Демон. Сцена девятая, мистическая

Царство Аида. На скалистом, лишенном растительности берегу Стикса сидят Демон и Цербер. Они беседуют. В руке у Демона бутылка виски. За спиной у них вспыхивают кроваво-красные сполохи; над головами проносятся страшные летучие твари – порождения мира мертвых.
В открытом Демоном портале, как на киноэкране, виден мир живых: переполненные автострады, людные улицы мегаполисов, бескрайние пустыни и нетронутые вековые леса.
Иногда в нем видна мастерская неизвестного художника, рисующего их двоих, сидящих на берегу, с поразительной точностью. Его творение настолько впечатляюще, что Демон снова и снова возвращает эту картину, любуясь изображенной на ней зловещей красотой.

Цербер
Тебе уж хватит, Демон...
Ты пьешь, как мальчик молодой,
Познав разлуку с девой
Впервые в жизни... Что с тобой?
Иль рядом нет войны, волнений?
Иль в клетке сумрачной, немой,
Не ожидает смерти гений
От правды жизни роковой?
Иль неуемная натура, твоя
Нашла земли покой,
И пьет уныния микстуру,
Не в силах справиться с собой?

Демон
Наверно, так... Я был у ней...
Она меня отвергла...
Сказала: до скончания дней
Не будет столько гнева
В ее душе, - как от меня...
Ведь дал я ей надежду!
И прогнала меня, кляня...

Цербер
Ты любишь, как и прежде?

Демон (кивает)

Цербер
Но ты сказал, что он ушел
В раю искать покоя?

Демон
С ума еще я не сошел,
Что б говорить такое...
Наш мир для них, лишь сон и бред!
Веками им твердили,
Что Зевса нет и Геры нет...

Цербер
И что же – убедили?

Демон
Подумай сам, - голов аж три!
Одна другой умнее,
Не все же в ход пускать клыки,
Стремясь убить скорее!

Цербер
О чем подумать? Как, скажи,
Признать мне глупость эту,
Что нет меня! Ужасней лжи
На целом свете нету!
И даже если положить
Такое утвержденье,
То как ты сможешь объяснить,
Вот, это вдохновенье!

(Указывает на художника)
Смотри, как трудится! Лучи
Уж солнце опустило;
Утроба с голоду урчит,
А он рисует... Мило!
Да, точно как... а я не знал,
Что выгляжу так грозно!
А ты, немного простоват...
Но взгляд поймал и позу...
Оставь печали, Демон! Все
Случается, как нужно.
Нас жизнь течением несет
Легко и ненатужно!
Коль будет небом суждено,
Так, встретишься с Еленой...
А если нет... то, все равно, -
Подобно легкой пене,
Нестись тебе по глади волн,
В неведомое «завтра»...

Демон
Ты прав, приятель, жалок стон
Того, кто без азарта
Не мог прожить когда-то дня
И вскакивал с рассветом,
Что б жизни порами звеня,
Нестись навстречу лету!

Цербер
Другое дело!

(Указывает лапой на комнату художника)
Посмотри,
Вон, дивное созданье,
Вздыхает робко у двери...
Накинув одеянье,
Стоит и ждет, пока ее
Присутствие заметят...
А он не видит ничего, -
Художники, как дети!
Вот вам любовь среди людей!
Она сильна лишь только,
Когда разлука у дверей
В сердца стреляет горько!
А дева страсть как хороша...
Давай поспорим, Демон,
Что не найдет ее душа
Взаимности. Надену
Колпак шута я, коль неправ!
Стоять ей до рассвета,
Пока художник сеет мрак
На полотне на этом!
Вот, так и ты: увидел – все!
«Моя, люблю, тоскую»...
А завтра – ветром унесет
Любовь твою земную!
Ну что – поспоришь?

Демон
Надоел!
Ты трезв и слишком весел!
Оставь меня... я здесь сидел
В спокойном, тихом месте!

Цербер
Да, я б ушел, но, сам суди, -
Ведь нас теперь рисуют...
И как красиво, черт возьми!
Как будто бы вживую!
Я лучше просто помолчу...
Ты лишь признайся, Демон,
Что будет так, как я хочу –
Он не заметит деву!

В это время в окно комнаты врывается порыв ветра, срывая с девушки накидку и обнажая ее прекрасное тело. От неожиданности она вскрикивает, привлекая внимание художника. Он отворачивается от неоконченной картины, подходит и обнимает ее.

Цербер
Нечестно, Демон! Ты сейчас
Подстроил эту сцену!
Твоих мальчишеских проказ
Терпеть я не намерен!
И что теперь? Сидеть и ждать,
Пока они устанут
Друг друга лаской одарять
На стареньком диване?

Демон
Нет, друг, таким делам
Свидетелей не нужно...
Пойдем к реке; так тихо там,
И листья воды кружат...

Цербер
А наш портрет?

Демон
Он будет... Знай,
Уж коль чего задумал
Артист, художник, иль поэт,
Их пыл не сбить и пулей!
Споют, сыграют, сочинят
Без зависти и фальши.
Так было сто веков подряд, -
Да, будет так и дальше!

Спускаются к реке. Цербер тревожно поглядывает на нетвердо стоящего на ногах Демона.


Рецензии