Охота на раков

ОХОТА  НА  РАКОВ
Александра Чернышева

Удивительная река Солянка! Цепь круглых озёр, соединённых между собой протоками. Вода в озёрах холодна и прозрачна из-за многочисленных родников, бьющих со дна. Даже в самые жаркие летние дни она прогревалась только на поверхности. Но стоило опустить ноги поглубже, как их охватывал ледяной холод. Озёра были так глубоки, что мало кто из взрослых, нырнув, доставал дно, а что говорить о нас, мелюзге. Мы и не пытались. Протоки наоборот были мелкими, густо заросшие водорослями, под которыми таилась коварная тина. Только ступишь в протоку, ноги тут же погружались в неё чуть ли не по колено. Вода в протоках тёплая-претёплая.
Вот сюда-то, в конце июня, начале июля и выползали раки метать икру, И было их такое множество, что шагу ступить нельзя. Когда наступала эта благодатная пора, мы отправлялись на охоту за раками. Мы – это я, младшие сёстры Валюська с Зоей и племянник Гриша, Хотя последний жил в другой деревне, однако не упускал случая поучаствовать в такой охоте. Только, бывало, подумаешь: «А не пора ли идти за раками?», а он уже тут, как тут, как-будто слышит на расстоянии.
Ловлей занимались я и Валюська. В обязанности Гришки входило везти тележку вдоль реки. В ней лежал большой мешок для раков. Зоя собирала выброшенных на берег раков и складывала их в этот мешок. Как видите проводилась «крупномасштабная операция под названием «Охота на раков».
Вылавливать раков тоже своего рода искусство. Мы с Валюськой медленно, увязая в тине, продвигались по протоке против течения, чтобы муть, поднимавшаяся от наших ног, не мешала нам высматривать раков. Раки, как известно, всегда пятятся назад при малейшей опасности. Вот эту их привычку мы и обернули в свою пользу. Осторожно опускали в воду одну руку поближе к хвосту, а другой махали перед его мордой. Рак стремительно откатывался назад, тут-то мы его, голубчика, и хватали. Схватив, выбрасывали на берег. Однако, бывали и неудачи. Рак стремительно проскальзывал под ладонью и пальцы хватали пустоту. Нередко в таких случаях рак успевал клешнями распороть кожу на руке. Маленьких раков мы не брали. Выбирали самых крупных. Иногда попадался такой крупный рак, что Зоя, при виде его начинала визжать и боялась брать его в руки. В таких случаях Гриша был на подхвате. Он был бы несказанно рад сам собирать раков, но Зоя такое удовольствие ему нипочём бы не уступила. Пока проходили протоку от озера до озера, вода в ней становилась мутной от взбаламученной тины. Тогда мы выбирались на берег и ждали, когда вода опять станет прозрачной и напуганные раки малость успокоятся. После этого делали ещё один заход. Бывало, за два захода вылавливали больше сотни раков. Довольные уловом, возвращались домой. Мешок в тележке шевелился от беспрерывного копошения в нём раков. Из него слышалось шуршание, скрежет, царапанье.
Дома, в бане, вываливали всех раков в котёл, заливали водой и варили. Готовых раков вынимали в огромный таз, общими усилиями выволакивали его во двор, и начиналось настоящее пиршество. Ели только мясо из хвостов и клешней. Остальное выбрасывали курам. Они окружали нас со всех сторон, выхватывали куски чуть ли не из рук и растаскивали по всему двору. Расправившись с одним куском, неслись, раскрылившись, за другим. Вот потеха была, наблюдать за ними! Вскоре во двор начинали проникать соседские куры и норовили себе тоже отхватить лакомые кусочки. Но наши так раскудахтаются, такой поднимут шум,  с таким остервенением начнут долбить клювами чужаков, что им, поневоле, приходилось убираться с чужого двора восвояси.
Но самый смак в раках – икра. Только с икрой мы брали не больше десятка, чтобы полакомиться. Иначе, если переловить всех, что будет на следующий год? То-то и оно!
Мама, глядя, как мы расправляемся со своим уловом, качала головой, приговаривая: «Ну, чисто дикари, прости Господи!». А мы со смеху только покатывались.
Охоту на раков мы устраивали только один раз за всё лето. Наедались до отвала и до будущего года на Солянские протоки больше ни ногой. Довольствовались тем, что ловили в реке Кувай. Она, в те времена, тоже была богата и рыбой, и раками.
…Год назад я была в своей родной деревне. Вместе с подругой детства Катей, прошлись по берегам Солянки. Ничего не осталось от былого великолепия и изобилия. Озёра почти высохли, лишь на самом дне поблескивали небольшие лужицы. Протоки пересохли, густо заросли камышом, Где та рыба, и где те раки? Скорее всего они все погибли. А жаль!

Кувай – Орск, 2010 г.


Рецензии