур,…» [22]
Из Джагфар Тарихы: (Цит.247.2) «Ас-Халиб задумал захватить для своих детей Булгар и Кара-Булгар... В том же 870 году он послал своего сына Булата, сидевшего в Галидже, в набег на Булгар, и тому удалось захватить Джир. Однако наместник Булата - садумский бий Эрек - сразу же после отъезда галиджийского наместника прислал послов к Джилки и предложил ему оставить за ним Джир в обмен на его службу кану и дань в невоенные годы. Габдулла весьма обрадовался послам и охотно принял предложение бия.»[8,т.2.ч.3]
   Садумский бек Эрек – это скандинавский наместник наместника Булата, а Булат – сын Аскольда-ад-Дира, хазарского наместника Галиджа. То есть Эрек – как бы второй в  иерархии бек из одной и той же кампании шведско-норманских колонистов на оз.Ладоге.
Был ли этот важнейший гард Гардарики под властью Урус-Булгара – летописи умалчивают, но вероятность обретения им своей былой норманской прописки велика. Мы же теперь к двум именам Рорек=Рюрик прибавляем третье возможное Эрек.
   Спросим третий источник о тех временах, Велес-книгу:
(цит.247.3)       И вот, Эрек идет. И вспомним, как римские орлы поражены были дедами нашими на устье Дунайском.  …      И вот, не поддадимся Эреку, как не поддались и прежде другим. Есть у нас князья свои, и ругу мы им давали и будем давать до конца. Ни Ромеям, ни Эллинам не владычествовать над нами. И так мы и пребудем. Дощечка 29 (III 29). Здесь можно увидеть эмоциональный гимн сопротивления варяжским самозваным правителям. И здесь Рюрика именуют Эреком. Итак, на месте том, где появился пред варяжско-русским народом Рюрик-Сокол, ранее был Рорек или Эрек.

ЛИНГВИСТИКА.   Имя Рори(е)к (Рорих) не слишком отличается от встречающегося латинского искажения имени Эри(е)к (Эрих) – Орик. С последним согласно также имя Хорик, встречающееся у латинян применительно тоже к датчанину.
   Откуда прибыл Рорек-Эрек(Рюрик)? разнотолки начались уже летописях Иоакима и Нестора. Татищев в 18 веке всё что мог проанализировал и выводы сделал в форме «не мог быть из…»
(Цит.247) «Нестор рассказывают, что по смерти Гостомысла, славянского князя, по повелению или завещанием его призвали из варяг руссов князя себе Рюрика с братиею. И хотя от истории ясно видимо, что оные варяги жили над морем Балтийским, от чего и море оное у русских Варяжское именовано, но о месте тех варягов, не принимая во внимание столь древних и хорошо сведущих русских писателей Иоакима и Нестора точное и ясное указание, а также шведских довольно осведомленных историков сказания, на неприличные и весьма с обстоятельствами не сходные народы относили, а чрез то и другие басни определяли.»
…. Рюрик, Синеус, Трувор, Олег, Рохволд, Оскольд, Тур и пр. ни одно не есть славянское. А особенно в послах их ко грекам видно, что все готические и сарматские, как например Свен, Стор, или Стур, Карл, Ингвар, Улеб, Шигоберн и пр., каковые в Швеции, Норвегии и Финляндии по историям тогда и долго после употребляемы были и ныне еще есть,
 … Но что Рюрик не из Швеции, ни из Норвегии, но из Финляндии, то как Иоаким свойством оного с Гостомыслом, так Нестор точным объявлением четырех областей варяжских изъяснили и финская история довольно согласует,
…. Иоаким настойчивее всех это утверждает, что Рюрик, из Финляндии и как сын дочери Гостомысла, по наследию в Руси государем сделался, гл. 4, н. 21.»  [23]
   Но финское происхождение Эрека-Рюрика, а значит 745-летней царской династии «Рюриковичей» имело в генеалогии самые малые шансы. И вот Г.Вернадский отобразил в своём труде версию, ныне самую удобоприемлемую:
(цит.248) Теперь нам нужно сделать краткий очерк жизни Рюрика . Его отец, из клана Скьелдунгов, был изгнан из Ютландии и принял вассальную зависимость от Карла Великого, от которого получил около 782 г. Фрисланд в ленное владение. Рюрик родился около 800 г. Его детство прошло в беспокойном окружении, поскольку отец, а после его смерти — старший брат, постоянно вели войну с правителями, захватившими власть в Ютландии. В 826 г. или около того старший брат Рюрика Харальд, которому удалось захватить часть Ютландии (но позднее он был изгнан оттуда), принял покровительство Людовика Благочестивого и был окрещен в Ингельхейме, возле Майнца . Поскольку Харальд прибыл туда со всем своим семейством, мы можем предположить, что Рюрик тоже был окрещен. Если это так, то он вряд ли всерьез воспринял свое обращение, потому что позднее вернулся к язычеству.
 После обращения Харальда император даровал ему в ленное владение район Рустринген во Фрисланде. Рюрик имел в нем свою долю, а после смерти брата стал владыкой всего лена. Еще при жизни Харальда оба брата яростно воевали, чтобы защитить свои земли от нападений со стороны короля Дании, а после смерти императора Людовика положение Рюрика стало довольно ненадежным. Согласно Верденскому договору (843 г.), Фрисланд был включен в долю империи, доставшуюся Лотарю, и получилось так, что Рюрик утратил свой лен. На протяжении следующих нескольких лет Рюрик вел жизнь искателя приключений, участвуя в набегах как на континент, так и на Англию. В хрониках тех лет он стал известен как jel Christianitatis, «язва христианства» . В 845 г. его корабли поднялись вверх по Эльбе, и в том же году он совершил набег на Северную Францию. В 850 г. Рюрик спустил на воду флот в триста пятьдесят кораблей, с которым он грабил прибрежные районы Англии . В последующие годы он направил свое внимание на устье Рейна и Фрисланд. Лотарь был вынужден пойти на компромисс и возвратил Фрисланд Рюрику на том условии, что он будет защищать побережье империи от нападений других викингов . Поскольку Рюрик теперь не мог беспрепятственно грабить побережье Северного моря, он, вероятно, устремил свое внимание к Балтике, видимо хорошо проинформированный о набеге датчан на Новгород в 852 г.
 Интерес Рюрика к прибалтийским землям получил новый толчок, когда Лотарь вынудил его снова отдать Фрисланд, вместо которого ему был дарован другой лен в Ютландии (854 г.) . Став владыкой Южной Ютландии, Рюрик получил прямой доступ к Балтийскому морю и оказался, таким образом, в лучшем, чем ранее, положении для того, чтобы принимать активное участие в балтийских делах. Составитель «Повести временных лет» относит прибытие Рюрика в Новгород к тому же году, когда датчане вынуждены были оставить город («862», то есть 852 г.). На самом деле, между этими двумя событиями, видимо, прошло два года, а то и больше, и во всяком случае, экспедиция Рюрика в Новгород не могла быть предпринята раньше его обоснования в Ютландии, то есть, не раньше 854 г. Наиболее вероятно, что она имела место в 855 или даже в 856 г.» [4]
Хороша версия, кроме одной ошибки: Новгорода в сии времена ещё не было! Но Ладога и все северо-речные торговые пути датского царевича вполне должны были устроить. Подспорьем князю-варягу была масса «русских» галиджийцев, которые время от времени не только Ладогу , но и города Ильменя (Урус, Галидж) захватывали. Но здесь у Эрека существовал сильный конкурент – росомон Аскольд(Ас-Халиб.
 
   Историю «призвания варягов на княжение «Новгородской  Руси» давным-давно оспорена русской национальной историографией. Лишь один летописец Нестор сообщил появление Эрека именно в таком формате. Другой летописец Иаким рассказал, что Рорек-Эрек женился на одной из дочерей «словенского князя»  Гостомысла и получил право княжения за отсутствием наследников-сыновей. «Согласно так называемой Иоакимовой летописи, утраченной, выдержками из которой однако пользовался В.Н. Татищев, имя словенского князя, изгнавшего варягов, было Гостомысл . Судя по резюме Татищева к рассказу Иоакима о Гостомысле, рассказ этот имеет характер легенды.»

Далее: раздел 2.


Рецензии