Страна, которая больше не герой

Словосочетание «город-герой» появилось в Приказе Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945г. Городов-героев было четыре. Ленинград, Одесса, Севастополь и Сталинград. Почему именно так, и никак иначе, знали все, кто пережил эту войну. Потому что вся страна – страна герой, и каждый город, каждая деревня в ней пережили если не бомбёжки и разрушения, то смерть лучших своих граждан, ушедших на фронт добровольцами.

Но подвиг этих четырёх городов даже по меркам той войны был чем-то неслыханным. Подвиг из подвигов. Умирающий от голода Ленинград, ушедшая в катакомбы Одесса, стёртый с лица земли, но не сломленный Севастополь и город-фронт Сталинград…

Мало кто знает, но при Сталине 9 мая отмечалось 2 раза: в 1946 и 1947 году. Затем, безусловно оставаясь праздничной датой, День Победы стал рабочим днём. Масштабный праздник и лишний выходной день появились при Брежневе в 1965 году.
Торжественно отмечая двадцатилетие победы, заодно проводили в последний путь сталинскую эпоху «штурма небес». Закончилось движение вперёд и только вперёд. Началась эпоха почивания на лаврах, закономерно закончившаяся крахом.

 В 1965г.  – 20 лет спустя! – День Победы стал выходным днём. С каждым годом война превращалась из славного эпизода в череде былых и грядущих подвигов в высшее достижение нашего народа. В высшую точку, в зенит, за которым только закат. Если при Сталине фильмы о войне чередовались с фильмами о героях Шипки и Плевны, русских флотоводцах, учёных, деятелях искусств, царях и других героях прошлого, то в хрущёвско-брежневскую эпоху не осталось ничего, кроме Победы. Мы победили, и чем дальше мы уходили во времени от этой победы, тем больше кричали о ней, и постепенно превращались из живых людей в тени былых героев. А сами теряли смысл своего существования. И не случайно, что этот процесс начался в шестидесятые годы.

К тому времени во имя гарантий безопасности и безнаказанности партноменклатура заклеймила позором Сталина и репрессии. Тем самым она оплевала весь предыдущий период истории и потеряла собственное лицо, но номенклатуру это не волновало. Марксизм превратился в набор догм, кое-как склеенных выдранными из классиков цитатами. Для успокоения обывателя было изобретено чудовищное по своей глупости и безграмотности понятие «развитой социализм». Вместо постепенного снижения денежной массы и «засыпания» товарно-денежных отношений, ввели хозрасчёт и оживили теневой рынок... Страна готовилась к тому, что высшее руководство сдаст её ради того, чтобы «догнать и перегнать Америку» по уровню своего потребления, что в итоге и произошло.

И именно в те дни начались съёмки огромной массы типовых фильмов о войне, среди которых лишь изредка встречались шедевры вроде «Они сражались за Родину» или «В бой идут одни старики». Уже тогда святой день превратился в бренд, на котором наживались предки современных михалковых, пописывая к дате песенки и лепя фильмы. И вполне закономерно, что в это же самое время работники понесли из цехов на чёрный рынок продукцию родного завода, а в магазинах продавцы начали торговать из-под прилавка.

Под раздувающийся культ Победы Советский Союз стремительно деградировал и превращался в то, для чего наши недруги подобрали слово «совок». В 1965 г. звание Город-герой получили Москва и Киев.

Москва и Киев хлебнули военного лихолетья не больше (хотя и не меньше) чем любой из сотен населённых пунктов, оккупированных врагом или находившихся в трёх десятках километров от фронта. Но ведь как это так, столица Украины и не город-герой! Братскому народу будет обидно. И разве Москва не город-герой? Москва – столица нашей родины! Здравый смысл и элементарная порядочность всё чаще отступали перед «политической целесообразностью». В 1973г. городами-героями стали Керчь и Новороссийск – города, где когда-то «геройствовал» полковник Брежнев. Тем самым само звание «город-герой» девальвировалось, что немедля нашло отклик в чутком на такие вещи русском народе. Словосочетание «город-герой» тут же приобрело насмешливо-иронический характер и стало применяться в народе к любым населённым пунктам. «Город-герой Магадан», «город-герой Ташкент»…

А молодёжь, воспитанная на слезливых брежневских фильмах о войне, вроде «А зори здесь тихие» и впитавшая кожей фразу «лишь бы не было войны», принесла со своей – афганской – войны народные песни, смысл которых можно передать одной фразой: «мама, забери меня отсюда». Под победный гром салютов из народа выходил дух победителя.
Показушный характер праздника ещё более явно проявился в «Новой России». Российская власть – эта те же хрущёвско-брежневские партийные и комсомольские боссы, у которых, наконец, всё получилось. Из управляющих общенародной собственностью они воровским образом стали её хозяевами. И ничего, кроме не ими достигнутой Победы предложить в качестве «духовной скрепы» населению они не в состоянии. Отсюда кретинический размах, нарастающий год от года.
Чем удалённее Россия во времени от высшей точки своего величия, тем сильнее власть пускает пыль в глаза и монетизирует славное прошлое. В СССР парады на Красной площади проходили в юбилейные годы - 1965, 75, 85 и 90-м. И лишь начиная с 1995 ельцинского года, они стали ежегодными. Все действия Путина, - и майское победобесие тоже – есть всего лишь продолжение курса позднего Ельцина. Как, собственно, и сам Путин.

День, превращённый в карнавал с ряжеными «ветеранами» и раскрашиванием всего, что можно в георгиевские (нет, не в красные!) цвета. Ночные клубы приглашают на вечеренику «ночь победы», пищевики вешают гвардейские ленты на «треску по-датски». День Победы превратился в какой-то истерический шабаш с наклейками «Т-34» на БМВ и фольксвагенах, артистами в бутафорских орденах, конкурсами стриптиза (пардон, современного танца) и георгиевскими лентами на биотуалетах и банках пива.

В 2005-м году власть выдумала новое звание: город воинской славы. И Путин теперь напоминает божью коровку из детской считалки. «Этому дала, этому дала, этому не дала»… Надо обязательно дать Рамзану, а то обидится потомственный президент маленькой (но гордой!) горной республики. Ежегодно новое звание присваивается то пяти, то семи, то восьми городам, и политиканы (как и их коллеги накануне Перестройки) руководствуются при этом только и исключительно политической целесообразностью, наплевав на здравый смысл. Не говоря о неизвестных Путину категориях вроде чести и совести. К 70-летию победы звание города воинской славы присвоили Грозному. Город Грозный дал стране много героев. Не больше, но и не меньше, чем любой русский город того времени. Но дети и внуки этих героев больше не живут в Грозном. Их вырезали или выгнали из этого города потомки коллаборационистов и предателей. Ельцин предал героев в начале 90-х. Путин предал их в 2004-м, поставив во главе Чечни одного из «вовремя предавших» бандитов.. В угоду чеченским нацистам присвоив Грозному звание Города воинской славы, Путин предаёт уже не живых, но мёртвых. И за это ему вовек не будет прощения ни на этом свете, ни на том. Но политическая целесообразность важнее.

Политическая целесообразность и бизнес. Праздничный бюджет всех городов России уходит в основном на украшения и пиар. На самые труднопроверяемые статьи бюджета расходуется больше всего средств. Каждый год к празднику заказывается новый дизайн, причём, количество красного цвета всячески стараются уменьшать, дабы не резал  глаз бывшим коммунистам, оголубевшим в медвежьей партии. Возят на «виллисах» под видом ветеранов 60-летних бодрых единороссов, годящихся в сыновья, а то и во внуки фронтовикам. Зашибают деньгу ряженые реконструкторы. Молодые карьеристы из всевозможных политических движений кладут под памятники и пиарятся. Записные стихоплёты привычно рифмуют «деды и победы». Новую порцию дегенеративного бреда с грудастыми медсёстрами, крутыми спецназовцами-смершевцами и бессмысленно жестокими комиссарами вбрасывает раз за разом голубой экран…

А меж тем, самому младшему из ветеранов, призванному на фронт осенью 1944, сейчас уже 87 лет. Поколение, подарившее нам этот праздник, уходит от нас. И им в этот день остались только телевизор, льющий грязь на эпоху, когда они были молоды, только продуктовый набор из собеса, только отмена бесплатной медицины, да крики пьяного быдла под окном до утра.

  А для нас праздник превратился в какой-то весёленький атрибут нашей разудалой прикольной жизни. Радостно хихикая, вешаем георгиевские ленточки на кошечку или плюшевого мишку, клеим на иномарку наклеечку «на Берлин».Выслушиваем анекдотец на тему войны. И всё хихикаем. Косим от армии и «помним и гордимся». Смотрим кинопасквели с ведром попкорна в руках. Надеваем пилотку с красной звёздочкой и юбочку покороче: кавайно! Идём 9 мая в пьяной толпе по главному проспекту города, поскальзываясь на заблёванном асфальте, и кричим «Зенит чемпион». Платим за ненападение дань чеченским нацистам и празднуем день Победы над нацистской Германией. Уткнули голову в корыто, чтобы не видеть, как легко наша власть предала Одессу, Славянск и Мариуполь, а сами рассказываем друг другу, что не боимся «пиндосов». Глядя при этом американские фильмы и их дешёвые бондарчуковские отечественные копии. Хихикаем над тупыми хохлами, которые ввели у себя «красный мак», чтобы вытравить из народной памяти красное знамя и заменить его другим символом, и при этом поправляем на груди георгиевскую ленточку, которую не то «молодая гвардия» не то «либеральный клуб Единой России» придумал в 2005-м году с точно такой же целью. И глядим, как власовские триколоры гордо реют над братскими могилами…
Достойны ли мы Путина и едросовской власти? Безусловно. Достойны ли мы дедов, которые воевали?

Нет. За нас, ублюдков, воевать не стоило.


Рецензии
Наконец читаю человеческие слова среди этого болота самообмана.
Спасибо, тов. Красный.

Анна Гриневская   18.11.2015 18:33     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.