Правда войны

   

   В канун 70-летия  Великой Победы нашего народа в Великой Отечественной войне   я    вспомнил имена своих земляков ,которые этот день приближали ,как могли. Тех,кто вернулся с Победой,кто погиб на поле боя,умер в медсанбатах, пропал без вести , побывал в застенках концлагерей.

   Желание отдать дань памяти землякам  у меня возникло,когда я в течении многих лет искал сведения о своём деде Камышан Максиме Емельяновиче  погибшем на этой войне. «Перелопачивая» информацию о нём я натыкался и на сведения о земляках  ,которые и собрал в Малую Книгу Памяти.Не было среди моих земляков ни выдающихся полководцев,не совершили они громкие подвиги.Были они простыми рабочими войны.

   Небольшой хуторок в приманычской степи с громким  названием Прогресс (дань времени когда он образовался )-моя малая Родина.Хуторок этот начал заселятся  в 1924-26 г.г.  переселенцами из  центральных областей России и Украины.Как тогда говорили: «Ехал народ на Маныч,на вольные земли».На новом месте обустраивались, обзаводились хозяйством, влюблялись, женились,рожали детей. Чтобы строить светлое будущее организовали коллективное хозяйство….,но пришла война.

    Как рассказывала бабушка , о начале войны узнали от председателя колхоза Лысенко Гурия Константиновича (моего прадеда по маме).В тот воскресный  июньский день ,как было заведено ,почти  весь хутор собрался у Кравцова Антона (моего дедушки по маме)  месить замес и изготавливать саман для нового дома.  После обеда  к работающим приехал Гурий Константинович  и сказал : «Хлопцы,идите отдыхайте по домам.Война началась с немцем».Ему об этом сообщил коннонарочный из района.

   Перед войной в хуторе было около 60 дворов и практически из каждой семьи  ушли на фронт отцы,сыновья,братья .Всего около 90 земляков были призваны на защиту Родины.Более половины из них  сложили свои головы за то, что бы мы жили в мире.

   Ознакомившись с "Книгой Памяти"  ,  опубликованной в местной газете, ко мне обратилась  ,внучка фронтовика ,о котором я упоминал, с просьбой помочь   прочитать дневник деда о войне,разобрать его почерк. И передала его записную книжку.

   Обычная записная книжка,в клеенчатом переплете.16 листов рукописного текста.За пару дней я  "расшифровал" записи...и ,они меня просто потрясли .Нет в них описания подвигов,высокопарных слов,а есть прямая,жестокая правда,то с чем пришлось столкнуться и пережить 20 летнему парню на  войне.

   Когда были сделаны эти записи теперь уже не узнать, наверное вскоре после войны.И для кого они предназначались? Родным он о войне он рассказывать не любил. Может для собственной ПАМЯТИ?!

   Я решил оставить текст дневника  и стилистику изложения  без изменений,а только сделать кое-какие пояснения  и расшифровку сокращений (в скобках),чтобы читателю было понятнее.
 
               
   Камышан Алексей Матвеевич родился 21 февраля 1922 г в с.Скрипаи Змиевского р-на Харьковской обл.В 1926 г. отец Камышан Матвей Васильевич приехал на вольные земли в степное приманычье ,поселились в х.Прогресс Веселовского района.
                               
     В 1930 г. в Прогрессе,поступил в начальную школу,которую окончил в 1934 г. на отлично. Первый учитель по призванию, и очень справедливый человек,коммунист, был Дедусев Илья Павлович.Погиб при немецкой оккупации.Светлая ему память.Очень хотелось бы, что бы таких людей не забывали.
               
    5-й класс окончил в Веселовской с/ш . Был год перерыва, по тяжелым семейным обстоятельствам, а 7-ой класс окончил в Красноармейской с/ш  РВС (колхоз им.Райвоенсовета),где меня приняли в ч.ВЛКСМ (в члены ВЛКСМ-комсомол).Учиться хотелось  и в 1938 г. я поступил в Новочеркасский Авто техникум,был на стипендии и на подзаработках. Да и нельзя иначе, с 5 рублями в месяц не проживешь,когда не учился работал везде.
               
    В 1940 г.ввели платное обучение  и вообще после финской (Советско-финская война 30.11.1939 г.-12.03.1940 г.)практические условия жизни сильно ухудшились,не давали покоя вербовки (в тексте зачёркнуто) комиссии в военные училища,а от недоедания, здоровье ослабло, пришлось учёбу бросить и до самого призыва работал в к-зе Прогресс,откуда и призвали в армию, в феврале 1942 г. и направили на курсы радио-телефонистов  ст.Муртозово в Кабардино-Балкарии,откуда направили нас в полк РВК (Резерв Верховного Командования),который формировался в станице Верхне Чирской Сталинградской обл.
               
    В апреле мы заняли оборону в Воронежской обл.Там ,где мы стояли, немец не прорывался,но обходил нас,а поэтому нам приходилось несколько раз выходить из окружения и так отступали до самого Сталинграда.
               
    В Сталинград отступили 23 августа  1942 г. сильно разбитые ,но знамя сохранили и в ночь с 23 на 24 августа на Тракторном, нас пополнили техникой, оружием и людьми.Мобилизовали войска МВД,местное население и заняли круговую оборону.Часто перебрасывали по всему 60-ти км (60-ти километровому) городу на горячие точки.Пришлось быть и на Мамаевом кургане,на заводе Красный Октябрь, Тракторном заводе и много других точек,но 27 сентября, при исправлении первой линии связи,попал в плен.

   Как и много раз бежал по линии держась за проводку,там где порыв соединял, проверял связь.И на этот раз устранил 3 порыва,а связи нет.У нас было НП (наблюдательный пункт)  и ПНП (передовой наблюдательный пункт) и вот после ПНП я попал под обстрел.Лежу  спокойно,обстрел прекращается,как только начну двигаться,  уже и сзади и спереди фонтанчики от пуль автоматных. Оказывается в наших пехотных окопах уже были немцы.Когда я двигался вперед они молчали,а назад ходу не давали.В общем и целом ,когда я лежал,какой-то немец незаметно подкрался  и приглушил меня прикладом по голове и в таком состоянии притянули меня к танкам,которые находились за горкой в   в овраге.
 
  Собрали нас таких около 30 человек и погнали на минное поле разминировать , но мы то не минёры и люди начали подрываться,но мне везет на хороших людей.Рядом со мной оказался Миша Васильчук. Он сам меня затронул. Ведь после приклада по голове  у меня были черные глаза, одни щёлочки  ,но он дал мне инструкцию.Если увидишь провода или свежую землю, переступай и иди следом за мной,а там, под деревом есть окопы,там пересидим до темени(темноты),а потом может и спасёмся.

  В том окопчике,на всякий случай,мы завернули в пергаментную бумагу от снарядов свои комсомольские билеты и закопали.А когда стемнело,  мы вышли на дорогу.Ночь тихая ,спокойная,как будто и войны нет.Идем,чувствуем,что скоро наши,но нарвались на засаду и нас отправили в лагерь Гумрак.

   Это пригород Сталинграда.Сама станция была разбита,но огорожена проволкой с одной стороны от развалин.Лагерь был наверное временный,проволки только два ряда.Пленные, большинство, тяжело раненные, и находились в блиндажах-окопах.Многие бредили в горячке и здесь же в окопчиках их зарывали.Кормить не знаю чем кормили,но , как то притянули убитую  лошадь ,на которую ,кто поздоровее наскочили с ножами и за несколько минут растащили,кому что досталось,не обошлось и без жертв (  2 человеческих трупа).Мы туда не подходили,но Мишка сказал: если мы не уйдем,то и мы такие будем,давай бежать.Да ,как же ,ведь по углам часовые с пулеметами,да мы поднимем лай собак?Привезли бы ещё одну лошадь и можно удрать.

   Миша был очень практичный и наблюдательный,всё примечал.И вот уже при электрическом свете притянули ещё лошадь.Миша меня за руку-пошли.Возле развалин была рельса ,что (как)  перекладина,Миша по проволке,как по лестнице поднялся до перекладины, перебежал и соскочил в развалину.Я последовал за ним. Оказывается всё внимание часовых и собак было обращено не сюда.
               
   Долго выбирались из развалин,но всё же выбрались,пошли по какой-то лощине, попали в овраг с дорогой.Тихо,спокойно и мы потеряли ,с радости  что удрали ,  бдительность ,и попали в расположение какой-то автоколонны, окопанной в обрыве оврага.Часовые ходят, нас не прогоняют.Мы идем по дороге , и нам показалось км 5 ,но дорога начала выходить из оврага и тогда нас задержал часовой.

   "Хальт ком цу мир" (" стой ,иди сюда").

   Миша объявляет, что мы  добровольно сдались в плен и немецкий офицер  нас отпустил-идите домой к матери.

   "Нихт,нихт " ("нет,нет") ответил немец и вызвал переводчика. Переводчику мы сказали  тоже самое  ,но он нам объяснил,что сейчас никого, никуда не отпускают и приказал до утра опуститься в окоп,а утром разберутся. Но утром переводчик принес по котелку супу и сказал,что немцы нас отпустили (наверное  и у них есть "фрау мутер" (есть мать).

   Но выйдя на дорогу нас задержали немцы у второго оврага,обоз на лошадях. Приказали рыть окопы для лошадей.Кормить не кормили а за перекур дали палок. Правда подбежал   русский  коваль (кузнец) и спас,сказал-"берите быстрее лопаты в руки,у них сидя не перекуривают".Вечером  приказали спать в окопе,а часовой охранял-ходил то до повозок,то до плена.

  Миша мне днем выбрал ориентир "бурьянами",куда бежать, и вот когда часовой пошел к повозкам ( в окопе слышны были его шаги) и там утихли,мы выскочили из окопа,немец начал стрельбу,мы разбежались и может быть его убили (Мишу),но больше я его не видел.

   Поймали меня ещё раз и на станции Чир (Сталинградская обл.),несколько пленных (зачеркнуто)-человек таких,как и я задействовали ухаживать за лошадьми.Лошадей они кормили варенной пшеницей и ,чтобы немец не видел,мы питались вместе с лошадьми.Лошади были наши, их они везли в Германию,как трофеи , и не доезжая "Белой Калитвы"(город и ж.д.станция в Ростовской обл.) ребята раздвинули решетку на окне в теплушке,голова пролезла и я пролез.Держали меня за руки с условием ,если ровное место,чтобы я дал команду.Но темно,да и слезы от ветра,я ничего не видел ,только стук колес в ушах и они бросили,но приземлился удачно,болей не чувствовал,только ожидал,что сейчас пулемет с тамбура застрочит,но стук колес стал удаляться и я поднялся и пошел за ветром.Маленький снежок.

   Утром одну деревню прошел стороной,а до другой еле приплелся к вечеру. Деревня Большая Ивановка Больше-Крепинского р-на (сейчас Плато-Ивановка Родионо-Несветаевского р-на Ростовской обл.). Зашел в дом-хатку.Старушка, как и моя мать  в слезы,это где-то и мой может так бродит.

   Выкупала,покормила немного и уложила спать,а белье и всю одежду проварила(вши разъели поясницу до крови).После купки (купания)  всё взялось коркой,лежать хорошо,а как встаю, поворошишься (поворочаешься),боль невыносимая и я теряю сознание,но к вечеру на второй день я поднялся,на третий день я поднялся  с утра,но хозяйка пришла с работы и сообщила что гестапо (немецкая полиция) в поселке.Дала хлеба,кусочек сала и показала куда мне удирать.Фамилия тети Харченко ,а звать Паша.

   К вечеру я пришел в какой то хутор или станицу.Ночевать никто не пускает. Только с разрешения коменданта.Пошел дальше.Догоняет человек с повозкой. Спрашивает:
-"Ты ищешь ,где переночевать?"
-"Да"-отвечаю.
-"Пойдём со мной".

   А у них из хутора отправили 25 человек в Аксай(город около Ростова-на-Дону,расположен на правом берегу р.Дон),как партизан,а меня задержали как связного.

   И такой гад служака,как собака,пристает.
-"Всё равно завтра в Аксае окажешься-там скажешь ,зачем пришел".

   В 12 часов ночи, кто-то постучал в дверь.Полицай спросил:
- "Ты Иван?"
- "Я"-ответили ему.
 Потом он пошел ему открывать,а сам побежал в туалет.Этот Иван увидев меня спросил:
-"Тебя задержали?" 
-"Да"-отвечаю.
-"Мотай отсюда пока мне тебя никто не сдал,а то завтра казнят".

   Я сорвался по дороге не зная куда идти,к утру сам пришел в Аксай.
Зашел в крайний флигелек. Там жила пожилая армянка.Спросил её,как перейти Дон? А она с таким акцентом  говорит,пойду у своих узнаю.Наложила миску мамалыги,залила молоком и ушла.Я кушаю,а всё в окна выглядываю.Думаю,сейчас приведет полицаев.
Смотрю ,идет сама и говорит: "Знаешь сыночек, советуют идти прямо через мост, только смелее,в солдатской форме сейчас много ходят,пропустят".Раз не привела полицаев,значит добра желает.

   Иду.Тут попутно женщина попалась,тоже за руку схватила,говорит : "Смелее.Пройдём".Волосы под пилоткой поднялись,пока 3 (трех) часовых прошли,но к вечеру я уже был на выходе станицы Ольгинской.

   Зашел к старику-казаку с черной бородой,попросился переночевать.Старик, какой-то строгий-ни ответа,ни привета.Что-то сказал старухе.Та налила борща,каши наложила.Я покушал и меня ,как курчёнка (цыплёнка) свалило.После стольких переживаний.Холод и дождь ,а теперь в тепле.Но старик поднял меня за шиворот,встряхнул,вложил в руки кусок хлеба и сала и сказал: "Иди по дороге,а там можешь свернуть на овчарню".

   Ночь ,холодно,сил нет,но чтобы не замерзнуть надо двигаться.В  то время   немцы на машинах накатали ровную дорогу до самого Веселого (районный центр Ростовской обл.).В стороне от дороги стояла скирда.Так как сил не было , решил вырыть нору и немного отдохнуть.Но немного полежав,почувствовал,что замерзаю.Да ещё и волки воют.Тогда было очень много волков.Вылез-кругом волки,на дорогу пропустили. Не знаю сколько я бежал,оглянулся,и волки за мной.Но силы иссякли,еле ноги передвигаю и они также следом, и так всю ночь,а к утру увидел огонек и собаки залаяли.Это была овчарня х.Позднеевки. Там спал один морячек.В хуторе было полно румын,как раз они отступали.Это был январь 1943 г.

  Часиков в 10 пришли девчата на работу.Сказали ,что румыны ушли ,можно идти на Веселый.

   В Веселом жил наш хуторянин из Прогресса Грошевой Иван Иванович,я к нему и зашел.Он усадил меня кушать,а домой самому идти не разрешил,кто-нибудь приедет и заберет,а то немцы отступают и  без документов задерживают.Не успели покушать,как И.И. задержал нашего хуторянина Быкова на двуколке  и он привез меня домой.

   Так как документов у меня не было,а наша разведка уже была в хуторе,меня опять заподозрили.Но спасибо Лысенко Г.К. ( в то время был председатель колхоза),он прибежал и забрал ,сказал ,что я на эвакуацию скота.С условием далеко не идти,а продержать в балке,возле скирды,а немцы уйдут ,гоните назад.Так мы спасли весь Прогресский скот.

   После освобождения направили на проверку и на строительство химзавода в Алтайский край г.Славгород ,озеро Яровое.А в марте месяце 1944 г. через Славгородский военкомат,направили на линию обороны Калининская область д.Пустошки.

   В составе 2 -го Прибалтийского фронта дошел до Риги.10 октября последний раз ранило в лопатку и лёгкие.Слепые ,осколочные.Свищи не заживали,а поэтому попал в госпиталь Горьковская обл. станция Выкса,на Оке.

  После госпиталя направили на учебу химинструкторов в Ивановскую обл.г.Тейково.
Победу встретил в запасном полку.За границей был в составе танкового отряда. Демобилизовался из г.Бахчисарай Крымской обл.

 Справка: Камышан Алексей Матвеевич,1922 г.р.,до призыва в РККА работал в колхозе Прогресс Весёловского р-на Ростовской обл..  Призван в армию в феврале 1942 г.
В сентябре 1942 г.   попал в плен,но удалось бежать. В марте 1944 г.повторно призван на фронт,продолжил воевать,   наводчиком  45 отдельного истребительно-противотанкового артдивизиона 219 СД 2-го Прибалтийского фронта. Был трижды ранен.Последний раз 10 октября 1944 г.,в Прибалтике, тяжело. Демобилизовался в звании ефрейтор. После демобилизации работал в к-зе "Красный Октябрь". Награжден к 40-летнему юбилею Победы  Орденом Отечественной войны 2 ст. 06.04.1985 г.,но получить его не успел,т.к.  умер в 1984 г.,похоронен в х.Красный Октябрь.
   


Рецензии
Хороший очерк. Вообще ничем не наградили за войну (кроме юбилейного ордена и памятной медали "За победу над Германией")? И "За оборону Сталинграда" не было?

Александр Карасёв   30.06.2018 19:14     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.