Интеллигентное лицо
Но все прекрасно понимают и что значит «простое (русское) лицо». А откуда это все?
А все это оттуда, что во многих (почти всех) народах разные социальные группы формировались и формируются из разных этнических составляющих. Вообще, границы между «социальное происхождение», «сословие» и «национальность» достаточно зыбкие. И, к примеру, сословие может становится национальностью (казаки).
И наоборот, национальность, занимающая изначально некую социальную нишу, ассимилируясь но оставаясь в данной социальной нише, перестает быть национальностью и становится частью данной социальной группы (евреи).
Только через институт кантонистов с 1827 до 1856 годы прошло 50 тысяч еврейских мальчиков. Все они были принудительно выкрешены, а потому женились исключительно на девицах православного вероисповедания. Естественно, их потомки стали русскими. А сколько было добровольных выкрестов? Дедушки Ленина и Менделеева были далеко не единственными.
В 1959 году в Москве проживало 240 тысяч евреев. Сколько из них эмигрировало, а сколько ассимилировалось или ассимилируется?
К. Победоносцев, большой любитель решения еврейского вопроса, предполагал, что решение оного вопросика в России произойдет после того, как «… треть этого беспокойного племени будет вырезано, треть эмигрирует, а треть – ассимилируется …». Как в воду смотрел, сукин сын.
Другой пример. Русское дворянство к 20 веку по своему происхождению было западноевропейского, главным образом немецкого происхождения. Но, при этом, считало себя русскими по национальности. И, фактически, русскими и являлось.
Этим и объясняется в частности то, что есть «интеллигентные» и «простые» русские лица. Это общее правило для подавляющего большинства народов.
Ничего специфически русского для данного феномена нет. Римляне состояли из двух этнических компонентов — патрициев (латинян ) и плебеев (этрусков).
Этнос возникает в процессе приспособления к определенному «ландшафту». В дальнейшем при переселении этнос ищет себе условия, похожие на те, в которой данный этнос сформировался.
В данном утверждении Гумилев под понятием «ландшафт» имел ввиду вовсе не природную среду, а весь комплекс факторов, социальных, природных и других, в котором данный этнос сформировался. И, если данный этнос превратился в сословие, то он, уже в качестве сословия, все равно ищет для себя аналогичный «ландшафт».
Точно так же, сословие, превратившееся в этнос, ищет для себя «ландшафт», к которому оно наиболее приспособлено еще будучи сословием.
У Сервантеса есть сцена, в которой Санчо Панса рассуждает о том, что уж у него-то «точно чистая старохристианская физиономия». Поскольку он крестьянин, а не дворянин. Потому что новые христиане, в отличие от старых — это арабы и евреи, принявшие католичество. А вот Дон Кихот…
Нацменьшинства, ассимилируясь в национальном большинстве, всегда практически изначально заполняют собой некие профессиональные ниши. Формируя таким образом «характерное лицо» данной социальной группы.
Ассимиляция — это распространение нового языка и культуры вплоть до утраты прежней самоидентификации и перехода на самоидентификацию носителей нового языка. Но, при этом, черты лица в ассимиляции не участвуют и определяются сугубо чертами лица папы и мамы.
«Следом за Казанью царь взял Астрахань, а следом власть московского царя признали Ногайская Орда, Кабарда, Сибирское ханство, башкиры и пятигорские князья на Северном Кавказе». Ну и что случилось с народами, населяющими эти страны?
Кстати, численность русских и татар во времена взятия Казани была примерно одинакова. Но потом часть покоренных татар переходили из ислама в православие, а потом и вовсе русифицировались. А потом и ассимилировались, меняя татарскую самоидентификацию на русскую.
Особенно громко звучат голоса с трибун и высоких кафедр. Потому что традиционно очагом формирования и распространения национализма являются именно исторические кафедры университетов. Особенно трогательны к примеру, дерзновенные открытия сегодняшних украинских университетов. Что естественно, потому что в начале формирования гос. идеологии обкатываются самые смелые фантазии.
Для этого, собственно, эти кафедры государством и созданы. А у любого государства есть титульная нация, даже в США. Другое дело, что это не всегда афишируется.
Те же татары, которые перешли в православие, но продолжили считать себя татарами, сегодня называют кряшенами.
Остатки некоторых включенных в состав России народов борются за сохранение своих культурных традиций, другие уже растворились бесследно. Ну черты их лиц сохранились в тех или иных социальных группах.
«Лицо кавказской национальности» — это сегодня «лицо национальности». Со временем эти черты лица будут ассоциироваться с определенным профессионально-социальным статусом.
Да уже сейчас, собственно, это имеет место.
Свидетельство о публикации №215051500861